Дело № 2а-883/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 31 августа 2018 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Лозинской М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования городского округа «Усинск» к прокуратуре г. Усинска о признании незаконным представления от дд.мм.гггг.№ об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО ГО «Усинск» обратилась в суд с административным иском к прокуратуре г. Усинска о признании незаконным представления прокурора г. Усинска Низовцева И.О. от дд.мм.гггг.№, которым на администрацию МО ГО «Усинск» возложены обязанности: безотлагательно рассмотреть представление с участием прокуратуры города, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (копию приказа представить в адрес прокуратуры).
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной проверки по обращению ООО «Комиавтоспецтранс» прокурором г. Усинска выявлено нарушение администрацией МО ГО «Усинск» порядка предоставлении финансовой поддержки юридическим лицам, а именно отказано в предоставлении субсидии данному юридическому лицу без имеющихся на то оснований, в связи с чем в адрес администрации направлено оспариваемое представление, которое, как полагает административный истец, является незаконным.
Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 05.04.2017 № 594 внесены изменения в муниципальную программ «Развитие экономики муниципального образования городского округа «Усинск» в 2014-2016 годах», в связи с чем программа изложена с новой преамбулой «Об утверждении муниципальной программ «Развитие экономики муниципального образования городского округа «Усинск» в 2014-2016 годах и на период до 2020 года», а также внесены изменения в Программу. Приложением № 3.4 к Программе утвержден Порядок предоставления из бюджета МО ГО «Усинск» субсидии на компенсацию части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования. Подпунктом 12 пункта 5 указанного Порядка установлено, что субсидия по лизинговым платежам предоставляется лизингополучателям, одновременно отвечающим нескольким требованиям, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, в том числе осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кода 45), K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S (за исключением кодов 95 и 96), T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)).
В адрес администрации МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. поступила заявка ООО «Комиавтоспецтранс» для получения финансовой поддержки в рамках указанной выше Программы. В удовлетворении заявки было отказано, поскольку ООО «Комиавтоспецтранс» по договору лизинга от дд.мм.гггг.№ приобретено в качестве объекта финансовой аренды (предмета лизинга) во временное владение и пользование имущество - строительная техника (непосредственно для строительства) погрузчик ..., однако ООО «Комиавтоспецтранс» не осуществляет деятельность в сфере строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, и, таким образом, не соответствует условиям предоставления субсидии в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Дополнительным видом деятельности - аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки, согласно договору лизинга от дд.мм.гггг.№, ООО «Комиавтоспецтранс» вправе заниматься с предварительного письменного согласия лизингодателя. Кроме того, основаниями для отказа в предоставлении лизингополучателю субсидии, в том числе, является несоответствие представленных лизингополучателем документов требованиям, определенным пунктом 5 Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов (раздел II Приложения 3.4). Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении административным истцом Порядка предоставления субсидии субъекту малого предпринимательства является неверным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Судом к участию в деле по ходатайству представителя административного ответчика Изъюрова С.М. в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Республики Коми, в качестве заинтересованного лица - ООО «Комиавтоспецтранс».
Представитель административных ответчиков - помощник прокурора г. Усинска Изъюров С.М., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 151-156).
Представители заинтересованного лица - генеральный директор ООО «Комиавтоспецтранс» ФИО2 и ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признали. Пояснили, что ООО «Комиавтоспецтранс» осуществляет основной вид деятельности - код 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», который не относится к видам деятельности, указанным в качестве исключений в подпункте 12 пункта 5 Порядка предоставления из бюджета МО ГО «Усинск» субсидии на компенсацию части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Дополнительными видами деятельности ООО «Комиавтоспецтранс» не занимается. Приобретенный по договору лизинга погрузчик используется в текущей деятельности Общества, а именно производится очистка производственной базы от снега, перемещается оборудование, производится погрузка грузов, то есть с его помощью обустраивается база. В иных целях, не связанных с основным видом деятельности, погрузчик не используется.
Допрошенный судом в качестве свидетеля логист ООО «Комиавтоспецтранс» ФИО4 пояснил, что в его обязанности входит координирование работы транспорта в Обществе. В ООО «Комиавтоспецтранс» имеется погрузчик, который используется в обустройстве их производственной базы, перемещении грузов. ООО «Комиавтоспецтранс» оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам, ранее оказывало услуги по перевозкам пассажирским транспортом, но в настоящее время автобус не работает. В иных целях, не связанных с указанным видом деятельности, погрузчик не используется. В аренду погрузчик также не сдается.
