ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-885/20 от 14.07.2020 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-885/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2020 года г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Лебединской Е.А.,

с участием административного истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО4, заинтересованные лица: ООО «ИнтерСтрой», Администрация <адрес> Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ФИО5 о признании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО4, заинтересованные лица: ООО «ИнтерСтрой», Администрация <адрес> Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, ФИО5 о признании решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на <адрес> по ул. <адрес><адрес>.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между административным истцом и ООО «ИнтерСтрой» заключен договор паевого участия в долевом строительстве «Жилой комплекс по ул. <данные изъяты><адрес>, I этап. Блок 1. Жилой дом». ДД.ММ.ГГГГ объект долевого строительства по договору - <адрес> кадастровым номером: , общей площадью 42,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, была передана административному истцу. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился в ГБУ МФЦ Симферополь с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. ДД.ММ.ГГГГ право частной собственности ФИО2 было зарегистрировано, что нашло отражение на официальном портале Росреестра и подтверждается отметкой на Акте приема-передаче Объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии, сведения о регистрации права были удалены и ФИО2 выдали решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, которым в государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру за ФИО2, отказано, по тем основаниям, что семья административного истца уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий, путем участия в государственной жилищной программе на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилья экономического класса, заключенного супругой ФИО2- ФИО11 с ООО «ИнтерСтрой». Считает данное решение незаконным, поскольку им на регистрацию были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные законом. Неполучение ответа на межведомственный запрос из Министерства строительства и архитектуры Республики Крым не может являться препятствием для регистрации права собственности на объект долевого строительства, договор на создание которого не расторгнут, не прекращен, не признан судом недействительным, более того исполнен сторонами. В обоснование приостановки и последующего отказа в государственной регистрации права административный ответчик сослался на наличие предупреждения на запрет государственной регистрации на основании письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, , поступившего в адрес Госкомрегистра ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку договор между сторонами исполнен, отказ в регистрации права собственности нарушает его права.

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ранее представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поданы возражения, в которых он просил отказать в удовлетворении административного иска ФИО2, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено осуществление государственной регистрации права собственности, поскольку в ЕГРН имеется предупреждение на заперт государственной регистрации на основании письма Министерства строительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ Ввиду не поступления ответа на межведомственный запрос, а также, поскольку за ФИО11 на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована квартира на основании договора купли-продажи с ООО «Интерстрой» на приобретение жилья экономического класса от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на <адрес> по ул. <адрес><адрес>.

Представитель Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее направил возражения, в которых просил рассматривать дело в его отсутствие, отказав в удовлетворении административных исковых требований. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 включен в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, как гражданин, имеющих трех детей. ДД.ММ.ГГГГФИО2 приобрёл жилое помещение, заключив договор долевого участия. Постановлением администрации <адрес>ФИО11, ФИО2ФИО7, ФИО8, ФИО9 включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, в рамках Программы. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9 признаны соответствующими категории граждан, имеющим право на приобретение жилья экономического класса. С учётом поступившего в администрацию <адрес> письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменен п.5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ Также администрацией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены п.2. Обращал внимание, что в соответствии с п.6 раздела I постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, право на приобретение жилья экономического класса реализуется гражданами один раз и только в отношении одного жилого помещения, относящегося к жилью экономического класса.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО11 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указывая, что считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Представитель ООО «ИнтерСтрой» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона N218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.29 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Ст.26 Федерального закона №218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно п. 9 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии со ст.27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для ФИО1 семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, формирования списков таких граждан и сводного по <адрес> реестра таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для ФИО1 семьи» предусмотрено предоставление жилья экономического класса определённым категориям граждан.

В соответствии с п.6 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации программ «Жилье для ФИО1 семьи» право на приобретение жилья экономического класса реализуется гражданами один раз и только в отношении одного жилого помещения, относящегося к жилью экономического класса.

Из материалов дела судом установлено следующее.

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был признан гражданином, соответствующим категории граждан, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для ФИО1 семьи» и включен в соответствующий список, реализуемый на территории Республики Крым (т.1 л.д.141,142).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ООО «ИнтерСтрой» был заключен договор участия в долевом строительстве «Жилой комплекс по ул. <адрес>, <адрес>, I этап. Блок 1. Жилой дом», зарегистрированный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: <данные изъяты> (Т.1 л.д. 4-9),

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору между сторонами сделки подписаны дополнительные соглашения в части срока передачи объекта долевого строительства, его площади и стоимости, а также прав на земельный участок (Т.1 л.д.10,11,12).

