ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-882/18 от 19.12.2018 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело №2а-882/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Т.Г. Белобородовой,

при секретаре Селезневой И.Д.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Исилькуль 19 декабря 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Омской области к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района о признании незаконным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 4 от 07.09.2018 года и отмене предписания № 4/3/1-22 от 07.09.2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

МРИ ФНС России № 3 по Омской области обратился с административным иском к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района о признании незаконным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 4 от 07.09.2018 года и отмене предписания № 4/3/1-22 от 07.09.2018 года, в обоснование заявленных требований указано, что с 13.08.2018 года по 07.09.2018 года проведена плановая проверка старшим инспектором УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области, составлен акт проверки № 4-ГО и вынесено предписание № 4/3/1-22 от 07.09.2018 года по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, которые являются незаконными и необоснованными. Ссылаясь на Федеральный закон «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 года, правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583, указывают, что наличие паспорта ЗС ГО, оформленного в строгом соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым. Администрацией Исилькульского муниципального района не представлены документы, подтверждающие присвоения статуса противорадиационного укрытия, в инспекции отсутствуют. Согласно копии паспорта ПРУ № 22-22 следует, что оно введено в эксплуатацию 30.09.1989 года. В соответствии с копией договора купли-продажи имущества № 7-н/и от 25.07.2001 года Инспекция МНС РФ по г. Исилькулю приобрела недвижимое имущество, по адресу <...>, при этом информации о наличии у данного недвижимого имущества статуса ПРУ не имеется, данные обстоятельства не содержаться и в техническом паспорте и Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно копии инвентаризационной корточки ЗС ГО № 142/56 в качестве организации на балансе которой находиться ЗС ГО указана МРИ ФНС России № 3 по Омской области, при этом не указана организация, эксплуатирующая ЗС ГО, карточка инспекцией не подписана. Кроме того, в акте № 14 от 19.03.204 года отсутствует подпись начальника инспекции, нет информации о вручении копии акта. Отсутствуют доказательства осведомленности должностных лиц МРИ ФНС России № 3 по Омской области о наличии паспорта ПРУ и факте учета подвального помещения инспекции в качестве ПРУ. Ссылаясь на Приказ МЧС России от 09.08.2010 года № 377 указывают, что из имеющихся материалов следует, что с 1989 года до августа 2018 года осмотры и проверки технического состояния и соблюдения нормативных актов по содержанию ПРУ в инспекции не проводились, как не проводились и инвентаризационные мероприятия. Также с учетом отсуствия акта об отказе в снятии спорного объекта недвижимости с учета на МРИ ФНС России № 3 по Омской области как организацию, в оперативном управлении которой находится спорный объект недвижимости, не может быть возложена обязанность за содержание ЗС ГО. В связи с изложенным, просили признать акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 4-ГО от 07.09.2018 года незаконным. Признать предписание № 4-3/1-22 от 07.09.2018 года незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2 просили признать акт и предписание не законными в связи с тем, что у нет действительно никаких документов на противорадиационное укрытие, были запрошены документы только в 2018 году, представлены копии документов паспорта, копия акта от 2014 года, который был оглашен, и в котором имеются недостатки и противоречия. В частности указано, что гидроизоляция пола не нарушена, но на самом деле в так называемом ПРУ постоянно работают насосы по откачке вод. Кроме того, из карточки инвентаризации видно, что карточка представителем инспекции не подписывалась, и допрошенный в качестве свидетеля для рассмотрения административного дела ФИО3 пояснил, что он не присутствовал и не видел данной карточки. В соответствии с договором купли-продажи каких-либо сведений о том, что в здании по ул. Западная, д.1 имеется противорадиационное укрытие также нет. В техническом паспорте в основных характеристиках, зарегистрированных на правах на объект также отсутствует такая информация о наличии недвижимого имущества статуса ПРУ. Каких-либо документов, подтверждающих о том, что инспекции передавалось по акту противорадиационное укрытие в инспекции не имеется. Защитное сооружение, расположенное в подвальном помещении налоговой инспекции находится в затопленном состоянии, но ведется постоянная борьба с водой, в постоянном режиме откачивается вода, насыпана большая куча песка, помещение совсем голое, не отремонтировано, просто после строительства так и осталось, если ПРУ находилось по документам у одного собственника, то должно передаваться при купли-продажи другому собственнику, какой-либо информации и документов о том, что ПРУ было передано инспекции в администрации района нет. В августе месяце при осмотре помещения подвала, следов ПРУ не обнаружено, о наличие ПРУ известно только согласно реестра, который имеется в администрации района. ФИО3 о наличие ПРУ ему стало известно в 2017 году, когда приходило письмо из администрации с просьбой предоставить документы на подвальное помещение, чтобы было включено в реестр, как ПРУ после того, он видел акт в 1989 году, когда строилось помещение, еще в марте 2014 года составлен после проверки в которой он не участвовал, и конечно же не мог подписывать, потому что прекрасно понимает, что противорадиационное укрытие и какие к нему требования предоставляются, считает что фальсифицирован это факт. В связи с тем, что отсутствуют какие-либо доказательства того, что ПРУ было передано и с отсутствием каких-либо документов, кроме копий предоставленных администрацией района в январе 2018 года до этого момента инспекции не было известно, в связи с чем инспекция не обязана была исполнять требования законодательства в сфере гражданской обороны.