Допрошенная в качестве свидетеля бухгалтер ООО «Комиавтоспецтранс» Скидан И.В. пояснила, что ООО «Комиавтоспецтранс» оказывает транспортные услуги. В Обществе имеется пассажирский транспорт и спецтехника, в том числе имеется погрузчик, который используется для собственных нужд Общества (очистка производственной базы от снега, вывоз мусора, при строительных работах на производственной базе Общества), в аренду не сдается. Также пояснила, что до ... года в код ОКВЭД 60.2 «Деятельность прочего сухопутного транспорта» были включены услуги по перевозке грузов. С дд.мм.гггг. код с 60.2 был изменен на 49.3 и стал называться «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта». Кроме того, к дополнительному виду экономической деятельности относится деятельность вспомогательная, прочая, связанная с перевозками под кодом 52.29, в связи с чем Общество вправе заниматься грузоперевозками.
Заслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из смысла вышеуказанных правовых норм, представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено. Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению закон. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами, исполнить требования представления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое представление от дд.мм.гггг.№ вынесено прокурором г. Усинска в адрес руководителя администрации МО ГО «Усинск» об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, согласно которому по результатам проверки соблюдения требований указанного законодательства, на основании ст. 6, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», были предъявлены требования безотлагательно рассмотреть представление с участием прокуратуры города, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (копию приказа представить в адрес прокуратуры) (л.д. 178-179).
Основанием для внесения представления послужило обращение ООО «Комиавтоспецтранс» по поводу отказа администрацией МО ГО «Усинск» в предоставлении субсидии в целях компенсации части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) (л.д. 89), а также установление в ходе проведенной прокурором проверки существенного нарушения прав ООО «Комиавтоспецтранс», как субъекта малого бизнеса, препятствующего развитию малого и среднего предпринимательства на территории МО ГО «Усинск» и не соответствующего целям и задачам Программы «Развитие экономики муниципального образования городского округа «Усинск» в 2014-2016 годах и на период до 2020 года».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является, в том числе, обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) (п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться такие меры как, обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего федерального закона меры (пункт 7 и 9 статьи 7 от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В целях реализации положений указанного Закона администрацией МО ГО «Усинск» утверждена муниципальная программа «Развитие экономики муниципального образования городского округа «Усинск» в 2014-2016 годах и на период до 2020 года» (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 05.04.2017 № 594, опубликованным в газете «Усинская Новь» № 14 от 15.04.2017). Приложением № 3.4 к Программе утвержден Порядок предоставления из бюджета МО ГО «Усинск» субсидии на компенсацию части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (л.д. 61-69).
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от дд.мм.гггг., основным видом деятельности ООО «Комиавтоспецтранс» является деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3), дополнительным видом деятельности - деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (код 52.29).
В силу п. 4 Порядка предоставления из бюджета МО ГО «Усинск» субсидии на компенсацию части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования субсидированию за счет средств бюджета МО ГО «Усинск» подлежит часть затрат лизингополучателя, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), в размере 100 процентов фактически уплаченного авансового платежа (первого взноса) по договору лизинга за вычетом налога на добавленную стоимость, но не более 50процентов от суммы договора лизинга за вычетом налога на добавленную стоимость, по следующим видам затрат: оборудование, устройства, механизмы, транспортные средства (за исключением легковые автомобили, грузовые автомобили, разрешенная максимальная грузоподъемность которых не превышает 1 000 кг, и воздушные суда), станки, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, относящиеся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», за исключением оборудования, предназначенного для осуществления оптовой и розничной торговой деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.
В администрацию МО ГО «Усинск» дд.мм.гггг. поступила заявка ООО «Комиавтоспецтранс» на получение финансовой поддержки с приложением всех необходимых документов, в том числе договора лизинга от дд.мм.гггг.№, на основании которого ООО «Комиавтоспецтранс» приобретено в качестве объекта финансовой аренды (предмета лизинга) во временное владение и пользование имущество - строительная техника (непосредственно для строительства) погрузчик ... (л.д. 97-123).
Решением комиссии, оформленным протоколом № от дд.мм.гггг., отклонена заявка ООО «Комиавтоспецтранс» на получение финансовой поддержки, поскольку Перечень документов на соответствует Порядку в части того, что закупленное по договору лизинга от дд.мм.гггг.№ оборудование - строительная техника (непосредственно для строительства) погрузчик ... не соответствует ни основному, ни дополнительным его видам деятельности (л.д. 124).
