ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-882/2021 от 01.11.2021 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-882/2021

27RS0020-01-2021-002842-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Николаевск-на-Амуре 01 ноября 2021 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи А.С. Новосёлова,

при секретаре Ковцур И.В.,

с участием:

помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Симаковой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4, об освобождении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным требованием к административному ответчику, мотивируя свои требования тем, что заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4, при рассмотрении материалов исполнительного производства от 26.08.2021 года № 70228/21/27020-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа № ФС 033975027 от 23.08.2021 года по делу № 2-513/2021 от 17.08.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края. Указанным постановлением от 15.09.2021 года на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края наложен исполнительский сбор в размере 50000 (пятьдесят тысяч ) рублей. С вынесенным постановлением о наложении исполнительского сбора не согласны по следующим основаниям. Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-513/2021 от 16.07.2021 года на Администрацию района возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1.. ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 61,4 кв.м. Обращают внимание суда, на то, что указанное решение суда вступило в законную силу только 17.08.2021 года. Судебные решения исполняются по мере высвобождения благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда. Конкретные сроки предоставления социального жилья определить невозможно. Так, за период с 01.01.2021 года по 01.09.2021 года было исполнено 14 судебных решений по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений. На сегодняшний день на исполнении находятся 27 решений суда об обязании - предоставить гражданам благоустроенные жилые помещения. В том числе и решение суда о предоставлении ФИО5, ФИО6, ФИО2., благоустроенного жилого помещения. В настоящее время отсутствуют свободные благоустроенные муниципальные жилые помещения необходимой в соответствии с решением суда площадью для предоставления ФИО5, с членами семьи по договору социального найма. При освобождении благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 61,4 кв. метра, соответствующего санитарным и техническим требованиям, расположенного в г. Николаевске-на-Амуре, и отказа от вселения в него других взыскателей, чьи решения суда вступили в законную силу ранее, данное жилое помещение будет предложено ФИО5, с членами семьи по договору социального найма в целях исполнения решения суда. Администрация района является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год. Бюджет городского поселения «Город Николаевска-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края дотационный, поэтому финансирование на приобретение жилья помимо целевых средств невозможно. Вместе с тем, Администрация района, зная о необходимости обеспечения жилыми помещениями соответствующих категорий граждан, направляла соответствующие письма о выделении денежных средств для приобретения жилья на вторичном рынке. Так 27.08.2021 года заместителем главы Администрации по городскому хозяйству и правовым вопросам было направлено письмо в адрес руководителя финансового управления Администрации района, о предусмотрении в бюджете городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» бюджетных ассигнований на приобретение муниципального жилья. Согласно информации финансового управления Администрации района от 01.09.2021 года, в настоящее время в дотационном бюджете городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края средства на приобретение жилья на вторичном рынке не утверждены. В феврале 2021 года глава Николаевского муниципального района обратился к врио Губернатора Хабаровского края ФИО7 по вопросу предоставления дополнительной финансовой помощи бюджету Николаевского муниципального района для осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017 года, в том числе для исполнения решений суда по предоставлению гражданам жилых помещений. Согласно ответу заместителя Председателя Правительства края по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Правительством Хабаровского края в сентябре 2020 года и феврале 2021 года в адрес генерального директора государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 и Президента Российской Федерации ФИО9 соответственно направлены обращения об оказании краю финансовой поддержки. При принятии положительного решения об оказании финансовой поддержки в Хабаровском крае будет разработана программа переселения для расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017 года. Таким образом, Администрация района считает, что на сегодняшний день решение суда по делу № 2-513/2021 не исполнено по объективным причинам, тем не менее принимает все меры, направленные на исполнение вышеуказанного решения суда, что свидетельствует об отсутствии со стороны Администрации района бездействия. В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительного сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившего ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств. По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1, ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Согласно ч. 4, ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде. На основании вышеизложенного просит суд освободить администрацию Николаевского муниципального района от уплаты исполнительского сбора.

Из предоставленных дополнений к заявленным требованиям, следует, что 27.08.2021 года администрация района в лице заместителя главы администрации района по городскому хозяйству и правовым вопросам направлялось письмо в адрес финансового управления о предусмотрении в бюджете городского поселения бюджетных ассигнований на приобретение муниципального жилья на вторичном рынке. В феврале 2021 года зная о необходимости обеспечения жилыми помещениями соответствующих категорий граждан глава Николаевского муниципального района Хабаровского края обращался к врио Губернатора Хабаровского края ФИО7 по вопросу предоставления дополнительной финансовой помощи бюджету городского поселения. 22.10.2021 года и.о. главы Николаевского муниципального района Хабаровского края подписано и направлено письмо в адрес гражданки ФИО5 с предложением жилого помещения. Решением суда по делу № 2-513/2021 суд обязал администрацию района предоставить гражданке ФИО5 и членам ее семьи благоустроенное жилое помещений в черте г. Николаевска-па-Амуре, общей площадью не менее ранее занимаемой (т.е. не менее 61.4 кв. метра). Обращают внимание суда, что гражданке ФИО5 с целью исполнения определения суда предложено благоустроенное жилое помещение, находящееся в г. Николаевске-на-Амуре, площадью 61,2 кв. метра (на 0,2 кв. метра менее необходимой площади). Письмом от 25.10.2021 года гражданка ФИО5 выразила согласие на предложенное жилое помещение. Между администрацией района и ФИО5 заключено мировое соглашение, которое направлено на утверждение в Николаевский-на-Амуре городской суд. Таким образом, администрация района предпринимает все меры для исполнения решения суда и с учетом вышеизложенных обстоятельств полагает, что в рамках настоящего спора имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание представитель административного истца, не явилась, о времени и месте слушания дела извещалось надлежащим образом.

