Дело № 2а-87/202064RS0045-01-2019-006106-57РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2020 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Избаш М.В.,
при секретаре Абакарове И.М.,
с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития Саратовской области, заинтересованное лицо – Управление Министерства юстиции по Саратовской области, об оспаривании решения органа государственной власти,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству социального развития Саратовской области об оспаривании решения органа государственной власти.
Требования мотивированы тем, что 12.09.2019 года к ФИО1 обратился гражданин с просьбой оказать бесплатно юридическую помощь в соответствии с ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года, предоставив паспорт гражданина России, справку об инвалидности (2-ая группа инвалидности).
Ознакомившись с представленными гражданином документами и вопросами, по которым он желал получить квалифицированную юридическую помощь, административным истцом принято решение об оказании гражданину юридической помощи, так как он относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи в соответствии со ст.20 ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года.
Юридическая помощь была оказана в соответствии с требованиями ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года и 20.09.2019 года в министерство социального развития Саратовской области сдано заявление об оплате труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи с пакетом подтверждающих документов.
30.10.2019 года ФИО1 получен исх. № 0101/7154 от 07.10.2019 года отказ министерства социального развития Саратовской области произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи на основании заявления от 20.09.2019 года. Мотивирован отказ нормами ст.29 ГК РФ, ст.ст.37,52 ГПК РФ.
Считает данный отказ незаконным, так как административным истцом была оказана бесплатно юридическая помощь в строгом соответствии с нормами ст.ст.6, 20, ч.1 ст.21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также оснований, предусмотренных ч.2 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", для отказа в оказании бесплатной юридической помощи не имелось.
На основании изложенного, просит суд признать решение Министерства социального развития Саратовской области об отказе произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи на основании заявления от 20.09.2019 года незаконным.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции по Саратовской области извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду неизвестны.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не была признана обязательной.
Суд, выслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 12.09.2019 года к ФИО1 обратился гражданин с просьбой оказать бесплатно юридическую помощь в соответствии с ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года, предоставив паспорт гражданина России, справку об инвалидности (2-ая группа инвалидности) (л.д. 26-27).
Ознакомившись с представленными гражданином документами и вопросами, по которым он желал получить квалифицированную юридическую помощь, административным истцом принято решение об оказании гражданину юридической помощи, так как он относится к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи в соответствии со ст.20 ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года.
12.09.2019 года между адвокатом ФИО1 и гражданином ФИО3 заключено соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатом, являющимся участником государственной системы бесплатной юридической помощи. ФИО3 просил адвоката оказать ему бесплатную юридическую помощь в виде: правовое консультирование в устной форме - по вопросу назначения, размера и перерасчета пенсии по инвалидности (2 группа); правовое консультирование в устной форме - по вопросу реабилитации инвалида; правовое консультирование в устной форме - по вопросу восстановления дееспособности в судебном порядке; представительство в суде первой инстанции по заявлению о признании гражданина дееспособным (в порядке ст. 286 ГПК РФ), составление заявления в суд о признании гражданина дееспособным, участие в судебных заседаниях, обжалование в апелляционном порядке постановлений (решения, определений) суда первой инстанции (л.д. 24). Выполнение указанного поручения подтверждается актом о выполнении поручений, подписанным адвокатом и ФИО3 17.09.2019 года (л.д. 25).
Также во исполнение указанного соглашения адвокатом ФИО1 в Энгельсский районный суд Саратовской области подано заявление, где она указана в качестве представителя заявителя (л.д. 28), адвокат также участвовала в качестве представителя и в судебном заседании (л.д. 44).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что юридическая помощь истцом была оказана в соответствии с требованиями ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" №324-ФЗ от 21.11.2011 года и 20.09.2019 года, после чего ФИО1 обоснованно в министерство социального развития Саратовской области сдано заявление об оплате труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи с пакетом подтверждающих документов.
30.10.2019 года ФИО1 получен исх. № 0101/7154 от 07.10.2019 года отказ министерства социального развития Саратовской области произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи на основании заявления от 20.09.2019 года. Мотивирован отказ нормами ст.29 ГК РФ, ст.ст.37,52 ГПК РФ (л.д. 10-11).
В соответствии с ч.1 ст.20Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" гражданин имеет право на оказание ему юридической помощи бесплатно по следующим основаниям: «Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане); инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации; граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" предусмотрены следующие виды бесплатной юридической помощи - бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах».
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" оказание бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью: по вопросу, имеющему правовой характер; по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям: решением (приговором) суда; определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска; определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения; по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин: обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера; просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований; просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.
Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 37 ГПКРФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
Исходя из данной общей нормы фактор признания гражданина недееспособным на его гражданскую процессуальную дееспособность не влияет.
Как следует из ч. 5 ст. 37 ГПКРФ, права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральнымзаконом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными.
Утверждение, что отсутствие у лица гражданской дееспособности означает его гражданскую процессуальную недееспособность, является неверным, приводит к нарушению его конституционных прав недееспособного, в том числе на реализацию его права на получение квалифицированной юридической помощи.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что гражданин обратился к ФИО1 для признания его дееспособным, так его законный представитель отказывался обращаться с соответствующим заявлением в суд, в связи с чем отказ ФИО3 в бесплатной юридической помощи существенно нарушит его права при наличии разногласий с законным представителем. ФИО4 будет лишен права на судебную защиту.
Анализируя представленные доказательства, вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу, что между ФИО1 и заявителем, реализующим свои права, было заключено соглашение для составления заявления о признании его дееспособным, так как иным способом восстановить свою дееспособность он не мог.
Доказательств наличия иных оснований, кроме как заключение соглашения с недееспособным, для отказа произвести оплату труда и компенсации расходов, административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, отказ Министерства социального развития Саратовской области в оплате труда и компенсации расходов на основании ст. ст. 29, 37, 52 ГПК РФ является незаконным.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Министерства социального развития Саратовской области об отказе произвести оплату труда и компенсацию расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи на основании заявления от 20.09.2019 года незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 22 января 2020 года.
Судья М.В. Избаш