Согласно подп. а п. 13 раздела II указанного Порядка, основанием для отказа в предоставлении лизингополучателю субсидии является несоответствие представленных лизингополучателем документов требованиям, определенным пунктом 5 настоящего Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов.
В своем административном иске административный истец считает, что ООО «Комиавтоспецтранс» не соответствует требованиям подп. 12 п. 5 Порядка (Приложение 3.4 к Программе») (при этом в вышеуказанном решении комиссии от дд.мм.гггг. указание на несоответствие ООО «Комиавтоспецтранс» данному пункту Порядка отсутствует), согласно которому субсидия по лизинговым платежам предоставляется лизингополучателям, одновременно отвечающим нескольким требованиям, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, в том числе осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кода 45), K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S (за исключением кодов 95 и 96), T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)) (при этом поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
Применительно к «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) деятельность ООО «Комиавтоспецтранс» относится к разделу Н - Транспортировка и хранение, который включает в себя перевозку грузов и пассажиров, подчиняющуюся либо не подчиняющуюся расписанию по железной дороге, трубопроводам, автомобильной дороге, водным или воздушным транспортом, а также сопряженную с ней деятельность, такую как деятельность вокзалов и терминалов, стоянок для транспортных средств, обработку и хранение груза и т.д., основной вид деятельности - деятельность сухопутного пассажирского транспорта (группа 49.3), деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (группа 52.29). Эта группировка включает: отправление грузов; подготовку или организацию перевозки грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом; организацию отправки партий грузов или поштучных отправлений сухопутным, воздушным или водным транспортом (включая сбор и распределение грузов); подготовку транспортной документации и путевых листов; предоставление услуг таможенных брокеров; деятельность экспедиторов морского грузового и воздушного транспортов; посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете; транспортную обработку грузов, например, временную упаковку в ящики с целью обеспечения защиты груза во время перевозки, выгрузку, отбор проб и взвешивание товаров.
Данные виды деятельности не включают в себя виды экономической деятельности, включенные в разделы G, K, L, M, N, O, S, T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)), указанные в подп. 12 п. 5 Порядка, на который ссылается административный истец, следовательно, доводы административного истца о несоответствии ООО «Комиавтоспецтранс» подп. 12 п. 5 Порядка, суд находит несостоятельными.
Кроме того, указанный Порядок не предусматривает такого основания для отказа в предоставлении субсидии лизингополучателю, как несоответствие закупленного по договору лизинга оборудования основному либо дополнительным его видам деятельности. Доказательств того, что представленный ООО «Комиавтоспецтранс» перечень документов не соответствует Порядку, суду не представлено. Также административным истцом не представлено доказательств осуществления ООО «Комиавтоспецтранс» дополнительного вида деятельности - аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки (77.39). В ходе рассмотрения установлено, что приобретенный по договору лизинга погрузчик используется на собственные нужды ООО «Комиавтоспецтранс».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным пункта 1 представления прокурора г. Усинска от дд.мм.гггг. от дд.мм.гггг., которым на руководителя администрации СМО ГО «Усинск» возложена обязанность безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры города, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2005 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении лиц, которым внесено представление, предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Оспариваемое представление в части рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, с направлением копии приказа об этом в адрес прокурора носит принудительный властно - распорядительный характер, ввиду чего нарушает права административного истца. Довод представителя административного ответчика о том, что указанный пункт оспариваемого представления носит рекомендательный характер суд находит несостоятельным.
Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ). Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для привлечения работника к дисциплинарной ответственности относится к компетенции работодателя.
Исходя из положений ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания (часть 1). Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (часть 3).
Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно установленном порядке.
Таким образом, вопросы, затрагивающие дисциплинарную ответственность работников, находятся вне компетенции прокурора (аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 06.07.2016 № 88-КГ16-2).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным пункта 2 представления прокурора г. Усинска Низовцева И.О. от дд.мм.гггг.№, которым на руководителя администрации МО ГО «Усинск» возложена обязанность рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (копию приказа направить в адрес прокуратуры г. Усинска).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации муниципального образования городского округа «Усинск» к прокуратуре г. Усинска о признании незаконным представления от дд.мм.гггг.№ об устранении нарушений законодательства о защите прав субъектов предпринимательства, - удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 2 представления прокурора г. Усинска Низовцева И.О. от дд.мм.гггг.№, которым на руководителя администрации МО ГО «Усинск» возложена обязанность рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (копию приказа направить в адрес прокуратуры г. Усинска).
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05.09.2018.
Председательствующий Л.В. Ларина