ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-882/2022 от 26.04.2022 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0011-01-2021-006692-74

Дело №2а-882/2022 26 апреля 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Пановой А.В.

при помощнике Герасимовой Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фроловой ФИО16 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области о признании недействительным решение о внесении записи ......... в ЕГРЮЛ,

у с т а н о в и л:

Фролова ФИО17 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области о признании недействительным решение о внесении записи ......... в ЕГРЮЛ.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что 14.09.2021 года судьей Всеволожского городского суда Ленинградской области Мартьяновой С.А. было вынесено определение о принятии обеспечительных мер по гражданскому делу ......... в виде запрета Инспекции федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области вносить изменения в Единый государственный реестр юридических лиц –СНТ №2 ЦНИИИ им акад. А.Н.Крылова, ОГРН ......... сведения о лице, имеющим права без доверенности действовать от имени СНТ №» ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова до вступления в сиу решения по делу. На момент вынесения определения председателем СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова являлась Фролова ФИО19 на основании протокола внеочередного общего собрания членов СНТ от 26.07.2021 года.

ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области была реорганизована, правопреемником является межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области.

Данное определение было передано в регистрирующий орган 17.09.2021 года.

10.09.201 года в ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от СНТ №2 ЦНИИ им акад.Крылова было подано заявление по форме 13014 под входящим номером 21580А. 17.09.2021 года налоговым органом в отношении СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова была внесена запись ГРН об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц – сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица – Председатель Букин ФИО18.

13.10.2021 года истцом была подана жалоба в УФНС России по Ленинградской области на действия должностных лиц Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области. Данная жалоба оставлена без удовлетворения со ссылкой на поступление копии определения Всеволожского городского суда Ленинградской области 20.09.2021 года, несмотря на иную информацию.

Поскольку на момент принятия оспариваемого решения в регистрирующем органе присутствовала информация о принятии обеспечительных мер в виде запрета вносить изменения в ЕГРЮЛ в отношении СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, принятым решением нарушаются ее гражданские права и свободы как собственника, так и как члена и должностного лица СНТ, а именно право избирать и быть избранными в органы управления СНТ, нарушены и ограничены законные права председателя СНТ, Фролова В.А. просила признать недействительным решение о государственной регистрации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ в отношении СНТ №» ЦНИИ им.акад.А.Н.Крылова, ОГРН ......... за №ГРН ......... от 17.09.2021 года о смене Председателя СНТ №» ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова с Фроловой ФИО20 на Букина ФИО21 и возложить на инспекцию обязанность по внесению в ЕГРЮЛ сведений о признании данной записи недействительной; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области восстановить запись за ГРН ......... от 08.09.2021 в ЕГРЮЛ о лице, имеющим права без доверенности действовать от имени СНТ №2 ЦНИИ им.акад.А.Н. Крылова - председатель Фролова ФИО22.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен главный государственный инспектор Пешкова ФИО23.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, доверила представление своих интересов по доверенности представителям Сотникову О.В. и по ордеру Федосееву А.Н., которые в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения с дополнениями, в которых не возражал против иска.

Заинтересованные лица главный государственный инспектор Пешкова О.В., СНТ №2 ЦНИИ им акад. А.Н.Крылова в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо Букин С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, доверил представление своих интересов представителю Калиной И.С., который в судебное заседание явился, представил письменные возражения, в которых исковые требования считал необоснованным, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав представителей административного истца, заинтересованного лица Букина С.В., изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что председателем СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова по сведениям ЕГРЮЛ являлась Фролова ФИО25 на основании протокола внеочередного общего собрания членов СНТ от 26 июля 2021 года.

10 сентября 2021 года Букиным ФИО24 административному ответчику было подано заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии с которым в сведения о лице, имеющим право действовать от имени СНТ№2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова вносятся изменения, путем прекращения записи о председателе Фроловой В.А. и внесении записи о председателе Букине С.Е. (л.д.62-64). Данное заявление было зарегистрировано административным ответчиком за № 21580А.

