ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-878/2022 от 05.10.2022 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-878/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Палатка

Магаданская область 05 октября 2022 г.

Хасынский районный суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Комарова О.Н.

при секретаре Гривковой Ю.В.,

с участием административного истца - старшего помощника прокурора Хасынского района Грудевой В.В.,

представителя административного ответчика - администрации Хасынского городского округа ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного соответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Хасынского районного суда в поселке Палатка административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хасынского района в защиту прав, свободы и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имущество Хасынского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обезвреживание химических реагентов, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами,

установил:

Прокурор Хасынского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Хасынского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обезвреживание химических реагентов, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что прокуратурой Хасынского района проведена проверка исполнения администрацией Хасынского городского округа Магаданской области законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой установлено следующее. Постановлением администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды» (далее - Муниципальная программа). Согласно разделу 2 Муниципальной программы основными целями программы являются стабилизация и улучшение экологической обстановки в Хасынском городском округе; обеспечение экологической безопасности территории и населения Хасынского городского округа; охрана окружающей среды и здоровья человека; повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и ГТС; снижение ущерба от вредного воздействия вод. Таким образом, обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» возложена на администрацию Хасынского городского округа. Результаты надзорной деятельности прокуратуры района свидетельствуют о том, что указанные полномочия реализованы местной администрацией не в полной мере. Так, прокуратурой Хасынского района в сентябре 2018 года при участии должностных лиц Управления Росприроднадзора по Магаданской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа проведено обследование склада сильнодействующих ядовитых веществ, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», на землях населенных пунктов п. Карамкен Хасынского городского округа Магаданской области <данные изъяты> В результате осмотра указанного склада установлен факт хранения значительного объема химических реагентов (примерный объем - 10-20 куб. м) без заводской маркировки, собственник указанного помещения не установлен (ранее «Карамкенский ГМК»). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Хасынского района в адрес главы Хасынского городского округа направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия мер по ликвидации вышеуказанного объекта размещения (хранения) химических реагентов. По результатам рассмотрения указанного информационного письма КУМИ Хасынского городского округа в адрес ГУ МЧС России по Магаданской области и ОГКУ ПСЦ ГО ЗНТ и ПБ по Магаданской области направлены письма об оказании содействия в определении характеристик и класса опасности, а также ликвидации указанного объекта хранении химических реагентов. В связи с непринятием администрацией Хасынского городского округа должных мер по ликвидации и консервации вышеуказанного объекта, несоблюдением безопасных условий хранения химических реагентов прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы Хасынского городского округа внесено представление об устранении нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По результатам рассмотрения представления прокурор проинформирован, что КУМИ Хасынского городского округа направлено обращение в «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Магаданской области» с целью определения характеристик и класса опасности химических реагентов, после чего будет решен вопрос о выборе специализированной организации, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по обращению с опасными отходами, и оказывающими услуги по утилизации данных отходов. В рамках контроля за устранением ранее выявленных нарушений законодательства, указанных в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, от КУМИ Хасынского городского округа получен информационный отчет ООО «ВНИИ 1» по инвентаризации и разработке мероприятий по утилизации бесхозяйного имущества - химических реагентов Карамкенского ГОКА. Как следует из информационного отчета ООО «ВНИИ 1» установленные химические реагенты относятся к веществам умерено и высоко опасным. Согласно содержащимся в отчете сведениям склад химических реагентов представляет собой два отдельно расположенных здания, сложенные из шлакоблоков, двери и оконные рамы в которых отсутствуют. При этом какие-либо меры, направленные на уничтожение данных химических реагентов, либо на обеспечение условий их хранения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, администрацией Хасынского городского округа не приняты в связи с чем прокуратурой района в адрес главы Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием устранить нарушения действующего законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. В рамках исполнения изложенных в представлении требований Комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) по заделке 2 дверных блоков в здании склада, проведены работы по консервации дверных блоков. Представление аналогичного характера внесено главе Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного прокуратурой района в августе 2021 года осмотра территории и склада сильнодействующих ядовитых веществ, расположенного на землях населенного пункта в п. Карамкен Хасынского района. В результате указанного осмотра установлено, что в трех помещениях со свободным доступом находятся мешки, картонные коробки и ящики, транспортные поддоны, железные бочки с веществом белого цвета (натрий тиосульфат, натрий фосфат, натрий углекислый). ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) по заделке 1 дверного блока в здании склада, проведены работы по консервации дверного блока. В информационном отчете ООО «ВНИИ 1» содержатся рекомендации по утилизации химических реагентов. Вместе с тем, мероприятия, указанные в информационном отчете ООО «ВНИИ 1» до настоящего времени не выполнены. Администрацией Хасынского городского округа с целью утилизации (обезвреживания) опасных химических веществ в Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области направлено предложение о выполнении данных работ путем их включения в перечень мероприятий, реализуемых за счет средств, предусмотренных на реализацию государственной программы Магаданской области «Природные ресурсы и экология Магаданской области» на 2020-2021 годы». В свою очередь, Министерством было указано на необходимость предоставления перечня документов для включения мероприятий в государственную программу, который администрацией Хасынского городского округа в Министерство не представлен. В рамках исполнения поручения прокуратуры Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Хасынского района и Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр территории указанного склада с химическими реагентами. В ходе осмотра установлено, что склад представляет собой два отдельных помещения прямоугольной формы, расположенных параллельно друг другу и состоящих из шлакоблоков с крышей. На момент осмотра два помещения прямоугольной формы со стороны подъездной дороги частично разобраны. Два дверных проема склада законсервированы. В законсервированных помещениях склада находятся мешки, картонные коробки и ящики, транспортные поддоны, железные бочки с веществом белого цвета (натрий тиосульфат, натрий фосфат, натрий углекислый - согласно информационного отчета ООО «ВНИИ 1» данные химические реагенты относятся к веществам умеренно и высоко опасным). Химические реагенты, расположенные в здании склада бывшего Карамкенского ГОКа, относятся к веществам умерено и высоко опасным, представляют потенциальную опасность для человека и среды его обитания, способны циркулировать в окружающей среде и воздействовать на компоненты окружающей среды и здоровье граждан, обладают высокой токсичностью. Склад с химическими реагентами никем не охраняется, находится в ветхом состоянии, часть здания склада разобрана, химические реагенты хранятся в разорванных мешках в здании склада, окна помещений склада отсутствуют, контроль гидроизоляции крыши не осуществляется, имеет место попадание влаги и осадков в помещения, где осуществляется хранение химических веществ. Бездействие администрации Хасынского городского округа и неисполнение возложенных на нее обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд признать незаконным бездействие Администрации Хасынского городского округа по непринятию достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», в координатах N 60°13.433"; Е 151°06.772", путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами; возложить на Администрацию Хасынского городского округа обязанность по организации обезвреживания химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма<данные изъяты> путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена глава муниципального образования «Хасынский городской округ», в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заменен ненадлежащий ответчик Глава Муниципального образования «Хасынский городской округ» на надлежащего - Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа, в качестве заинтересованного лиц привлечены - Глава Муниципального образования «Хасынский городской округ», Комитет жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.