Представитель административного ответчика ФИО4 указал о несогласии с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в возражении. Согласно которого, ссылаясь на Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» ст. 9 указанного закона, приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», постановления Правительства от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказ МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» указали, что так, на основании пунктов 1.1 и 3.1 Плана гражданской обороны Инспекции, утвержденного 18.08.2015 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, продолжает свою деятельность в условиях военного времени и имеет наибольшую рабочую смены 80 человек. Служащие и работники Инспекции немедленно укрываются в защитном сооружении гражданской обороны Инспекции по адресу: <...>. На основании выписки с журнала учета ЗС ГО ГУ МЧС России защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО) под инв. № 142-56 расположенного по адресу: 646024, <...> стоит на учете в ГУ, в субъекте. В соответствии с выпиской, эксплуатирующей организацией защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) под инв. № 142-56 расположенного по адресу: 646024, <...>, является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области. Также информируем, что в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 21.03.2018 № 69/1 правообладателем здания площадью 1255,6 кв.м. (куда входит подвал) на основе оперативного управления является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, кадастровый номер 55-55-06/018/2010-021. Таким образом, в оперативное управление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области передано здание, в том числе являющееся его неотъемлемой частью подвальное помещение, в котором расположено ЗС ГО. На подвальное помещение здания, расположенное по адресу: 646024, <...> имеется паспорт противорадиационного укрытия (далее – ПРУ) № 22-22 под инв. № 142-56 с актом приемки в эксплуатации ЗС ГО. Имеющаяся копия паспорта была составлена в соответствии с действующими на момент ввода в эксплуатацию ЗС ГО требованиями. На момент ввода в эксплуатацию в сентябре 1989 года ЗС ГО под инв. № 142-56 действовал СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время» (далее – СНиП 3.01.09-84). На основании пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 3.4, раздела 2 и приложения № 1 СНиП 3.01.09-84 был разработан паспорт ПРУ № 22-22 по инв. № 142-56. Также СНиП 3.01.09-84 установлена обязательная форма паспорта ПРУ, в которой указывается что паспорт составляется в трех экземплярах: 1-й находится в убежище (ПРУ), 2-й в службе убежища, 3-й в штабе гражданской обороны области (города, района). Имеющаяся копия паспорта ЗС ГО соответствует вышеуказанным нормативным документам. Распоряжением Главы Исилькульского муниципального района Омской области от 14.10.2013 № 278 «О создании комиссии по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Исилькульского муниципального района Омской области» комиссия произвела осмотр ЗС ГО под инв. № 142-56 расположенного по адресу: 646024, <...>. По результатам инвентаризации составлен Акт № 14 инвентаризации ЗС ГО инв. № 142-56 от 19.03.2014, в пункте 5 Акта инвентаризации «Балансодержатель» указан Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области. Акт подписан всеми членами комиссии. По итогам инвентаризации ЗС ГО 2014 года составлена инвентаризационная карточка ЗС ГО № 142/56, в пункте 3 и 22 которой «Наименование организации, на балансе которой находится ЗС ГО» указана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, а «Паспорт ЗС ГО» не оформлен согласно требованиям Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583. Руководитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области от подписи в инвентаризационной карточке ЗС ГО № 142/56 отказался, о чем свидетельствует запись в данной карточки председателя инвентаризационной комиссии ФИО5. При этом в инвентаризационной карточке и акте инвентаризации ЗС ГО указано, что на момент проведения осмотра ЗС ГО паспорт ПРУ имеется (паспорт старого образца). Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области в судебном заседании 02.11.2018 в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ подтвердили, что в 2014 году была проведена инвентаризация защитного сооружения гражданской обороны под инв. № 142/56 расположенного по адресу: 646024, <...>, а также наличие в Инспекции инвентаризационной карточки ЗС ГО № 142/56 в которой они отказались от подписи. Таким образом, Инспекция по результатам инвентаризации 2014 года знала о нахождении и порядке содержания защитного сооружения гражданской обороны под инв. № 142/56 расположенного по адресу: 646024, <...>. Аналогичная ситуация сложилась при проведении инвентаризации 2018 года так, комиссия произвела осмотр ЗС ГО, расположенного по адресу: 646024, <...>. По результатам инвентаризации составлен Акт инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО инв. №75427 от 01.08.2018, в соответствии с Актом инвентаризации, ЗС ГО находится на балансе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области. Акт подписан всеми членами комиссии. Также, представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области в судебном заседании 02.11.2018 подтвердили, что в 2018 году была проведена инвентаризация. Учитывая вышеизложенное на основании пунктов 1.8 и 2.2 Правил Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области эксплуатирующая ЗС ГО под инв. № 142-56 по итогам инвентаризации обязана была разработать паспорт ЗС ГО по новой форме согласно п. 1.2 Правил, данные требования не выполнены, что установлено в ходе проверки. Так, приобщенным к материалам дела паспорт ПРУ № 22-22 инв. № 142-56 является достоверным и подтверждает наличие ЗС ГО в подвальном помещении. Таким образом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области являясь эксплуатирующей организацией ЗС ГО, при этом никаких мер по надлежащему содержанию ЗС ГО не принято. На основании вышеизложенного защитное сооружение гражданской обороны под инв. № 142-56 является неотъемлемой частью здания, и учитываются в МЧС России в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района), информация до Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области что они эксплуатируют ЗСГО была доведена, так как по плану ГО немедленно укрываются сотрудники и работники в защитном сооружении гражданской обороны Инспекции по адресу: <...