В судебное заседание заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области не прибыла, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.

ОСП по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, из предоставленного отзыва по заявленным требованиям, следует, что на основании исполнительного листа ФС № 039975027, выданного 23.08.2021 года Николаевским-на-Амуре городским судом по гражданскому делу № 2-513/2021 возбуждено исполнительное производство № 70228/21/27020 об обязании Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края предоставить ФИО5 и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение в пределах г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям по договору социального найма, общей площадью не менее, ранее занимаемого жилого помещения. Часть 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливав должнику новый срок для исполнения. В соответствии со ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежные взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительной документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112). Исполнительное производство № 70228//21/27020 возбуждено 26.08.2021 года, постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 06.09.2021 года посредством ГЕПС - государственная электронная почтовая система, через которую в программном комплексе «Отделение судебных приставов» АИС ФССП России отправляются электронные копии всех исходящих документов сторонам исполнительного производства в личный кабинете единого портала государственных услуг (ЕПГУ). Юридическая значимость отправки через ГЭПС определяется постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 606 (редакция от 26.11.2020) «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов, жалоб» (вместе с Правилами направления с использованием информационно телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным»). Также постановление о возбуждении исполнительного производства было дополнительно направлено посредством электронной почты 27.08.2021 года. В п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении. Пунктом 3 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере 50000-00 рублей. В отделение поступило письмо от 02.09.2021 года № 1.1-87-4901 из которого, следует, что судебные решения исполняются по мере высвобождения благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда. В настоящее время отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади и при освобождении таковой жилье семье К-вых будет предоставлено. Требования исполнительного документа должником в установленный добровольный срок исполнены не были. В связи с тем, что решение суда не было исполнено 15.09.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000-00 рублей и направлено требование об исполнении решения суда с установлением срока исполнения до 04.10.2021 года. От должника поступило письмо от 23.09.2021 года № 1.1-87-5269 с указанием на то, что свободных жилых помещений нет, при освобождении благоустроенного жилого помещения оно будет предоставлено семье К-вых и что администрацией прорабатывается вопрос о выделении финансирования для приобретения жилья на вторичном рынке для предоставления его гражданам. В феврале 2021 года глава Николаевского муниципального района обратился к врио губернатора Хабаровского края по вопросу предоставления дополнительной финансовой помощи бюджету Николаевского муниципального района для осуществления переселения граждан из ветхого жилого фонда, в том числе для исполнения решений суда по предоставлению гражданам жилья. При принятии положительного решения будет разработана программа финансовой поддержки в Хабаровском крае будет разработана программа переселения для расселения аварийного жилого фонда, признанного таковым после 01.01.2017 года. Исполнительский, сбор является первичной мерой привлечения должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа и должна побуждать должника к исполнению решения суда. Верховный суд РФ в п. 78 постановления Пленума от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не право восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложения на должника обязанности произвести определенную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, должник, уже при получении постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором установлен срок добровольного исполнения решения суда должна была принять меры к исполнению данного решения, однако по состоянию на дату рассмотрения дела решение не исполнено, либо обратиться в суд об отсрочке исполнения решения. Отсутствие жилых помещений или же отсутствие денежных средств не является основанием для не исполнения решения суда. Доказательств невозможности исполнения исполнительного листа в установленный срок должником предоставлено не было, что не может свидетельствовать об уважительной причине неисполнения решения судебного акта. При этом в п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» отмечено, что должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполненные им сразу после истечения срока для добровольного исполнения. На основании вышеизложенного просит заявление администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения, так как постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с действующем законодательством, должником доказательств неисполнения решения суда в добровольный срок вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не предоставлялось.

В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Симакова М.Ю., суду пояснила, что поскольку на момент рассмотрения административного искового заявления, решение суда фактически исполнено, не возражала против удовлетворения заявленного требования об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора. не усматривает оснований для удовлетворения требований истца и освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора.

В судебное заседание иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное административное исковое заявление в отсутствие не прибывших лиц по имеющимся в деле материалам, поскольку явка обязательной не признавалась, по правилам ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 70228/21/27020-ИП от 26.08.2021 года, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением Николаевского-на-Амуре городского суда от 16.07.2021 года по делу № 2-513/2021 на Администрацию района возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке ФИО5, ФИО6, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 61,4 кв.м.