ДД.ММ.ГГГГ объект долевого строительства по договору - <адрес> кадастровым номером: , общей площадью 42,2 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, была передана ООО «ИнтерСтрой» административному истцу по Акту приема-передачи Объекта долевого строительства. (Т.1 л.д. 13)

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в ГБУ МФЦ Симферополь подал заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество , а именно, - <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м, с кадастровым номером: , расположенную по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, предоставив: договор участия в долевом строительстве «Жилой комплекс по ул. <адрес>, <адрес>, I этап. Блок 1. Жилой дом», заключенный ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и ООО «ИнтерСтрой» с приложениями, зарегистрированный в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к Договору), зарегистрированное в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение к Договору), зарегистрированное в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: акт приема-передачи объекта долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ; справка ООО «ИнтерСтрой» от ДД.ММ.ГГГГ о полной оплате объекта долевого строительства; квитанция от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг (Т. 1 л.д. 14, 55-93).

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГФИО2 сообщено о приостановлении до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации, на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ, в связи с направлением запроса в Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, для предоставления информации, необходимой для осуществления регистрационных действий (Т.1 л.д.50-51).

Сообщением Государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности на квартиру за ФИО2, отказано, в связи с отсутствием ответа на межведомственный запрос (Т.1 л.д.16,48-49).

Письмом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от <данные изъяты>. , поступившего в адрес Госкомрегистра ДД.ММ.ГГГГ., административный ответчик был проинформирован об отсутствии у ФИО11 правовых оснований для приобретения жилья экономического класса с просьбой о приостановлении регистрации договора и уведомлением о направлении письма о необходимости отмены постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.53-54).

В соответствии с письмом ООО «ИнтерСтрой» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 сообщено о том, что по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ обязательства сторон по договору участия в долевом строительства, заключённому между ФИО2. и ООО «Интерстрой» исполнены в полном объеме. Невозможность осуществления государственной регистрации права собственности не является основанием для изменения (прекращения) договора, который ранее прекращен надлежащим исполнением, в связи с чем, основания для зачета (возврата) денежных средств, оплаченных по договору, не имеется (Т.1 л.д.161,161).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11 с супругом ФИО2 и детьми: ФИО7, ФИО8 и ФИО9, как имеющая трех несовершеннолетних детей признана гражданином-заявителем, соответствующим категории граждан, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для ФИО1 семьи» и включена в соответствующий список (п.2 Приложения), реализуемый на территории Республики Крым (Т.2 л.д.31-38).

Из материалов регистрационного дела в отношении <адрес> по <адрес><адрес> следует, что ФИО11ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением о государственной регистрации прав на указанную квартиру (Т.1 л.д.94-139).

Согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменение в виде отмены п.2 Приложения (Т.2 л.д.39).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО11, ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9 включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса под порядковым в Списке- Приложении (Т.2 л.д.41-42).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отменен п.5 Приложения (Т.2 л.д.44).

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что у ФИО11 отсутствовали правовые основания для приобретения жилья экономического класса в рамках Программы, в связи с чем, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ. проинформировало Госкомрегистр о сложившейся ситуации, а также уведомило о направлении в администрацию <адрес> письма о необходимости отменить Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, оснований для приостановления, а в последующем отказа ФИО2 в регистрации права собственности у государственного регистратора, не имелось.

Запрос государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует, что основанием отказа в государственной регистрации прав ФИО2, являлась реализация ФИО11 права по улучшению жилищных условий.

При этом, оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, было принято по причине, которая не могла быть основанием для принятия государственным регистратором решения о приостановлении государственной регистрации, а потому не может быть признано законным.

Неполучение ответа на межведомственный запрос, учитывая, что в нем государственный регистратор не запрашивал каких-либо документов, необходимых для государственной регистрации, либо сведений содержащихся в них, а фактически просил сообщить о наличии правовых оснований для регистрации права, что в силу ч.1 ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ является компетенцией государственного регистратора и не требует дополнительных разъяснений от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, суд полагает данное основание незаконным.

Таким образом, у административных ответчиков отсутствовали законные основания для приостановления регистрации и последующих отказов в проведении государственной регистрации прав, по основаниям, изложенным сообщении, в связи с чем, административные исковые требования в части признания незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации, от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

По мнению суда, удовлетворение требований административного искового заявления в указанной выше части является достаточным, для осуществления судебной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца в рассматриваемом деле, в связи с чем, в удовлетворении требований административного искового заявления о возложении обязанности зарегистрировать право собственности административного истца на <адрес> по ул. <адрес><адрес>, следует отказать.

Кроме того, судом учитывается, что осуществление действий по регистрации права отнесено к компетенции административных ответчиков.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административных ответчиков подлежат возмещению административному истцу в равных долях, понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст.176-180 КАС РФ, суд-

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГоб отказе в государственной регистрации,.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторного рассмотреть заявление ФИО3 о регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> ул. <адрес>, <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, , о чем необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иной части иска – отказать.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственного регистратора ФИО4 в пользу ФИО2 в равных частях государственную пошлину в размере 150 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Захарова Т.Л.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.07.2020 г.