14 сентября 2021 года судьей Всеволожского городского суда Ленинградской области Мартьянова С.А. было вынесено определение по делу №2-10611/2021 по исковому заявлению Чекотько ФИО26, Добриной ФИО27 к СНТ №2 ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова о признании недействительным решения общего собрания СНТ, о принятии мер по обеспечению иска (л.д.108-109). В соответствии с данным определением Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области было запрещено вносить изменения в Единый государственный реестр юридических лиц – СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, ОГРН в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова до вступления в законную силу решения суда. Данное определение было направлено судом в налоговый орган и получено посредством факсимильной связи 17.09.2021 года в 11 час.01 мин.

Аналогичная копия определения Всеволожского городского суда Ленинградской области на бумажном носителе была получена налоговым органом от представителей СНТ №2 ЦНИИ им акд.А.Н.Крылова 20.09.2021 года и 01.10.2021 года по почте из Всеволожского городского суда Ленинградской области.

17 сентября 2021 года как указывает административный ответчик в 10 час. 49 мин. по комплекту документов за вх.№ от 10.09.2021 года главным государственным инспектором Пешковой О.В. была принята положительная резолюция. Доказательств указанного времени принятия решения административным ответчиком не представлено.

20 сентября 2021 года решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени СНТ №2 ЦНИИ им акад.им.А.Н.Крылова выдана заявителю Букину С.Е.

В соответствии со статьей 139 и 140 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Мерами по обеспечению иска могут быть запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства. В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 настоящего Кодекса.

При нарушении запрещений, указанных в пунктах 2 и 3 части первой настоящей статьи, виновные лица подвергаются судебному штрафу в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса. Кроме того, истец вправе в судебном порядке требовать от этих лиц возмещения убытков, причиненных неисполнением определения суда об обеспечении иска.

О принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.

Согласно статьи 142 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физических лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон 129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом 129-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 5 Закона 129-ФЗ записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 18 Закона 129-ФЗ).

Согласно пункта 1.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (п. 4.4 Закона 129-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 9 Закона 129-ФЗ, Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации должно быть подано в налоговый орган по форме N 38001.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Определение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 14.09.2021 года по делу 2-10611/2021 поступило административному ответчику 17.09.2021 года, оспариваемое решение административным ответчиком было принято 17.09.2021 года. Административным ответчиком не оспаривается факт получения 17.09.2021 года копии определения о принятии мер по обеспечению иска, доказательств позднего получения до принятия оспариваемого решения не представлено, довод о времени принятия положительного решения по заявлению Букина С.Е. 10 час 49 мин. (до получения копии определения) административным ответчиком не подтвержден. В своих пояснениях от 25.04.2022 года административный ответчик не возражал против удовлетворения исковых требований в части отмены решения о государственной регистрации.

Таким образом, получив копию определения Всеволожского городского суда Ленинградской области о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета налоговому органу вносить изменения в сведения о лице, имеющим право представлять интересы СНТ №2 ЦНИИИ им академика А.Н.Крылова без доверенности, административный ответчик не мог и не должен был принимать положительное решение по заявлению, поданному Букиным С.Е. о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сведения о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова.

Оспариваемое решение нарушает права административного истца как собственника, члена СНТ, право избирать и быть избранным в органы управления СНТ, свободу волеизъявления члена СНТ, нарушены права председателя СНТ, избранного внеочередном общим собранием членов СНТ.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение вынесено 17.09.2021 года, в суд с настоящим административным иском Фролова В.А. обратилась 10.11.2021 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным решение о государственной регистрации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ в отношении СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова, ОГРН от 17 сентября 2021 года № о смене Председателя СНТ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова Фроловой ФИО28 на Букина ФИО29.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Ленинградской области внести сведения о недействительности записи от 17 сентября 2021 года №, восстановить положение, существовавшее до внесения недействительной записи путем восстановления записи ......... от 08.09.2021 года о лице имеющим право действовать без доверенности от имени СНТИ №2 ЦНИИ им акад.А.Н.Крылова – Фролова ФИО30.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

.........