ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-87/2022 от 08.04.2022 Старицкого районного суда (Тверская область)

УИД 69RS0031-01-2022-000157-42

Дело № 2а-87/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Старица 08 апреля 2022 г.

Старицкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

при секретаре Степановой М.В.,

с участием помощника прокурора Старицкого района Тверской области Ивановой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области указав, что прокуратурой Старицкого района в рамках надзора за федеральным законодательством проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части осуществления полномочий по вопросам увековечивания памяти погибших при защите Отечества в деятельности административного ответчика. В ходе проверки в деятельности администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской установлены нарушения указанного законодательства, а именно на территории сельского поселения выявлены воинские захоронения, расположенные в деревнях Рясня и Стренево, которые находятся в муниципальной собственности поселения. Однако межевание земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями не проводилось, на кадастровый учет земельные участки не поставлены, права на них не оформлены, что препятствует надлежащему содержанию земельных участков под воинскими захоронениями, создает угрозу сохранности расположенных на них объектов, может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Кроме того, бездействие органа местного самоуправления нарушает права и интересы потомков воинов, погибших при защите Отечества, память о которых увековечена воинским захоронением.

Ссылаясь на положения пункта 22 частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 4, части 4 статьи 16, пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьи 3, 5, 6, 10, 11 Закона Российской Федерации N 4292-1 от 14.01.1993 г. "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", статьи 25, 39.1, 39.14, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, расположенных в деревнях Рясня и Стренево сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области; обязать административного ответчика организовать проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под воинскими захоронениями расположенными в деревнях Рясня и Стренево сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области.

Административный ответчик администрация сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области в письменном отзыве указывает на признание заявленных прокурором требований в полном объеме, просит рассмотреть дело без участия его представителя.

В соответствии с правилами, установленными статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Заслушав участвующего в деле прокурора Иванову Н.С., поддержавшую заявленные требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 6 указанного Федерального закона № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлено, что воинские захоронения подлежат учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 вышеназванного Закона органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и статьей 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года N 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Аналогичные положения закреплены в пункте 15 статьи 8 Устава муниципального образования сельское «Луковниково» Старицкого района Тверской области (л.д.37, 38).

Судом установлено, что на территории сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области имеются воинские захоронения - братские могилы советских воинов, погибших в боях с фашистами 1941 - 1942 годов, одна из которых расположена в д. Рясня, другая - в д. Стренево, что подтверждается учетными карточками воинского захоронения, списком погибших в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и похороненных в братских могилах.

Распоряжением Калининского облисполкома от 20.08.1973 № 310 указанные воинские захоронения отнесены к выявленным объектам культурного наследия местного (областного) значения, включены в Список объектов историко-культурного наследия Тверской области, внесены в реестр воинских захоронений Тверской области под номерами 695 и 711.

Таким образом, воинские захоронения в д. Рясня и в д. Стренево Луковниковского сельского поселения Старицкого района Тверской области относятся к объектам культурного наследия регионального значения.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности, они находится в муниципальной собственности сельского поселения «Луковниково» сельского поселения Старицкого района Тверской области (реестровые номера 52 и 54).

В ходе проведенной 14 март 2022 г. прокурорской проверки установлено, что земельные участки, на которых расположены объекты культурного наследия - воинские захоронения, до настоящего времени на кадастровый учет не поставлен, его границы в установленном законом порядке не определены.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось, подтверждается актом проверки от 14 марта 2022г., составленным помощником прокурора Старицкого района Ивановой Н.С. с участием главы сельского поселения ФИО1 (л.д. 14).

Согласно уведомлениям на запрос суда Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 марта 2022г., сведения об объекте недвижимости - воинских захоронениях (братских могилах), расположенных в деревнях Рясня и Стренево Луковниковского сельского поселения Старицкого района и его правообладателях в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 99-100).

Вместе с тем, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, относится к основным принципам земельного законодательства (пункт 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений признается земельный участок, являющийся недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Из положений статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.

Частью 5 статьи 15 этого же Федерального закона установлено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Из вышеизложенного следует, что отсутствие закрепленных в установленном законом порядке границ земельного участка, занятого объектом культурного наследия - воинским захоронением, создает угрозу для сохранности объекта, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потомков, погибших в Великой Отечественной войне, память о которых увековечена братской могилой.

При этом, поскольку сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области, является собственником данного объекта культурного наследия, именно на нее возложена обязанность организовать проведение работ по межеванию земельного участка, занятого воинским захоронением, и постановке его на государственный кадастровый учет.

Кроме того, для надлежащего сохранения и использования объекта культурного наследия – братской могилы, необходимо оформление прав муниципального образования на земельный участок, на котором она расположена, что не представляется возможным без постановки его на государственный кадастровой учет путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Предложенный прокурором срок для исполнения обязанности - до 1 марта 2023 г., суд считает разумным и достаточным.

Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанные сроки устранить выявленные нарушения законодательства, административным ответчиком не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области, выразившееся в непринятии мер к проведению работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, расположенными в деревнях Рясня и Стренево сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области.

Обязать администрацию сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области организовать проведение работ по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков под воинскими захоронениями расположенными в деревнях Рясня и Стренево сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области в срок до 01 марта 2023г.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ указать административному ответчику на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Старицкого района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято «08» апреля 2022 г.

Председательствующий:

УИД 69RS0031-01-2022-000157-42

Дело № 2а-87/2022