В судебном заседании прокурор на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске, уточнил исковые требования, просил считать просительную часть административного искового заявления в следующей редакции: признать незаконным бездействие Администрации Хасынского городского округа по непринятию достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма<данные изъяты> путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами; возложить на Администрацию Хасынского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа обязанность по организации обезвреживания химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», <данные изъяты> путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято уточнение исковых требований, просительную часть административного искового изложена в следующей редакции: признать незаконным бездействие Администрации Хасынского городского округа по непринятию достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», в <данные изъяты>, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами; возложить на Администрацию Хасынского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа обязанность по организации обезвреживания химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», <данные изъяты>, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика исковые требования не признала, считает, что администрация Хасынского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу. Полагает, что ответчиком по делу является Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа, поскольку постановлением администрации Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ за утверждена муниципальная программа «Экологическая безопасность т охрана окружающей среды». Разработчиком и ответственным исполнителем указанной программы является Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа, который является самостоятельным органом местного самоуправления Хасынского городского округа и юридическим лицом. Указала, что на реализацию мероприятия по утилизации химических реагентов Карамкенсокго ГОКа выделено ноль рублей. Для выделения денежных средств и формирование мероприятий муниципальных программ на следующий календарный год заложить финансирование возможно только на 2023 год.

