ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8807/2016 от 13.10.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело а-8807/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 октября 2016 года

Приволжский районный суд г.Казани в составе:

председательствующего судьи Старшой Ю.А.

с участием представителя административного истца Сайфутдинова Р.Р.

представителя административного ответчика – старшего судебного пристава Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3ФИО9, одновременно представляющего интересы Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ – заинтересованного лица

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТСЖ «Кул Гали 26» к судебному приставу-исполнителю Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО2, старшему судебному приставу Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «Кул Гали 26» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО2, старшему судебному приставу Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3 об оспаривании действий (бездействия).

В обоснование административного иска указано, что судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО6 было возбуждено исполнительное производство о взыскании денежных средств с ФИО13 в пользу истца за -ИП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании 36 243,36 руб. С момента возбуждения исполнительного производства прошло 9 месяцев, а денежные средства так и не взысканы. Считает, что судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО6 приняты не все меры для исполнения исполнительного производства, а именно: не вызван должник для дачи объяснений о причинах неисполнения судебного акта; не направлены запросы в госорганы о наличии имущества у должника, в налоговый и пенсионный органы; не наложен арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги должника, не изъято данное имущество и не передано на хранение; не вручено должнику предупреждение об уголовной ответственности за неисполнение решения суда; не вручено требование о необходимости исполнить решение суда; должник не привлечен к административной ответственности в случае уклонения от явки к судебному приставу-исполнителю. ДД.ММ.ГГГГ истцом подана жалоба старшему судебному приставу Приволжского РОСП УФССП по РТ о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, что истец вправе ознакомиться с исполнительным производством. Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО6, выразившееся в непринятии всех мер для взыскания задолженности; признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Приволжского РОСП УФССП по РТ, выразившееся в невынесении постановления о рассмотрении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ и не направлении данного постановления заявителю в установленные законом сроки.

В судебном заседании представитель административного истца - ФИО7 заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО8 в суд не явился, извещен.

Представитель административного ответчика – старшего судебного пристава Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3ФИО9, одновременно представляющий интересы заинтересованного лица - Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ, привлеченного к участию в деле судом, с заявленными требованиями не согласился.

Представитель административного ответчика – УФССП по РТ, привлеченного к участию в деле судом, в суд не явился, извещен.

Заинтересованные лица – ФИО13 и ФИО12 в суд не явились, извещены.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно частям 3 и 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

На основании статьи 124 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны: должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; требования лица, подавшего жалобу.

В силу части 1 статьи 126 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

На основании части 2 статьи 127 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО6 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении ФИО13 о взыскании задолженности в размере 36 243,36 руб. в пользу ТСЖ «Кул Гали 26».

В тот же день судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО6 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, направленные в ПАО «Сбербанк России», ПАО ВТБ 24 и ООО «ХКФ Банк».

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, а также постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по месту жительства должника, со слов несовершеннолетнего сына ФИО12 и ФИО13 уходят на работу в 7 часов утра, сыну оставлено требование, что подтверждается актом совершения исполнительных действий.

Также в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были направлены запросы о наличии у должника счетов и вкладов, имущества, транспортных средств, месте получения им дохода, пенсии, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах исполнительного производства имеются чеки об оплате должником задолженности по жилищно-коммунальным услугам в размере 5 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ, 5000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ, 10 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ, 10 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ, 20 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ, 8 000 руб. от ДД.ММ.ГГГГ., то есть на общую сумму 58 000 руб.

Таким образом, по представленным чекам следует, что в ходе исполнительного производства должником оплачены в пользу истца жилищно-коммунальные услуги на сумму 58 000 руб., что превышает размер задолженности по исполнительному документу (36 243,36 руб.).

При этом по данному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем ФИО6 совершены все необходимые действия для взыскания задолженности с должника в пользу взыскателя.

При таком положении оснований для удовлетворения административного иска в части оспаривания бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО6 суд не находит.

Таким образом, в данной части административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.

Административным истцом была подана жалоба старшему судебному приставу Приволжского РОСП УФССП по РТ в порядке подчиненности, полученная ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

В данной жалобе ТСЖ «Кул Гали 26» указывает, что с момента возбуждения исполнительного производства -ИП прошло уже более 8 месяцев, а денежные средства так и не взысканы. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО6, обязав принять все меры для исполнения вышеуказанного исполнительного производства.

Заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Приволжского РОСП УФССП по РТ ФИО10 дан ответ ТСЖ «Кул Гали 26» на обращение, в котором указано, что с материалами исполнительного производства можно ознакомиться в приемные часы.

Из данного ответа и пояснений представителя административного ответчика – старшего судебного пристава Приволжского РОСП УФССП по РТ, одновременно представляющего интересы заинтересованного лица – Приволжского РОСП УФССП по РТ следует, что жалоба ТСЖ «Кул Гали 26» от ДД.ММ.ГГГГ была рассмотрена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

Между тем, поданная административным истцом жалоба старшему судебному приставу Приволжского РОСП УФССП по РТ в порядке подчиненности на бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО6 по данному исполнительному производству соответствует требованиям статьи 124 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и, следовательно, подлежала разрешению в установленный законом 10-дневный срок с вынесением по итогам ее рассмотрения постановления об отказе в удовлетворении жалобы или признании ее обоснованной полностью или частично.

Указанное постановление старшим судебным приставом Приволжского РОСП УФССП по РТ вынесено не было, в связи с чем административный иск в данной части следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Срок предъявления требований в данной части административным истцом не пропущен, поскольку постановление по результатам рассмотрения жалобы в порядке подчиненности вынесено и направлено в его адрес не было.

Из пояснений административного истца следует, что ответ на обращение не был расценен истцом в качестве документа, принятого по результатам рассмотрения жалобы в порядке подчиненности на бездействие судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, административный иск ТСЖ «Кул Гали 26» подлежит удовлетворению частично путем признания незаконным бездействия старшего судебного пристава Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3, выразившегося в не вынесении постановления по жалобе ТСЖ «Кул Гали 26» от ДД.ММ.ГГГГ на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству -ИП и не направлении данного постановления заявителю в установленные законом сроки.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ТСЖ «Кул Гали 26» к судебному приставу-исполнителю Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО2, старшему судебному приставу Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об оспаривании действий (бездействия) удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Приволжского РО СП <адрес> УФССП по РТ ФИО3, выразившееся в не вынесении постановления по жалобе ТСЖ «Кул Гали 26» от ДД.ММ.ГГГГ на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству -ИП и не направлении данного постановления заявителю в установленные законом сроки.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 1 месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья Приволжского

районного суда <адрес> Старшая Ю.А.