>. На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки от 06.08.2018 № 4-ГО в отношении юридического лица «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области» проведена проверка. По результатам проверки выявлено 22 нарушения в области гражданской обороны, составлен акт проверки от 07.09.2018 № 4-ГО. В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ за вышеуказанные нарушения было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ и направлено на рассмотрение в Мировой суд судебного участка №37 в Исилькульском судебном районе Омской области. Мировой судья судебного участка №37 в Исилькульском судебном районе Омской области постановил признать юридическое лицо Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области совершившее административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Свидетель ФИО6 показал, что данную проверку проводил в отношении МИФНС № 3 по Омской области он, проведена плановая проверка на основании распоряжения соответствии с планом ГО ЧС и выявлены нарушения, составлен протокол и направлен на рассмотрение в мировой суд, по результатам рассмотрения юридическое лицо, привлечено к административной ответственности. Ведение Гражданской обороны осуществляется в соответствии с положением с ведением Гражданской обороны, которое было утверждено организацией в соответствии с действующим законодательством. Так же в положении указанные мероприятий по ГО, так же разработан план ГО, в котором было прописано, что организация продолжает в военное время работу и у них есть наибольшая рабочая смена, так состав которой должен укрываться в защитном сооружении по адресу: <...> подвальном помещении, это также написано в плане ГО, который разработан 2015 году и на данный момент является действующим. План согласовывался с начальником сектора по ГО-Калиниченко, руководитель управления федеральной налоговой службы по Омской области - ФИО7 и начальник МРИ ФНС № 3 -ФИО3. На основании статьи 296 ГК РФ балансодержателем является МРИ ФНС, должна содержать данные помещения в соответствии с требованиями, с которыми им передали, и в таком же состоянии не нарушая их. В 1989 году был разработан паспорт защитного сооружения № 22-22, паспорт оформлен в соответствии с действующем законодательством на тот момент СНИП и также является действующим. Также на тот момент был составлен акт о вводе в эксплуатацию, который находится в подвальном помещении. В соответствии с выпиской из журнала защитных сооружений ГО на учете состоит защитное сооружение под инвентарным номером, где указано, что эксплуатирующая организация является МРИ ФНС России №3 по Омской области. Организация продолжает работу в соответствии с планом ГО, в плане прописано, что наибольшая рабочая смена укрывается защитным сооружением, т.е. в соответствии с этим, организация знала, что у них имеется защитное сооружение, и что оно находится в подвальном помещении по адресу: <...>. Так же в 2014 году была проведена инвентаризация на основании распоряжения главы района и были составлены инвентаризационные карточки, о чем свидетельствует в данных документах, что защитное сооружение, а именно противорадиационное укрытие, находится в подвальном помещении данного объекта эксплуатирующей организацией является МРИ ФНС России №3. Так как на территории МРИ ФНС имеется охрана, имеется пропускной режим, инвентаризационная комиссия просто так в подвальное помещение попасть не могла, их кто-то встречал, проводил. В судебном заседание ранее пояснил Багута, на тот момент, работающий в МРИ ФНС, в 2014 году он встречал инвентаризационную комиссию, доложил об этом начальнику МРИ ФНС на тот момент ФИО8, а Захаренок, который в инвентаризационной карточке от подписи отказался, на тот момент руководителем не являлся. В акте №14 было указано, что необходимо разработать паспорт защитного сооружения, акт не вручался, об акте знали, то, что представителя налоговой в комиссии не было и составлена инвентаризационная карточка № 14256. Также могу пояснить, что в подвальном помещении имеются коммуникации, указывающие, что это защитное сооружение, фотографии приобщены, в обычном подвальном помещении этого не будет, коммуникации разрабатываются и делаются в соответствии с проектом, т.е. на определенном этапе закладываются и они проектировались изначально, когда строилось здание, т.е. в 1989 году разрабатывался паспорт, следовательно, эти коммуникации тоже разрабатывались. Паспорт подписан членами комиссии в которой все приемки подписали, паспорт хранится в трех экземплярах, просто так его составить никто не может, это все было заверено, все знали о том, что есть защитное сооружение в подвальном помещении. Также руководители организации проходят обучения по ГО, о чем имеются свидетельства о прохождении обучения, в которых по утвержденным программам МЧС имеются - тематика о защитном сооружении. В 2018 году о целях методической помощи направлялась информация, что имеется на балансе защитное сооружение, списывать его никто не пытался, для списания должна присутствовать необходимая организация, имеющая лицензию, списывать по приказу 583 должна реорганизация, эксплуатирующая защитное сооружение. В плане ГО указано, что расчетное количество укрываемых в защитном сооружении, т.е. организация знала, что у них на балансе есть защитное сооружение и никаких мер не предпринимала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно оспариваемого предписания № 4-ГО от 07.09.2018 года проведена плановая проверка МРИ ФНС России № 3 по Омской области, по выполнению требований в области гражданской обороны, по результатам которой установлены нарушения Федерального закона «О гражданской обороне», выявлено 22 нарушения, составлен акт проверки от 07.09.2018 года.