Представитель административного соответчика в судебном заседании пояснила, на сегодняшний день не представляется возможным определить имеются ли на территории Магаданской области специализированные организации по захоронению, утилизации и обезвреживанию химических реагентов, расположенных на территории бывшего Карамкенского ГОКа. Считает, что их вывоз за пределы Магаданской области не целесообразен, так как это требует больших финансовых затрат. Так как химические реагенты по актам приема-передачи Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа не передавались, какие либо документы, подтверждающие основания ввоза, происхождение, изготовление и т.д. отсутствуют. Поэтому вывоз с территории Магаданской области, будет являться невозможным. Считает требования административного ситца заведомо неисполнимыми.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов.

Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы, и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2012 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды деятельность органов местного самоуправления направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Статья 3 Федерального закона № 89-ФЗ в качестве одного из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами предусматривает принцип охраны здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

На основании ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пунктов 8, 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Хасынского района проведена проверка исполнения администрацией Хасынского городского округа Магаданской области законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Решением Собрания представителей Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования «Хасынский городской округ» (далее - Устав).

Согласно статьям 19, 38, 44 Устава в структуру органов местного самоуправления Хасынского городского округа входит, в том числе, администрация Хасынского городского округа, руководство которой осуществляет глава Хасынского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа. Администрация является исполнительно - распорядительным органом Хасынского городского округа. Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального образовании «Хасынский район».

В статье 4 Устава закреплены вопросы местного значения городского округа, к которым, среди прочего, относится участие в предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 10 и п. 15 ч. 1).

К функциям КУМИ Хасынского городского округа, указанным в п. 4.1.5 Положения о КУМИ, относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением администрации Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды» (далее - Муниципальная программа).

Согласно разделу 2 Муниципальной программы основными целями программы являются стабилизация и улучшение экологической обстановки в Хасынском городском округе; обеспечение экологической безопасности территории и населения Хасынского городского округа; охрана окружающей среды и здоровья человека; повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и ГТС; снижение ущерба от вредного воздействия вод.

Таким образом, обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа на территории муниципального образования «Хасынский городской округ» возложена на администрацию Хасынского городского округа.

