ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8793/20 от 26.11.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-8793/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 26 ноября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратились в суд к административным ответчикам с данным иском, указав, что земельный участок с кадастровым номером , площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: ____, находится в собственности истца. 13.09.2017 г. Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска был выдан градостроительный план земельного участка, распоряжением первого заместителя главы городского округа «город Якутск» от 16.2017 г. зр истцу было выдано разрешение на отклонение от предельных параметров при строительстве объекта «магазин» на вышеуказанном земельном участке в части отступа от красной линии на 2 метра. 26.01.2018 г. Окружная администрация г. Якутска выдала истцу разрешение на строительство магазина сроком действия до 10.07.2018 г.. 09.07.2018 г. срок был продлен до 30.09.2018 г.. До истечения срока объект был построен. Вступившим в законную силу решением суда от ____ действия Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 13.03.2019 г. об отзыве у истца градостроительного плана земельного участка признаны незаконными. Вступившим в законную силу решением суда от ____ признан незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 07.02.2020 г. в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. После чего, истец повторно обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Уведомлением от 05.08.2020 г. истцу вновь отказали в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по основаниям, которые ранее были признаны судом незаконными, чем нарушили закон и предписания суда. Отказ является формальным. В связи с чем, истец просит признать незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 05.08.2020 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «____», расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером . Возложить на Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска обязанность устранить допущенные нарушения прав истца путем выдачи ему разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта. На основании п.9 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить суду об его исполнении.

Представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме и просит удовлетворить. Дополнительно пояснила, что истец надлежащим образом не был извещен о проведении осмотра объекта капитального строительства, тем самым был нарушен порядок осмотра.

Представитель ответчиков ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, просит отказать в виду необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____, площадью ___ кв.м., вид разрешенного использования под магазин.

На основании выданного разрешения на строительство магазина от ____ истец осуществил постройку объекта «магазин».

03.02.2020 года истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в котором ему отказано письмом от 07.02.2020 года исх. в связи с несоответствием объекта капительного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 13.09.2017 г., несоответствием параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, который подтверждается актом осмотра здания, строения, сооружения от 05.02.2020, выполненного в соответствии с ч.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.

Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от ____ исковые требования ФИО1 были удовлетворены, вышеуказанный отказ был признан незаконным, и Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска обязали рассмотреть повторно заявление ФИО1 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с действующим законодательством.

После вынесенного решения, истец вновь обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «____», расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Уведомлением от 05.08.2020 г. истцу отказали в выдаче указанного разрешения в соответствии с ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

1) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, который подтверждается актом осмотра здания, сооружения, выполненного в соответствии с ч.5 ст.55 Градостроительного кодекса РФ;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 13.09.2017 г.: - согласно выписки из ЕГРН, полученного в рамках межведомственного взаимодействия исправлена ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____. Согласно раздела 3.2 указанной выписки из ЕГРН координаты точек границ земельного участка не соответствуют перечню координат характерных точек границ земельного участка в таблице описании границ земельного участка градостроительного плана от 13.09.2017 г..

Согласно положениям пункта 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

Согласно ч.6.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 13.07.2020 №202-ФЗ, различие данных о площади объекта капитального строительства, указанной в техническом плане такого объекта, не более чем на пять процентов по отношению к данным о площади такого объекта капитального строительства, указанной в проектной документации и (или) разрешении на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при условии соответствия указанных в техническом плане количества этажей, помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии) проектной документации и (или) разрешению на строительство.

Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 25.07.2019 г. №1200р утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по проведению осмотра объектов капитального строительства, для которых не предусмотрено осуществление государственного строительного контроля (надзора) на соответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство, реконструкции, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям проектной документации указанных объектов на территории городского округа «город Якутск».

