ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-880/2022 от 06.10.2022 Высокогорского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-880/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.А. Севостьянова,

при секретаре Абдрахманове Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ахмедова И. Н. к Призывной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Военному комиссариату <адрес> Республики Татарстан, военному комиссару <адрес> Республики Татарстан Найденову А. Л. о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче повестки на контрольное медицинское освидетельствование,

у с т а н о в и л:

Ахмедов И.Н. обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав следующее.

Призывной комиссией Высокогорского муниципального района Республики Татарстан вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службу. Ахмедову И.Н. была выдана повестка ТН о явке в Военный комиссариат <адрес> Республики Татарстан для отправки на сборный пункт Республики Татарстан на контрольное медицинское освидетельствование и последующей отправкой в войска на ДД.ММ.ГГГГ к 5 часам 45 минутам.

Как утверждает административный истец, выписка из протокола заседания призывной комиссии ему выдана не была, в связи с чем, он не знает номер решения призывной комиссии и не может его указать в административном исковом заявлении.

Административный истец считает данное решение незаконным и подлежащим.

В ходе прохождения медицинского освидетельствования административным истцом были заявлены жалобы на ухудшение состояние здоровья, а именно – приступы удушья, чувство нехватки воздуха, кратковременная потеря слуха, боли в шейном отделе позвоночника, боли в коленных суставах, головокружение. Тяжесть в ногах к вечеру, отечность. Данные симптомы являются признаками следующих заболеваний: варикозная болезнь нижних конечностей, бронхиальная астма, межпозвонковый остеохондроз.

Согласно пункту «в» статьи 45 Расписания болезней (прил. к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013) варикозная болезнь нижних конечностей является причиной определения категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Согласно пункту «в» статьи 52 Расписания болезней (прил. к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) бронхиальная астма является причиной определения категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

Согласно пункту «в» статьи 66 Расписания болезней (прил. к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) межпозвонковый остеохондроз является причиной определения категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.

В ходе заседания призывной комиссии административный истец ещё раз заявил жалобы на ухудшение состояния здоровья и попросил в устной форме направить его на дополнительное медицинское обследование в любую медицинскую организацию на усмотрение призывной комиссии. Его просьба была проигнорирована, жалобы не учтены, ему устно было сказано, что жалобы будут рассматриваться на сборном пункте Республики Татарстан, а призывная комиссия муниципального образования их рассматривать не должна.

Административный истец считает, что реальное состояние его здоровья не соответствует поставленной категории годности, в связи с чем, он имеет право на освобождение от призыва на военную службу. Решение призывной комиссии о призыве его на военную службу без проведения дополнительного медицинского обследования нарушает вышеуказанное право.

В ходе судебного разбирательства административный истец изменил свои исковые требования, указав при этом следующее.

На контрольное медицинское освидетельствование Ахмедов И.Н. был направлен незаконно, так как он не был призван на военную службу, не получил отсрочку или освобождение от военной службы по состоянию здоровья, не получил освобождение от исполнения воинской обязанности, заявление о несогласии с решением призывной комиссии в порядке подчинённости им не подавалось.

В этой связи, административный истец просит суд: признать незаконными действия Военного комиссариата <адрес> Республики Татарстан, выразившиеся в выдаче Ахмедову И. Н. повестки на контрольное медицинское освидетельствование (КМО).

Административный истец Ахмедов И.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес> Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик военный комиссар <адрес> Республики Татарстан Найденов А.Л. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть прямо обжалованы в суд, что прямо предусмотрено частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела, административный истец Ахмедов И.Н. поставлен на воинский учет в Военный комиссариат <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Военным комиссариатом <адрес> Республики Татарстан Ахмедов И.Н. был направлен на медицинское освидетельствование, в результате которого административный истец выразил жалобы на ухудшение состояния его здоровья и попросил медицинскую комиссию направить его на дополнительное медицинское обследование.

Данные обстоятельства подтверждаются соответствующим листом учета жалоб призывника от ДД.ММ.ГГГГ и самим административным истцом в своем административном исковом заявлении.

Ахмедову И.Н. была выдана повестка ТН о явке в Военный комиссариат <адрес> Республики Татарстан для контрольного медицинского освидетельствования.

Административный истец полагает, что выдача повестки о явке для контрольного медицинского освидетельствования является незаконной.

Суд не может согласиться с доводами административного истца, исходя из следующего.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе, явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (подпункт 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 Положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.

Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

Основными задачами военных комиссариатов в силу пункта 17 Положения о военных комиссариатах являются: организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (подпункт 20); проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий: по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе (подпункт 21).

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ порядок призыва граждан на военную службу определяется, в частности, Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение о призыве на военную службу), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из абзаца первого пункта 2 Положения о призыве на военную службу, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 3).

Согласно подпункту «в» пункта 3(3) Положения о призыве на военную службу 3(3) в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар: не позднее чем за 30 календарных дней до начала каждого очередного призыва граждан на военную службу утверждает по согласованию с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья план организации подготовки и проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников, включающий следующие мероприятия:

направление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения заявок на выделение врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования призывников, в том числе контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и призывников, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, а также медицинского осмотра призывников, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы;

составление графика представления в призывную комиссию субъекта Российской Федерации личных дел призывников, признанных призывными комиссиями ограниченно годными к военной службе, не годными к военной службе и временно не годными к военной службе;

проведение контрольного медицинского освидетельствования призывников, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и призывников, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

проведение медицинского осмотра призывников, призванных на военную службу;

представление военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) военному комиссару докладов о результатах медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников;

информирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах медицинского обследования и медицинского освидетельствования призывников;

В силу пункта 5.1 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

Граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.

Порядок организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы и контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

В силу пункта 9 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы (далее - медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

Согласно пункту 22(2) Положения о военно-врачебной экспертизе врачи-специалисты военного комиссариата, включенные в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляют контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, в отношении которых призывной комиссией субъекта Российской Федерации принято решение о вызове на контрольное освидетельствование, граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

Контрольное (повторное) освидетельствование указанных граждан осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации из числа врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом. В случае невозможности привлечения к контрольному освидетельствованию врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата, а также при необходимости проведения контрольного освидетельствования врачами-специалистами, специальности которых не указаны в настоящем абзаце, к контрольному освидетельствованию привлекаются врачи-специалисты, включенные в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, выделяемые по заявке военного комиссара из медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара из числа врачей-специалистов соответствующего военного комиссариата назначается врач, руководящий работой по контрольному освидетельствованию граждан при призыве на военную службу.

Военные комиссары муниципального образования (муниципальных образований) обеспечивают явку граждан на контрольное освидетельствование.

При таких обстоятельствах, как полагает суд, поскольку Ахмедов И.Н. фактически заявил о своем несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам освидетельствования, то Военный комиссариат <адрес> Республики Татарстан, правомерно вручил ему повестку на контрольное медицинское освидетельствование.

Таким образом, незаконности действий административных ответчиков в данном случае судом не установлено.

Кроме того, вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ, административным истцом не представлено доказательств того, что указанными действиями Военного комиссариата <адрес> Республики Татарстан были нарушены какие-либо его права, свободы и законные интересы.

В этой связи, в удовлетворении административного иска Ахмедова И.Н. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 14, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного иска Ахмедова И. Н. к Призывной комиссии Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Военному комиссариату <адрес> Республики Татарстан, военному комиссару <адрес> Республики Татарстан Найденову А. Л. о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче повестки на контрольное медицинское освидетельствование.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

Решение15.10.2022