Прокуратурой Хасынского района ДД.ММ.ГГГГ при участии должностных лиц Управления Росприроднадзора по Магаданской области и КУМИ Хасынского городского округа проведено обследование склада сильнодействующих ядовитых веществ, расположенного в 800 метрах юго-восточнее от километрового столба 100 км ФАД «Колыма», на землях населенных пунктов п. Карамкен Хасынского городского округа Магаданской области. В ходе обследования установлено, что обследуемый склад состоит из двух помещений прямоугольной формы, расположенных параллельно друг другу. Территория между помещениями забетонирована, полы в помещении бетонные. Окна и двери в помещениях отсутствуют. В помещениях находятся (хранятся) мешки с неизвестным веществом белого цвета, некоторые из них разорваны. В помещениях ощущается специфический запах. За территорией слада на земельных участках видимых россыпей белого вещества не наблюдается, специфического запаха не ощущается. Визуально определить наличие опасных веществ и степень их воздействия на окружающую среду (почву) не представляется возможным, в связи с чем были отобраны пробы земли (почвы) для проведения аналитических лабораторных исследований. По результатам испытаний установлена, что концентрация опасных веществ в исследуемым пробах не превышает нормативов, установленных для почв.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Хасынского района главе Хасынского городского округа внесено представление, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Хасынского района в адрес главы Хасынского городского округа направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия мер по ликвидации вышеуказанного объекта размещения (хранения) химических реагентов. В связи с непринятием администрацией Хасынского городского округа должных мер по ликвидации и консервации вышеуказанного объекта, несоблюдением безопасных условий хранения химических реагентов прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. главы Хасынского городского округа внесено представление об устранении нарушений, выразившихся в непринятии администрацией округа мер, направленных на уничтожение химических реагентов, либо на обеспечение условий их хранения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В феврале 2020 года в прокуратуру Хасынского района представлен информационный отчёт ООО «ВНИИ 1» по инвентаризации и разработке мероприятий по утилизации бесхозяйного имущества - химических реагентов Карамкенского ГОКА. Из отчета следует, что в результате работ по обследованию и инвентаризации бесхозяйного имущества - склада химических реагентов установлено, что на территории данного объекта осуществляется хранение следующих химических реагентов: - натрия тиосульфат кристаллический (ГОСТ 244-76) массой около 15 тонн; - натрия фосфат (ГОСТ 201-76) массой около 500 кг; - натрий углекислый (ГОСТ 83-79) массой около 300 кг. Как следует из информационного отчета ООО «ВНИИ 1» установленные химические реагенты относятся к веществам умерено и высоко опасным. При этом какие-либо меры, направленные на уничтожение данных химических реагентов, либо на обеспечение условий их хранения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, администрацией Хасынского городского округа не приняты. Согласно данного представления администрации Хасынского городского округа предлагалось в месячный срок со дня его внесения принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений природного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства о муниципальной собственности. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района.

В соответствии с «ГОСТ 244-76. Межгосударственный стандарт. Натрия тиосульфт кристаллический. Технические условия» указанное вещество при взаимодействии с кислотами разлагается с выделением сернистого ангидрида, оказывающего раздражающее воздействие на слизистые оболочки. Пыль указанного вещества при попадании внутрь организма вызывает рвоту, вялость, расстройство кровообращения.

Согласно «ГОСТ 201-76. Межгосударственный стандарт. Тринатрий фосфат. Технические условия» указанное вещество отнесено к веществам 2-го класса опасности (вещества высокоопасные).

В силу «ГОСТ 83-79. Реактивы. Натрий углекислый. Технические условия», указанное вещество отнесено к 3-му классу опасности. При длительном контакте с препаратом возможны изъязвления слизистой кожи о носа.

ДД.ММ.ГГГГ Главой Хасынского городского округа прокурору района дан ответ, согласно которому КУМИ Хасынского городского округа достигнута договорённость с МУП г. Магадана «Водоканал» об использовании указанным предприятием в производственных целях химического реагента натрия фосфат. После схода снежного покрова, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный реагент в количестве 10 мешков (0,5 т) будет перевезен на склад предприятия. Также в целях ограничения доступа в здание бывшего склада Карамкенского ГМК в рамках реализации муниципальной программы «Экологическая безопасность» в летний период в срок до ДД.ММ.ГГГГ будут проведен работы по консервированию указанного здания. В адрес Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области направлен информационный отчет ООО «ВНИИ 1» для принятия решения о включении указанной работы в перечень мероприятий, реализуемых в рамках государственной программы Магаданской области «Природные ресурсы и экология Магаданской области» на 2020-2021 г.г.

В рамках исполнения изложенных в представлении требований Комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) по заделке 2 дверных блоков в здании склада, проведены работы по консервации дверных блоков.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района Главе Хасынского городского округа внесено представление об устранении законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. В котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с участием представителей КУМИ Хасынского городского округа, Комитета жизнеобеспечения территории Хасынского городского округа проведен осмотр территории и склада сильнодействующих ядовитых веществ, расположенного на землях населенного пункта п. Карамкен Хасынского городского округа. По результатам осмотра установлено, что въезд на территорию склада свободный, неограничен. В трех помещениях со свободным доступом находятся мешки, картонные коробки и ящики, транспортные поддоны, железные бочки с веществом белого цвета (натрий тиосульфат, натрий фосфат, натрий углекислый). Окна и двери отсутствуют. Доступ к химическим веществам не ограничен. Администрации Хасынского городского округа предлагалось в месячный срок со дня внесения представления принять меры направленные на консервацию склада, в которых находятся химические вещества, ограничению доступа неопределенного круга лиц на территорию склада. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района.

