ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8795/2022 от 28.01.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-8795/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2022 года г.Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Е.В. Гречишниковой,

при секретаре А.Х. Ахметжановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Кыштымский медеэлектролитный завод» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Кыштымский медеэлектролитный завод» (далее – АО «Кыштымский медеэлектролитный завод») обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене пунктов 5, 9, 10 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административный истец указал, что по результатам проверки, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведенной государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО9 было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 5 предписания указано о выявленном нарушении: «условия труда, документы, связанные с трудовой деятельностью инвалидов, работников с вредными и опасными условиями труда, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства»; возложена обязанность предоставить в ГИТ: «документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия», основание: «статьи 92, 110 Трудового кодекса РФ». Истец полагает о незаконности и необоснованности оспариваемого пункта предписания, поскольку лаборант по физико-механическим испытаниям Центральной заводской лаборатории АО «КМЭЗ» ФИО10 имеет 2 группу инвалидности, ей предоставляется сокращенный рабочий день и ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней. Жестянщик ЦАиМ ФИО3, водитель автомобиля ЦАиМ ФИО4, машинист экскаватора ЦАиМ ФИО5, электрик цеха ЦАиМ ФИО6 имеют 3 группу инвалидности, им предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 календарных дней, сокращенный рабочий день не предусмотрен. Обеспечить обучение работников согласно требованиям действующего законодательства»; возложена обязанность предоставить в ГИТ: «документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия», основание: «статья 212 Трудового кодекса РФ, Приказ ». Не согласны с данным пунктом предписания, поскольку обучение работников по управлению ГПМ с пола проводит отдел комплектации и подготовки кадров АО «КМЭЗ» по разработанной и утвержденной заводской программе обучения (в соответствии с лицензией на обучение). По окончании обучения работники сдают экзамены, затем оформляется протокол и работникам выдаются удостоверения. После проведения обучения издается приказ по предприятию о присвоении разрядов и допуске к работе с ГПМ, что подтверждается протоколом заседания квалификационной комиссии АО «КМЭЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом -К от ДД.ММ.ГГГГ. Не согласны с пунктом 10 предписания, в котором выявлено нарушение «разработать производственные инструкции, определяющие особенности, порядок безопасного производства работ и ответственность по профессиям, видам работ, используемым работодателем в ходе производственного процесса «стропальщик», «стропальщик, допущенного к управлению ГПМ с пола» и т.<адрес> и выдать указанный документ работникам под роспись»; возложена обязанность предоставить в ГИТ: «документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия», основание: «статья 212 Трудового кодекса РФ, Приказ ». В каждом подразделении АО «КМЭЗ», в том числе в железнодорожном цехе, имеются сборники производственных инструкций, в которых работники под роспись ознакомлены с соответствующими инструкциями, что подтверждается: сборником производственных инструкций железнодорожного цеха АО «КМЭЗ» от 2018 года, Перечнем производственных инструкций железнодорожного цеха АО «КМЭЗ» от ДД.ММ.ГГГГ, производственной инструкцией для стропальщиков и стропальщиков, допущенных к управлению подъемными сооружениями (ПС) с пола ЖДЦ от 2019 года.

Представитель административного истца АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» - ФИО7 в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на изложенные в иске основания.

Административные ответчики Государственная инспекция труда в Челябинской области, государственный инспектор ФИО9, заинтересованное лицо ФИО10 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Частью 1 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абз. 6 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами административного дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2020 год, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» проведена плановая выездная проверка по соблюдению законодательства о труде, в ходе которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и выдано предписание об устранении нарушений работодателю от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения данной проверки выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, согласно п. 5 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. ст. 92, 110 Трудового кодекса Российской Федерации, для устранения которых необходимо: привести в соответствие с требованиями трудового законодательства документы, связанные с трудовой деятельностью инвалидов, работников с вредными и опасными условиями труда и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в Челябинской области документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Согласно п. 9 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, для устранения которых необходимо: произвести мониторинг документов, связанных с обучением и допуском работников к управлению ГПМ с пола, обеспечить обучение работников согласно требованиям действующего законодательства и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в Челябинской области документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Согласно п. 10 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, работодателем допущены нарушения ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, для устранения которых необходимо: разработать производственные инструкции, определяющие обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность по профессиям, видам работ, используемым работодателем в ходе производственного процесса «Стропальщик», «Стропальщик, допущенный к управлению ГПМ с пола и т.д.». Ознакомить и выдать указанный документ работникам под роспись и в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в Государственную инспекцию труда в Челябинской области документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия.

Довод представителя административного истца о том, что работодателем не было допущено нарушений трудового законодательства, опровергаются материалами проверки в отношении АО «Кыштымский медеэлектролитный завод».

На основании ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Согласно ст. 110 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

В ходе проверки государственным инспектором труда Кондратьевой Т.А. были выявлены нарушения трудового законодательства в отношении инвалидов. Работодателем не обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, предельная норма рабочего времени, составляющая 36 часов, исключает возможность ненормированного рабочего дня, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

На основании ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В силу ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Из представленных в ходе проверки работодателем документов следует, что между работодателем и работниками заключены соглашения о выполнении работ стропальщика и стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола. Срок выполнения работы – на время заключения трудового договора. При этом должность стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола, отсутствует в штатном расписании. Специальная оценка условий труда на рабочем месте стропальщика и стропальщика, допущенного к управлению грузоподъемными кранами с пола, не проведена, вредные факторы, гарантии и компенсации работникам, занятым на рабочем месте, работодателем не определены, дополнительная плата за дополнительный объем работы не установлен.

В соответствии со ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, в ходе проведенной Государственной инспекции труда в Челябинской области проверки были выявлены нарушения трудового законодательства АО «Кыштымский медеэлектролитный завод», которые подтверждены письменными материалами дела.

Довод представителя истца о наличии у работодателя необходимых документов, не опровергают выводов государственного инспектора о наличии выявленных нарушений трудового законодательства.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» направило в адрес руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области письмо исх. о рассмотрении и выполнении предписаний, с приложением документов на 213 листах.

Таким образом, АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» признало факт наличия нарушений трудового законодательства и приняло необходимые меры к исполнению требований предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку предписание об устранении нарушения в оспариваемой части вынесено государственным инспектором труда в пределах предоставленных ему трудовым законодательством полномочий, при наличии к тому законных оснований. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» к Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: Е.В. Гречишникова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.