На основании выписки с журнала учета ЗС ГО ГУ МЧС России защитное сооружение гражданской обороны под инв. № 142-56 расположенного по адресу: 646024, <...>, стоит на учете в ГУ, в субъекте, что подтверждается перечнем защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Исилькульского муниципального района по состоянию на 01.08.2018 года, утвержденный главой Исилькульского муниципального района Омской области 15.08.2018 года.

В соответствии с выпиской, эксплуатирующей организацией защитного сооружения гражданской обороны под инв. № 142-56 расположенного по адресу: 646024, <...>, является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области. В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 21.03.2018 № 69/1 правообладателем здания площадью 1255,6 кв.м. (куда входит подвал) на основе оперативного управления является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Омской области, кадастровый номер 55-55-06/018/2010-021.

Техническим паспортом на здание по адресу <...>, установлено, что здание состоит из частей: административное здание, подвал 732,0 кв. м., и иные.

Свидетельством о государственной регистрации права от 13.08.2001 года установлено, что за Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам оп г. Исилькулю, зарегистрирован спальный корпус общей площадью 1243,80 кв.м., по адресу <...>, на праве оперативного управления.

Согласно Перечня защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Исилькульского муниципального района утвержденный 15.08.2018 года следует, что защитное сооружение, расположено по адресу <...>.

Из инвентаризационной карточки ЗС ГО (ПРУ) № 142/56 следует, что ЗС ГО, расположенное по адресу: <...>, находится в федеральной собственности и состоит на балансе МРИ ФНС России №3 по Омской области.

Согласно паспорта противорадиационного укрытия № 22-22, подписанного и утвержденного комиссией, в веден в эксплуатацию 30.09.1989 года, а чем также имеется акт приемки в эксплуатацию защитного сооружения от 30.07.1989 года.

Из акта инвентаризации, оценке содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) от 07.08.2018 года следует, что комиссией установлено, что защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1989 году и находится на балансе МРИ ФНС России № 3 по Омской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 в Исилькульском судебном районе Омской области от 07.12.2018 года МРИ ФНС России № 3 по Омской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пунктам 2, 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом: издано в документальной форме с соблюдением необходимых реквизитов (наименование должностного лица, дата, подпись), выражает властное предписание индивидуального характера (содержит выводы о нарушении требований законодательства в области гражданской обороны, требование, обязывающее принять меры по устранению выявленных нарушений), предполагает, в случае его неисполнения, применение мер государственного принуждения (привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1.2., 2.1. - 2.5. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

В силу положений раздела I Правил N 583 обязанность по содержанию ЗС ГО, обеспечению готовности его использования по предназначению возложена на организации, эксплуатирующие эти сооружения.