Согласно ответа КУМИ Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ отделом архитектуры, градостроительства, строительство, благоустройства и дорожного хозяйства Комитета жизнеобеспечения территории Администрации Хасынского городского округа подготовлен сметный расчет на закладку проемов шлакоблоками (склад СДЯВ в пос. Карамкен). В муниципальной программе «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды» в 2021 году предусмотрено мероприятие на проведение мероприятий по утилизации бесхозяйного имущества - химических реагентов Карамкенского ГОКа. КУМИ запрошены бюджетные ассигнования по указанному мероприятию. После увеличения бюджетных ассигнований на проведение указанных мероприятий будет заключен договор на закладку проемов шлакоблоками в складе СДЯВ.

ДД.ММ.ГГГГ КУМИ Хасынского городского округа заключен договор на выполнение работ по заделке дверного проема в здании склада СДЯВ Карамкенского ГМК, стоимость работ 88132,80 рубля.

В информационном отчете ООО «ВНИИ 1» в пункте 4 содержатся мероприятия по утилизации химических реагентов: оборудовать помещение с реагентами запирающими дверьми и окнами с целью предотвращения попадания влаги; выполнить контроль гидроизоляции крыши; выполнить сбор (зачистку) и затаривание щелочных реагентов в металлические бочки, разбросанные по территории склада и внутри склада;передать отходы зачистки в бочках, а также мусор и смет складских помещений специализированной организации для захоронения на полигоне размещения отходов 4-го класса опасности;передать химический реагент натрия фосфат заинтересованному в его использовании потребителю; обеспечить хранение на складе химического реагента натрия тиосульфат до появления заинтересованного в его использовании потребителя; продолжить поиск заинтересованных в использовании натрия тиосульфата потребителей за пределами региона.

Мероприятия, указанные в информационном отчете ООО «ВНИИ 1» до настоящего времени не выполнены.

Как следует из справки помощника прокурора Хасынского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение поручения прокуратуры Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ им с участием помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, руководителя КУМИ Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма», по результатам осмотра установлено, что въезд на территорию склада свободный, неограничен,склад представляет собой два отдельных помещения прямоугольной формы, расположенных параллельно друг другу и состоящих из шлакоблоков с крышей. На момент осмотра два помещения прямоугольной формы со стороны подъездной дороги частично разобраны. Два дверных проема склада законсервированы. В законсервированных помещениях склада находятся мешки, картонные коробки и ящики, транспортные поддоны, железные бочки с веществом белого цвета (натрий тиосульфат, натрий фосфат, натрий углекислый - согласно информационного отчета ООО «ВНИИ 1» данные химические реагенты относятся к веществам умеренно и высоко опасным). На момент осмотра склад с химическими реагентами никем не охраняется, находится в ветхом стоянии, часть здания склада разобрана, химические реагенты хранятся в разорванных мешках в здании склада, окна помещений склада отсутствуют, контроль гидроизоляции крыши не осуществляется, имеет место попадания влаги и осадков в помещение склада.

Как следует из ответа КУМИ Хасынского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, данного прокурору Хасынского района, объект, расположенный в 800 от 100 км ФАД «Колыма» в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Хасынский городской округ» не числится, определить собственника указанного имущества не представляется возможным ввиду отсутствия четкого определения названного объекта. С учетом того, что объект расположен на территории МО «Хасынский городской округ» КУМИ Хасынского городского округа ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ООО «ВНИИ 1» на подготовку разработки мероприятий по утилизации бесхозяйного имущества. ООО «ВНИИ 1» подготовлен и направлен информационный отчет о выполненных работах. Достигнута договоренность с МУП г. Магадан «Водоканал» об использовании названным предприятием в производственных целях химического реагента натрия фосфата в пос. Сокол. Указанный реагент в количестве 10 мешков (0,5 т) перевезен на склад предприятия. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ (оказанию услуг) по заделке 2 дверных блоков в здании склада СДЯВ Карамкенского ГМК, где хранится реагент натрия тиосульфат кристаллический. По результатам работ подписан акт сдачи - приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение работ по заделке проемов в здании склада Карамкенского ГМК. За истекший период 2022 года денежные средства на проведение мероприятий по утилизации химических реагентов, в том числе в рамках муниципальной программы «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды» не предусмотрены ввиду того, что проведены работы по консервации указанного объекта.

