ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-878/2018 от 11.04.2018 Беловского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-878/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Хряпочкина М.Ю.

при секретаре Петункиной А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белове

11 апреля 2018 года

дело по административному исковому заявлению Бейч А.В. к Межведомственной комиссии администрации муниципального образования Краснобродский городской округ, Администрации Краснобродского городского округа о признании незаконным и отмене решения МВК администрации МО «Краснобродский городской округ», обязании провести обследование жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Бейч А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии администрации муниципального образования Краснобродский городской округ, Администрации Краснобродского городского округа о признании незаконным и отмене решения МВК администрации МО «Краснобродский городской округ», обязании провести обследование жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что Бейч А.В., является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>

Пребывание в аварийном доме опасно, представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью моей семьи.

ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации Краснобродского городского округа с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с прилагаемыми к нему копиями правоустанавливающих документов.

ДД.ММ.ГГГГ г. межведомственной комиссией был составлен Акт обследования жилого помещения, который является незаконным, так как ДД.ММ.ГГГГ г. обследование дома, фактически не проводилось.

ДД.ММ.ГГГГ. получил копию Протокола заседания межведомственной комиссии № 2 от ДД.ММ.ГГГГ., в котором было принято решение о возложении обязанности представить заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания.

Считает, что действия комиссии по истребованию заключения проектно-изыскательской организации и принятое межведомственной комиссией решение о том, что заявитель обязан представить в комиссию указанное заключение, не основаны на законе и подлежат отмене, поскольку предоставление требуемого документа в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 является правом, а не обязанностью.

Просит признать незаконным и отменить решение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» (Протокол № 2 от 12.12.2017г.) об обязании Бейч А.В. предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> обязать межведомственную комиссию администрации муниципального образования «Краснобродский городской округ» провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 4 7 от 28.01.2006, с составлением соответствующего заключения, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание Бейч А.В. не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители Администрации Краснобродского городского округа Винокурова Н.Ю., Ершова И.С., действующие на основании доверенности, административные исковые требования не признают в полном объеме, представили письменные возражения.

В судебном заседании представитель межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» Ершова И.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признает в полном объеме.

В судебное заседание представитель КПКО «Центр технической инвентаризации КО» филиал №2 БТИ г. Белово не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителей административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования частично подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), в соответствии с пунктом 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г. Бейч А.В. является собственником частного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6,7).

ДД.ММ.ГГГГ г. Бейч А.В. обратился к начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Краснобродского городского округа с заявлением о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

К заявлению приложены: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., копия договора купли-продажи 1/2 доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ г., копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., копия технического паспорта здания (строения), копия поэтажного плана, копия экспликации к поэтажному плану здания (л.д.8).

Согласно заключения Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ г. жилое помещение <адрес> при визуальном осмотре выявлено: наличие деформаций, дефектов конструкций стен, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости,

Ветхость и неисправное состояние электрооборудования, дымовой трубы, кровли, другие нарушения отраженные в Акте проверки технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования и придомовой территории.

Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ года нарушения противоречат требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, определенные разделом №2 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Вывод: Необходимо рассмотреть вопрос признания помещений пригодным (непригодным) для проживания, (многоквартирного жилого дома аварийным) на межведомственной комиссии (л.д.10).

Согласно санитарно – эпидемиологического заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КО от ДД.ММ.ГГГГ г. условия проживания населения в жилом доме по адресу: Россия, <адрес> на момент обследования не соответствуют требованиям: СанПиН 2.1,2.2645-10 ""Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2801-10 "Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645- 10) п. 8.1.1 (не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение).

Учитывая состояние строительных конструкций необходимо дополнительно провести строительно-техническую экспертизу (л.д. 11-14).

Согласно акту обследования жилого помещения (частный жилой дом) ДД.ММ.ГГГГ г. Межведомственной комиссией установлено, что в виду отсутствия инструментального контроля нет возможности дать полную оценку элементам ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (частный жилой дом), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 19-20).

Согласно п.46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Однако, в нарушение указанного пункта никакого решения в тридцатидневный срок Межведомственной комиссией принято не было.

Согласно протокола межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» №2 от ДД.ММ.ГГГГ г. для признания жилого помещения (частный жилой дом) пригодным (непригодным) для проживания собственнику жилого помещения (частный жилой дом) необходимо предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (частный жилой дом).

Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Краснобродского городского округа будет рассмотрен вопрос о признании жилого помещения (частный жилой дом) расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания при предоставлении полного пакета документов собственником жилого помещения (частный жилой дом) (п. 46 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47), расположение по адресу: <адрес> (л.д.21-22).

Так, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (п.45 Положения).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п.44 Положения).

Пунктом 45(2) Положения установлено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает ряд документов, в том числе в электронной форме, к числу которых относятся заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

Из приведенных правовых норм следует, что межведомственная комиссия обязана рассмотреть поступившее заявление, провести оценку соответствия указанного в заявлении жилого помещения в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного жилого помещения. Возможность возложения в этом случае на заявителя без его согласия обязанности предоставить, дополнительные экспертные заключения, документы о проведении обследований Положением не установлена. При этом действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений независимо от финансово-экономических возможностей.

Таким образом, до настоящего момента по заявлению Бейч А.В. от ДД.ММ.ГГГГ г. не принято решения, предусмотренного п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В связи, с чем суд находит не соответствующим требованиям законодательства решение МВК, обязывающее Бейч А.В. предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

В силу указания п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом

Следовательно, определение способа восстановления нарушенных прав заявителя является обязанностью суда.

Поскольку судом решение Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» (Протокол № 2 от ДД.ММ.ГГГГ.) об обязании Бейч А.В. предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> признано незаконным, то данное решение является основанием для повторного рассмотрения заявления Бейч А.В..

Рассматривая требование об отмене решения Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» (Протокол № 2 от ДД.ММ.ГГГГ.), суд считает, что в его удовлетворении необходимо отказать, поскольку решение суда о признании решения незаконным в полной мере направлено на защиту нарушенного права.

В соответствии со ст. 111 Кодекса об административном судопроизводстве РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что Бейч А.В. понесены судебные расходы в сумме 300 руб., которые подлежат взысканию с административного ответчика в полном объеме.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» (Протокол № 2 от ДД.ММ.ГГГГ.) об обязании Бейч А.В. предоставить заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «Краснобродский городской округ» для повторного рассмотрения заявления Бейч А.В..

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с администрации Краснобродского городского округа в пользу Бейч А.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 16.04.2018 г.

Судья

/подпись/

М.Ю. Хряпочкин