В разделе 5 указанного Положения определен порядок работы комиссии. Так, в п.5.1 указано в течение 3 рабочих дней после поступления в адрес Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от застройщика в соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ и в соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 25 апреля 2016 года №94п, за исключением объектов капитального строительства, за которыми осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также после проведения проверки наличия документов, от имени председателя Комиссии или его заместителя направляется повестка членам Комиссии и застройщику, либо его доверенному лицу о проведении осмотра здания, сооружения с указанием места, даты и времени. В случае невозможности направить повестку в адрес застройщика в кратчайшие сроки, до окончания срока оказания муниципальной услуги председателем Комиссии или его заместителем застройщик оповещается по телефонной связи, указанной в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно п.5.4 Положения в назначенную дату, время и место Комиссией проводится осмотр вводимого объекта в соответствии с настоящим положением и Порядком.

Согласно п.5.6. Положения акт осмотра подписывается присутствующим составом Комиссии, застройщиком и присутствующими лицами.

Согласно п.5.7. Положения акт оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта направляется застройщику путем факсимильной, почтовой или электронной связи, либо вручается нарочно. Второй экземпляр акта, при отсутствии нарушений, направляется на Межведомственную комиссию по выдаче разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительства (реконструкцию) объектов капитального строительства и ввод объектов в эксплуатацию на территории городского округа «город Якутск», утвержденную распоряжением от 11 сентября 2015 года №1576р. При наличии несоответствия второй экземпляр акта направляется в Департамент для оформления мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод.

Кроме этого, Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 19.07.2019 №194п утвержден Порядок проведения осмотра объектов капитального строительства, для которых не предусмотрено осуществление государственного строительного контроля (надзора), на соответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство, реконструкцию, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям проектной документации указанных объектов на территории городского округа «город Якутск».

Так, при поступлении в адрес Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от застройщика согласно части 1.2 настоящего Порядка Комиссией в течение 7 рабочих дней, совместно с застройщиком, проводится осмотр зданий, сооружений в соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом. О предстоящем осмотре застройщик уведомляется путем телефонной, факсимильной, почтовой или электронной связи до окончания срока муниципальной услуги.

Результаты проведенного осмотра оформляются актом осмотра согласно приложению к настоящему Порядку. Застройщик вправе подписать акт осмотра. В случае отказа подписания застройщиком акта осмотра, Комиссия указывает данный случай в акте.

Акт оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта направляется застройщику путем факсимильной, почтовой или электронной связью, либо вручается нарочно. Второй экземпляр акта, при отсутствии нарушений направляется на Межведомственную комиссию по выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, отдельные этапы строительства и ввод объекта в эксплуатацию на территории городского округа «город Якутск», утвержденную распоряжением Окружной администрации города Якутска от 11 сентября 2015 года №1576р. При наличии несоответствия требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям проектной документации объекта, второй экземпляр акта направляется в Департамент для оформления мотивированного отказа в выдаче разрешения на ввод (пункты 2.2, 2.2.1, 2.2.2 Порядка проведения осмотра объектов капитального строительства….).

Таким образом, вышеуказанная комиссия обязана была известить истца путем телефонной, факсимильной, почтовой или электронной связи до окончания срока муниципальной услуги с указанием места, даты и времени.

В обоснование уведомления со стороны представителя ответчиков предоставлен скриншот звонков на номер , осуществленных ____ в 15:24 продолжительностью 1 минута 3 секунды и в 15:32 продолжительностью 40 секунд.

По пояснениям представителя истца ФИО2, указанный номер принадлежит второму представителю истца ФИО4, который был указан в заявлении о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 29.07.2020 г..

Осмотр здания, сооружения осуществлен ____ в 15 час. 40 мин., что следует из акта осмотра от ____.

Как видно, с представителем истца комиссия связалась за несколько минут до начала осмотра. Самому истцу извещение не направлялось. Доказательств, свидетельствующих о заблаговременном извещении истца в разумный срок, суду не предоставлено. Помимо этого, из представленного скриншота невозможно определить о чем был разговор, телефонограмма не составлялась.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у истца и его представителя отсутствовала реальная возможность участвовать в осмотре здания, как это предусмотрено вышеуказанными Положением о постоянно действующей комиссии по проведению осмотра объектов капитального строительства и Порядком проведения осмотра объектов капитального строительства.