В отзыве на административное исковое заявление КУМИ Хасынского городского округа указал, что им направлены запросы в специализированные организации в сфере утилизации химических отходов, расположенных на территории Магаданской области, о возможности (невозможности) утилизации отходов натрия тиосульфата, натрия фосфата, натрия углекислого. От ООО «Биосервис» получен ответ, что в лицензии организации отсутствуют запрашиваемые виды отходов. ООО «Экостартехнолоджи» ответ до настоящего времени не дан. Также не получен ответ из Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области о наличии на территории Магаданской области полигонов с возможностью захоронения вышеназванных химических отходов. Указали, что на сегодняшний день не представляется возможным определить имеются ли на территории Магаданской области специализированные организации по захоронению, утилизации и обезвреживанию химических реагентов, расположенных на территории бывшего Карамкенского ГОКа. Считают, что вывоз за пределы Магаданской области не целесообразен, так как это требует больших финансовых затрат. Также просили учесть тот факт, что дверные проемы в склад, где хранятся химические реагенты, заложены, свободный доступ ограничен.

Между тем в нарушение указанных требований закона, административные ответчики не представили суду соответствующих доказательств, подтверждающих, что бездействие по непринятию достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, является законным.

При этом суд считает заслуживающим внимания довод прокурора о нарушении оспариваемым бездействием прав неопределенного круга лиц, поскольку неисполнение администрацией Хасынского городского округа обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание, что оспариваемое бездействие противоречит закону, нарушает права неопределенного круга лиц, то оно является незаконным.

Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия администрации Хасынского городского округа, выразившегося в непринятии достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» путем их передачи специализированной организации, то в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ на администрацию Хасынского городского округа подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения путем передачи химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» в координатах N 60°13.433"; Е 151°06.772", специализированной организации, имеющей лицензию путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами.

С учетом того, что к полномочиям КУМИ Хасынского городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 4.1.5 Положения о КУМИ), то суд приходит к выводу о необходимости возложения данной обязанности и на Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Принимая во внимание, что на администрацию Хасынского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа возложена обязанность по организации обезвреживания химических реагентов, находящихся на территории склада, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, суд считает необходимым с учетом правового статуса административных ответчиков, характера и длительности допущенного нарушения установить срок для исполнения решения - в течение восьми месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, который, по мнению суда, является разумным и достаточным.

Об исполнении настоящего решения административным ответчикам администрации Хасынского городского округа и Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Поскольку в соответствии с п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются, и издержек, связанных с рассмотрением административного дела стороны не понесли, судебные расходы распределению между сторонами в соответствии со ст.ст. 111 и 114 КАС РФ не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-298 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасынского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имущество Хасынского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м от 100 км ФАД «Колыма» путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами и обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обезвреживание химических реагентов, путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Хасынского городского округа по непринятию достаточных мер по обезвреживанию химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», в координатах N 60°13.433"; Е 151°06.772", путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами.

Возложить на Администрацию Хасынского городского округа и Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа обязанность по организации обезвреживания химических реагентов, находящихся на территории склада, расположенного в 800 м. от 100 км. ФАД «Колыма», <данные изъяты> путем их передачи специализированной организации, имеющей лицензию в области обращения с отходами, в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении настоящего решения административным ответчикам администрации Хасынского городского округа и Комитету по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 10 октября 2022 года.

Председательствующий подпись О.Н. Комаров