Статьей 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как усматривается из материалов дела, итогами инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, проводимой комиссией, подтверждено наличие объекта гражданской обороны на территории муниципального образования, а именно по адресу <...>, защитному сооружению гражданской обороны присвоен инвентарный номер реестра МЧС РФ, согласно выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Омской области.

Спорный объект - противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <...>, поставлен на учет в качестве объекта гражданской обороны, и прошел процедуру инвентаризации, объекту присвоен инвентарный номер, имеется паспорт защитного сооружения. При этом, доводы административного истца о том, что паспорт старого образца суд не принимает во внимание, поскольку на момент ввода в эксплуатацию в сентябре 1989 года ЗС ГО под инв. № 142-56 действовал СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время», на основании пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 3.4, раздела 2 и приложения № 1 СНиП 3.01.09-84 был разработан паспорт ПРУ № 22-22 по инв. № 142-56. Также СНиП 3.01.09-84 установлена обязательная форма паспорта ПРУ, в которой указывается, что паспорт составляется в трех экземплярах, копия паспорта соответствует вышеуказанным нормативным документам. В связи с чем, на основании пунктов 1.8 и 2.2 Правил МРИ ФНС России № 3 по Омской области эксплуатирующая ЗС ГО под инв. № 142-56 по итогам инвентаризации обязана была разработать паспорт ЗС ГО по новой форме согласно п. 1.2 Правил.

При этом, содержание защитного сооружения относится к обязанности собственника здания (организации, на учете которой находится защитное сооружение), как установлено в судебном заседании данной организацией является МРИ ФНИС России № 3 по Омской области, поскольку здание, где расположено ЗС ГО, находится в оперативном управлении у учреждения, во всех представленных документах балансодержателем ЗС ГО также указано указанное учреждение.

Порядок снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны определен приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 25 марта 2003 г. N 4317), иного порядка снятия с учета защитных сооружения действующим законодательством не предусмотрено.

Из пояснений представителей административного истца следует, что не оспаривает пункты предписания, а также выявленные нарушения, предписание ими оспорено в виду того, что учреждение не является ответственным за содержание ПРУ, а также, что им не было известно о наличии ПРУ, указанные доводы истца не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что вышеуказанное ЗС ГО, находиться в подвале здания учреждения, и является неотъемлемой частью здания, которое находится в оперативном управлении инспекции, в установленном порядке с учета в качестве защитного сооружения гражданской обороны не снято. Соответственно, должно обеспечиваться выполнение законодательно установленных обязанностей по содержанию объекта гражданской обороны. Сведений о переводе ЗС ГО в ведение органов исполнительной власти не имеется. При этом, согласно плана гражданской обороны МРИ ФНС России № 3 по Омской области, в том числе утвержденной руководителем 18.08.2015 года, следует, что разработаны мероприятия в п. 3.1, 3.2, 3.3, о выполнении мероприятий, где указано о месте укрытия служащих в подвальном этаже административного здания. Помимо этого, как следует, из инвентаризационной карточки ЗС ГО (ПРУ) № 142/56 следует, что ЗС ГО, расположенное по адресу: <...>, находится в федеральной собственности и состоит на балансе МРИ ФНС России №3 по Омской области, при этом имеются сведения об отказе от подписи руководителя. Кроме того, из показаний свидетеля ФИО6 следует, что здание является охраняемым, и без разрешения руководителя и иных лиц не возможно было проведении проверки. Таким образом, инспекции по результатам инвентаризации 2014 года было известно о нахождении и порядке содержания защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: 646024, <...>.

Кроме того, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом акт проверки не подлежит самостоятельному обжалованию, поскольку не влечет нарушение прав административного истца. Сам по себе акт проверки является материальным носителем зафиксированных в нем обстоятельств о фактах, установленных в ходе проведенной проверки, он не носит властно-распорядительного характера не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не порождает правовых последствий для него. По своему правовому смыслу и значению, акт проверки не является решением публичного органа, который может быть оспорен в рамках публично-правового спора. В связи с чем суд не находит основания для удовлетворения заявления в том числе в указанной части.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных административных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Омской области к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы Исилькульского района о признании незаконным акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 4 от 07.09.2018 года и отмене предписания № 4/3/1-22 от 07.09.2018 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Т.Г. Белобородова

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2018 года.