Согласно п.3.1 указанного Порядка проведения осмотра объектов капитального строительства члены Комиссии при проведении осмотра объекта обязаны: 1) соблюдать требования законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, права и законные интересы физических и юридических лиц при проведении осмотра зданий, сооружений; 2) проводить осмотр зданий, сооружений на основании настоящего Порядка и Положения о Комиссии; 3) давать разъяснения застройщику или доверенному лицу застройщика по вопросам, относящимся к предмету осмотра зданий, сооружений; 4) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законодательством, муниципальными нормативными правовыми актами.

Указанные обязанности со стороны комиссии не были исполнены, в связи с чем было нарушено право истца на участие в осмотре здания магазина, дачу пояснений и представление документов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что акт осмотра был составлен в одностороннем порядке с нарушением порядка проведения осмотра объекта капитального строительства.

Кроме этого, акт осмотра в адрес истца не направлялся, а был предоставлен только на судебное заседание.

Из акта осмотра здания, сооружения от ____ следует, что построенный объект «____», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , не соответствует проекту, а именно: 1) по благоустройству отсутствует тротуар; 2) фасад здания не соответствует проекту (по проекту витражные декоративные элементы, по факту отделочные плиты декоративные), пожарная лестница выполнена не проекту; 3) парапет не по проекту; 4) отсутствует кровельное ограждение; 5) организация рельефа выполнена не по проекту, отсутствует доступ внутри здания и огражденной территории.

К акту приложена схема фасада по проектной документации и 2 фотографии передней части здания.

Из пояснений представителя ответчика следует, что площадь и этажность объекта капитального строительства соответствует проекту.

Из представленных двух фотографий лицевой части фасада здания невозможно установить, что отсутствует тротуар, где находится пожарная лестница, в чем ее несоответствие, в чем несоответствие парапета. В связи с отсутствием доступа в здание, не обследовано кровельное ограждение.

При таких обстоятельствах, составленный акт осмотра здания, ставший основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, нельзя признать составленным в соответствии с законом.

Как было выше указано, вторым основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта послужило несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от ____: - согласно выписки из ЕГРН, полученного в рамках межведомственного взаимодействия исправлена ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ____. Согласно раздела 3.2 указанной выписки из ЕГРН координаты точек границ земельного участка не соответствуют перечню координат характерных точек границ земельного участка в таблице описании границ земельного участка градостроительного плана от 13.09.2017 г.. Аналогичные основания были в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта от 07.02.2020 г., который был признан судом незаконным.

Так, в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка 13.09.2017 г. выдан вышеуказанный Градостроительный план с указанием вида разрешенного использования (П-4) и места допустимого размещения объекта капитального строительства (магазина).

Распоряжением первого заместителя главы Городского округа «город Якутск» от 16.11.2017 г. по результатам публичных слушаний ФИО1 дано разрешение на отклонение от предельных параметров строительства объекта в части отступа от «красной линии» на 2 метра.

Однако в ходе судебного заседания со стороны ответчиков не представлены доказательства расположения построенного объекта за пределами земельного участка, его несоответствия градостроительному плану, проектной документации, законности оспариваемого решения.

Несоответствие объекта установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка и несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации административным ответчиком не доказано, материалы дела таковых письменных документов не содержат.

Из вступившего в законную силу решения Якутского городского суда от ____ и апелляционного определения Верховного Суда РС(Я) от ____ следует, что оспариваемое аналогичное решение от 07.02.2020 г. не мотивировано и не содержит ссылок на требования, указанные в разрешении на строительство, которым не соответствует объект капитального строительства, на параметры, не соответствующие проектной документации. Формальное изложение норм ст.55 Градостроительного кодекса РФ не позволяет сделать однозначных выводов о характере нарушений (в случае их наличия) и лишает административного истца возможности их устранить.

В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При таких обстоятельствах, исковые требования в части признания отказа незаконным заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, нарушенные права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения его заявления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и с учетом изложенных выше выводов суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 05 августа 2020 года ФИО1 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконным.

Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска рассмотреть повторно заявление ФИО1 о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части исковых требований отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: ___ М.В. Макаров

___

___

___