ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-878/2021 от 04.03.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-878/2021

23RSRS7-01-2021-000401-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 марта 2021 года г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Головина А.Ю.,

при секретаре Пищухиной А.С.,

с участием административного истца ФИО2, его представителя по доверенности ФИО3, представителя административных ответчиков по доверенностям ФИО4, представителя заинтересованного лица ЗАО «Абрау-Дюрсо» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шляхового <данные изъяты> к Администрации МО г. Новороссийск, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> о признании незаконным приказа об отмене уведомления о планируемом строительстве,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО г. Новороссийск, Управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск с требованием о признании незаконным приказ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от 16.12.2020 г. №140-в об отмене уведомления о начале строительства №1228 от 15.08.2019 г., выданного ФИО2

В обоснование иска указано, что ФИО2 <данные изъяты> является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенного по адресу:<адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от 15.08.2019 г. № 1228 Управление архитектуры и градостроительства МО г. Новороссийск согласовало ФИО2 параметры строительстваобъекта ИЖС на указанном земельном участке сроком действия до 15.08.2029 г.

Приказом № 140-в от 16.12.2020 г. за подписью и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск ФИО6 отменено уведомление о начале строительства № 1228 от 15.08.2019 г. В обоснование отмены указано судебное разбирательство по делу № 2-3309/2016. Ссылка ответчика на данное судебное разбирательство несостоятельна. Основания для отмены уведомления отсутствовали.

Административные ответчики представили письменные возражения, в которых указали, что решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлены границы земельных участков с кадастровыми номерами и , согласно сведений об уточняемых земельных участках, указанных в межевом плане и заключении кадастрового инженера ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.В настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами имеют статус архивных, из них образованы земельные участки с кадастровыми номерами , и . Более того, после внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами: перестали быть смежными и стали располагаться на муниципальном земельном участке в кадастровом квартале .Данные обстоятельства нарушают права администрации муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лица.Определением Приморского районного суда города Новороссийска от 18.12.2020г. Администрации муниципального образования г. Новороссийск восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение Приморского районного суда города Новороссийска 23 сентября 2016 года по делу № 2-3309/16.Кроме того, в результате мониторинга территории сельского округа Абрау-Дюрсо г. Новороссийска установлено что данные земельные участки расположены в непосредственной близости с объектом историческо - культурного наследия «Дом винодела XIX века», земельные участки расположены над винными тоннелями ЗАО «Абрау-Дюрсо», а также на одном из земельных участков расположена вентиляционная шахта одной из тоннелей ЗАО «Абрау-Дюрсо».

В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков – администрации МО г. Новороссийск и управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийска по доверенностям ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований, согласно доводам изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что не может представить доказательства выделения (образования) земельного участка административного истца из земельного участка, являвшегося предметом спора по делу №2-3309/16, рассмотренному Приморским районным судом г. Новороссийска.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Абрау-Дюрсо» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований, пояснив, что в собственности ЗАО «Абрау-Дюрсо» находятся подземные сооружения- тоннели. В соответствии со схемой расположения тоннелей Абрау-Дюрсо на кадастровой территории под земельным участком истца с кадастровым номером 23:47:0116041:203 располагаются тоннели № 8 и № 9, данные тоннели являются двухэтажными. Строительство домовладения над тоннелями может повлечь их обрушение.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлениистроительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Согласно ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, выдача разрешения на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта – требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно части 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии со ст.48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также согласно правовой позиции, приведенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 июля 2004 г. №1424/04, ранее принятый правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления в порядке самоконтроля в случае выявления его несоответствия требованиям законодательства, действовавшего в момент принятия.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО2 <данные изъяты> является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

15 августа 2019 года ФИО2 за подписью начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск ФИО8. выдано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства № 1228 на строительство объекта: индивидуальный жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0116041:203, расположенном по адресу: <адрес>, сроком действиядо ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. начальника управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> вынесен приказ -в об отмене выданного уведомления о начале строительства.

Как следует из оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ-в, приказ вынесен на основании судебного разбирательства по делу .

Вместе с тем, уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ было выдано административному истцу в соответствии с действующим законодательством, нарушение положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче указанного уведомления административным ответчиком не доказано.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления.

В обоснование отмены уведомления о начале строительства от ДД.ММ.ГГГГ указано судебное разбирательство по делу , рассмотренному Приморским районным судом <адрес>.

Так, решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу по спору между ФИО9 и ФИО10 установлены границы земельного участка, путем внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, согласно сведений об уточняемом земельном участке и его частях, указанных в межевом плане и заключении кадастрового инженера ФИО7 от 01 23:47:0116041.

Кроме того, решением суда установлены границы земельного участка путем внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, согласно сведений об уточняемом земельном участке и его частях, указанных в межевом плане и заключении кадастрового инженера ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером в кадастровомквартале .

Доказательств того, что земельный участок площадью 1000 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, и принадлежащий на праве собственности ФИО2, является предметом спора по гражданскому делу № 2-3309/2016 административными ответчиками не представлено.

Из текста вышеуказанного судебного решения не следует, что участок административного истца был предметом спора в судебном разбирательстве по гражданскому делу №2-3309/16.

Согласно представленной выписке из ЕГРН земельный участок принадлежит истцу на основании соглашения о перераспределении от 21.03.2018 г. и от 06.09.2017 г., заключенного с администрацией г. Новороссийска.

Документальных доказательств взаимосвязи предмета спора по гражданскому делу № 2-3309/2016 с земельным участком истца не представлено.

Соответственно у административных ответчиков отсутствовали основания для издания оспариваемого приказа со ссылкой на наличие спора по делу .

Доводы представителей административных ответчиков и заинтересованного лица ЗАО «Абрау-Дюрсо» о наличии под земельным участком административного истца производственных тоннелей и невозможности строительства над ними ИЖС проверке и оценке не подлежат. Поскольку оспариваемый приказ не содержит в себе ссылку на такое основание, как отсутствие согласия ЗАО «Абрау-Дюрсо», либо наличие производственных тоннелей под земельным участком истца.

При таких обстоятельствах приказ управления архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-в об отмене уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права и законные интересы ФИО1 и подлежит признанию таковым.

Руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от 16.12.2020 г. №140-в об отмене уведомления о начале строительства №1228 от 15.08.2019 г., выданного ФИО2

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2021 г.