2а-881/2019
26RS0№-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года <адрес>
Железноводский городской суд <адрес> РФ в составе:
председательствующего судьи Никитюк А.Д.,
при секретаре судебного заседания Кропачевой т.А. -
с участием:
представителя административного истца ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
ФИО1
к
Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска
о признании незаконными действий Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска, которые выразились в отказе выдачи разрешения на строительство в рамках проекта «Нижняя каскадная лестница» на элементы благоустройства
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска о признании незаконными действий Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска, которые выразились в отказе выдачи разрешения на строительство в рамках проекта «Нижняя каскадная лестница» на элементы благоустройства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управление городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска в лице начальника управления К.Г.И. по итогам аукциона в электронной форме № заключило муниципальный контракт с ООО «Югстрой» в лице директора ФИО4 предметом которого является выполнение работ по комплексному благоустройству территории, в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец в интересах ООО «Югстрой» обратился в управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска с заявлением о выдаче разрешения на строительство в рамках проекта «Нижняя каскадная лестница» на элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, малые архитектурные формы, в виду того, что многие из них связаны с землей и фундаментом, соответственно являются объектами капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Управление городского хозяйства администрации города-
курорта Железноводска дает ответ, согласно которому на элементы благоустройства разрешение на строительство не требуется.
ФИО1 не согласен с решением Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска и просит признать его незаконным.
В судебное заседании представитель административного истца ФИО5 поддержала доводы, изложенные в административном иске по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, об уважительности неявки суд не уведомлял и об отложении не ходатайствовал.
Оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны в том числе сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В силу положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Управлением городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> (заказчик) и ООО «ЮГСТРОЙ» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №А-19. Муниципальный контракт заключен по итогам аукциона в электронной форме, в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно пунктам 1.1 и 1.2 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№А-19 предметом контракта является выполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ работ по комплексному благоустройству территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)», расположенной по адресу: <адрес>, город-курорт Железноводск, «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной), территория между существующей Каскадной лестницей, расположенной в Курортном парке и озером в районе лечебно-профилактического учреждения «Санаторий имени 30-летия Победы».
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в интересах исполнения муниципального контракта обратился в Управление городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска с заявлением о выдаче разрешения на строительство в рамках проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)» на элементы благоустройства-декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, малые архитектурные формы, в виду того, что многие из них связаны с землей фундаментом, а соответственно являются объектами капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска дан ответ № из которого следует, что разрешение на строительство при реализации на территории города-курорта <адрес> проекта «Комплексное благоустройство территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)» не выдается, поскольку является благоустройством.
Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с п. 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под элементами благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и, указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, а также пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, велопарковки, спортивные и детские площадки (пункты 4, 4.1, 25, 26 Перечня).
В соответствии с п. 1.3 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденными Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ /пр (далее - Методические рекомендации), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, улицы (в том числе пешеходные) и дороги, парки, скверы, иные зеленые зоны, площади, набережные и другие территории, технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны.
К элементам благоустройства Методические рекомендации также относят элементы озеленения, покрытия, водные устройства, уличное коммунальнобытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, элементы освещения, средства размещения информации и рекламные конструкции, малые архитектурные формы и городскую мебель, некапитальные нестационарные сооружения.
В силу положений п. 25 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Решением Думы города-курорта Железноводска от ДД.ММ.ГГГГ№-V утверждены Правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории города-курорта <адрес> (далее — Правила благоустройства).
Согласно п. 2.1 Правил благоустройства под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию расположенных на территории муниципального образования объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных. участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. К элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том" числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (п. 2.2 Правил благоустройства).
В соответствии с и. 2.11 Правил благоустройства объектами благоустройства территории являются территории города-курорта Железноводска, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе площадки для отдыха, открытые функционально-планировочные образования общественных центров, дворы, кварталы, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой, растительные группировки), водные объекты и гидротехнические сооружения, природные комплексы, особо охраняемые природные территории, эксплуатируемые кровли и озелененные участки крыш, линейные объекты дорожной сети, объекты ландшафтной архитектуры, другие территории города-курорта Железноводска.
Судом установлено, что комплексное благоустройство территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)» состоит из каскадной лестницы, состоящей из лестницы в современном стиле с зонами отдыха с тротуарным покрытием, пешеходного моста (смотровой площадки) со стеклянным ограждением, детских игровых и спортивных площадок, фонтанов, в том числе пешеходного фонтана, пандусов, ограждений, колоннады, терренкура, малых архитектурных форм, городской мебели, что подтверждается заключением автономного учреждения <адрес> «Государственная экспертиза в сфере строительства» от ДД.ММ.ГГГГ№ НР/1-18 о правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполнения сметной документации «Комплексное благоустройство территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)», рабочей документацией ООО «Реалпроект» «Комплексное благоустройство территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)», муниципальным контрактом №А-19 от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с положениями п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.2 Ст. 2, ст. 10 Правил благоустройства покрытия поверхности, как твердые (капитальные), так и мягкие (некапитальные), сооружения (пешеходный мост), ступени, лестницы, пандусы, ограждения, малые архитектурные формы, в том числе элементы монументально-декоративного оформления, водные устройства (фонтаны, бюветы, декоративные водоемы), городская мебель, коммунальнобытовое и техническое оборудование, детские и спортивные площадки относятся к элементам благоустройства территории и не являются объектами капитального строительства.
В силу положений ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей Согласно п 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Судом установлено, что элементы благоустройства, возводимые в рамках проведения работ по комплексному благоустройству территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной), расположенной по адресу: <адрес>, город-курорт Железноводск, «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной), территория между существующей Каскадной лестницей, расположенной в Курортном парке и озером в районе лечебно-профилактического учреждения «Санаторий имени 30-летия Победы», не являются объектами капитального строительства, на которые в соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ требуется разрешение на строительство. Обратного материалы дела не содержат и административным истцом суду не представлено.
Необходимость оформления разрешения на строительство при выполнении работ по благоустройству территории Градостроительным кодексом РФ, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории <адрес>» не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, что для выполнения работ по комплексному благоустройству территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной)» разрешение на строительство не требуется, поскольку спорный объект не является объектом капитального строительства.
Административным истцом, в нарушение положений ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств тому, каким нормативным правовым актам противоречит отказ Управления городского хозяйства администрации города- курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении разрешения на строительство, а также какие права, свободы и законные интересы ФИО1 нарушены либо могут быть нарушены, либо возникла реальная угроза их нарушения в следствии выполнения работ по комплексному благоустройству территории в рамках утвержденной концепции проекта «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон горы Железной), расположенной по адресу: <адрес>, город-курорт Железноводск, «Нижняя каскадная лестница» (восточный склон. горы Железной), территория между существующей Каскадной лестницей, расположенной в Курортном парке и озером в районе лечебно-профилактического учреждения «Санаторий имени 30- летия Победы».
Таким образом, суд приходит к выводу о законности действий Управления городского хозяйства администрации города-курорта <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 218,220 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к Управлению городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска о признании незаконными действий Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска, которые выразились в отказе выдачи разрешения на строительство в рамках проекта «Нижняя каскадная лестница» на элементы благоустройства, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.Д. Никитюк