ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-880/20 от 21.07.2020 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-880/2020

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Ленинский районный суд Республики Крым

в составе председательствующего судьи Цветкова А. Я.,

при секретаре судебного заседания Султановой А. Р.,

рассмотрев административное дело по административному иску Административный истец Геннадьевича к Администрации Ленинского района Республики Крым, главе Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1, заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконными решения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным постановления Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 Административный истец в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования Ленинский район Республики Крым, кадастровый , площадью 3000000 кв.м., для сенокошения и выпаса скота, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, а также действия главы Администрации Ленинского района Республики Крым при его вынесении. В обоснование иска указал, что распоряжением Ленинской РГА от ДД.ММ.ГГГГАдминистративный истец было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для передачи в аренду сроком на 10 лет для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения Луговского сельского совета Ленинского района АР Крым, за границами населенного пункта, площадью 300 га. ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор с землеустроительной организацией ООО «Керчь Альфапроект» на разработку технической документации. Спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера – . Обратившись к административному ответчику для завершения оформления прав на земельный участок, Административный истец получил отказ в передаче в аренду земельного участка, оформленный постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Считая указанное решение и действия главы Администрации незаконными, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Административный истец Административный истец в судебное заседание не явился, о причинах не уведомил.

Административный ответчик Администрация Ленинского района Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, представитель направил возражения на административный иск, указав на необоснованность изложенных в нем доводов, просила отказать в удовлетворении административного иска, так как действующее федеральное и региональное земельное законодательство не позволяет предоставить гражданину в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 300 га для сенокошения и выпаса скота, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.98-101,120).

Административный ответчик глава Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО1 в судебное заседание не явилась, о причинах не уведомила.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о причинах не уведомило.

Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также факт соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие), порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что распоряжением Ленинской районной государственной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка по передаче в аренду сроком на 10 лет, площадью 300 га, для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения Луговского сельского совета Ленинского района АР Крым за границами населенного пункта. На Административный истец возложена обязанность предоставить проект землеустройства по отводу земельного участка для утверждения в райгосадминистрацию (л.д.9,59).

На обращение административного истца о предоставлении ему в порядке завершения оформления права на указанный земельный участок, постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 Административный истец в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования Ленинский район Республики Крым, кадастровый , площадью 3000000 кв.м., для сенокошения и выпаса скота, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (л.д.55-60).

Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из названного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Частью 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции названного федерального закона).

Упомянутые в частях 29 - 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (часть 32 данной статьи).

В целях реализации полномочий Республики Крым как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, принят Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон № 38-ЗРК), который устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

В соответствии со ст. 13 Закона №38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г. и действовавших на эту дату.

Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014г. № 313 (далее Порядок № 313).

Согласно п. 12 Порядка №313 основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ являются основания, указанные в ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. №38-ЗРК.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. №38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются, в том числе: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Из письменных возражений административного ответчика указано, что отказ в предоставлении земельного участка основан на невозможности передачи в аренду спорного земельного участка в связи с превышением предельных размеров общей площади земельного участка для целей ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, установленных Законом Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК, а также превышение сроков предоставления в аренду, установленных абз. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Так, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.027.2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

В силу ст. 19 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются, в том числе, для ведения животноводства, сенокошения, выпаса скота - от 0,15 га до 2,0 га.

Таким образом, на момент обращения Административный истец в администрацию Ленинского района Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов в порядке завершения оформления права, возникшего до ДД.ММ.ГГГГ, как федеральным, так и региональным законодательством были предусмотрены указанные основания для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов.

На основании изложенного, оспариваемое постановление Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ является законным.

Обстоятельств нарушения процедуры рассмотрения заявления административного истца и принятия постановления Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, установленной Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим на момент обращения Административный истец, истцом не указано, доказательств наличия нарушений суду не представлено и судом не установлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Административный истецАдминистративный истец отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда составлено 21.07.2020 г.

Судья А. Я. Цветков