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 16.07.2021 года вступило в законную силу 17.08.2021 года.

На основании вступившего решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края выдан исполнительный лист серии ФС № 039975027 для предъявления к исполнению.

Исполнительное производство № 70228/21/27020-ИП возбуждено 26.08.2021 года, постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 06.09.2021 года посредством ГЕПС - государственная электронная почтовая система, через которую в программном комплексе «Отделение судебных приставов» АИС ФССП России отправляются электронные копии всех исходящих документов сторонам исполнительного производства в личный кабинете единого портала государственных услуг (ЕПГУ), также постановление о возбуждении исполнительного производства было дополнительно направлено посредством электронной почты 27.08.2021 года.

В п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником постановления о возбуждении. Пунктом 3 вышеуказанного постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с тем, что решение суда не было исполнено, 15.09.2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000-00 рублей.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу предписаний ст. 112 поименованного закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. п. 1 и 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Исходя из положений ст. 401 ГК РФ (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.

Материалами дела установлено, что исполнительное производство № 70228/21/27020-ИП возбуждено 26.08.2021 года, постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 06.09.2021 года посредством ГЕПС - государственная электронная почтовая система, через которую в программном комплексе «Отделение судебных приставов» АИС ФССП России отправляются электронные копии всех исходящих документов сторонам исполнительного производства в личный кабинете единого портала государственных услуг (ЕПГУ), также постановление о возбуждении исполнительного производства было дополнительно направлено посредством электронной почты 27.08.2021 года.

Таким образом, поскольку в предусмотренный законом пятидневный срок должник требование исполнительного документа в добровольном порядке не исполнил, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Доводы административного истца сами по себе не являются доказательством невозможности исполнения решения суда вследствие непреодолимой силы, поскольку сведений об объективных причинах задержки исполнения исполнительного документа, администрацией не представлено, указанные доводы не свидетельствует о наличии объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, являющихся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, а также доказательством соблюдения им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Судом отсутствие вины должника в неисполнении судебного решения, не установлено.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в целях исполнения решения суда 27.08.2021 года администрация района в лице заместителя главы администрации района по городскому хозяйству и правовым вопросам направлялось письмо в адрес финансового управления о предусмотрении в бюджете городского поселения бюджетных ассигнований на приобретение муниципального жилья на вторичном рынке. В феврале 2021 года зная о необходимости обеспечения жилыми помещениями соответствующих категорий граждан глава Николаевского муниципального района Хабаровского края обращался к врио Губернатора Хабаровского края ФИО7 по вопросу предоставления дополнительной финансовой помощи бюджету городского поселения. 22.10.2021 года и.о. главы Николаевского муниципального района Хабаровского края подписано и направлено письмо в адрес гражданки ФИО5 с предложением жилого помещения. Решением суда по делу № 2-513/2021 суд обязал администрацию района предоставить гражданке ФИО5 и членам ее семьи благоустроенное жилое помещений в черте г. Николаевска-па-Амуре, общей площадью не менее ранее занимаемой (т.е. не менее 61.4 кв. метра). Обращают внимание суда, что гражданке ФИО5 с целью исполнения определения суда предложено благоустроенное жилое помещение, находящееся в г. Николаевске-на-Амуре, площадью 61,2 кв. метра (на 0,2 кв. метра менее необходимой площади). Письмом от 25.10.2021 года гражданка ФИО5 выразила согласие на предложенное жилое помещение. Между администрацией района и ФИО5 заключено мировое соглашение, которое направлено на утверждение в Николаевский-на-Амуре городской суд, то есть решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края на дату рассмотрения дела в судебном заседании фактически исполнено.

Суд, учитывая, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании решение Николаевского-на-Амуре городского суда от 16.07.2021 года об обязании администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края во внеочередном порядке предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, фактически исполнено, учитывая дату вынесения решения суда, дату вступления решения суда в законную силу, учитывая права граждан, в отношении которых выносились решения суда ранее, учитывая срок, прошедший с момента возбуждения исполнительного производства до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, учитывая, что у заявителя в спорный период отсутствовали свободные благоустроенные жилое помещение необходимой в соответствии с решением суда площадью, что по делу ничем не опровергнуто, то есть администрацией велась работа, по предоставлению жилого помещения в целях исполнения решения суда, суд основываясь на вышеуказанных нормах закона, приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае административного истца возможно освободить от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей, установленного по постановлению заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4, при рассмотрении материалов исполнительского производства № 70228/21/27020-ИП возбуждено 26.08.2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края освободить от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей, установленного по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Николаевскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО4, при рассмотрении материалов исполнительского производства № 70228/21/27020-ИП возбужденного 26.08.2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение по делу будет изготовлено 08 ноября 2021 года

Судья А.С. Новосёлов