ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-886/2023 от 25.07.2023 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-.../2023

УИД ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе 25 июля 2023года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Альбековой Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Макаровой С.Г.

с участием представителя административного истца Погосяна Р.С.- Федченко А.В., действующей на основании доверенности

представителя административного ответчика Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю Митропольской А.В., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица ФГУП КК "Крейтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Туапсинскому району Кривопалова М.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Погосяна Р.С. к Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району о признании незаконными действий об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании повторно рассмотреть заявление,

установил:

Погосян Р.С. обратился в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в уведомлении, и обязании осуществления регистрации права собственности на земельный участок, мотивировав свои требования тем, что он является членом ГСК №... У него в собственности имеется гаражный бокс №28, который он построил и где хранит свой автомобиль. Паевой взнос он уплатил полностью, что подтверждается справкой, выданной ГСК №... Земельный участок, на котором расположены гаражные боксы, находится у ГСК №... в аренде. Договор аренды закончился, а продлить его на новый срок не представляется возможным, так как администрация Туапсинского городского поселения отказывает в продлении договора аренды. Технический паспорт на гаражный бокс ему выдали по состоянию на 20.12.2006 года. Решив оформить документы на гаражный бокс, поставить гаражный бокс на кадастровый учет, как ранее учтенный, он обратился к административному ответчику с заявлением от 26.04.2023 г. о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, однако уведомлением от 05.05.2023 года ему отказано во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на п.2 ч.8 ст.69 Федерального закона от 15.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Полагает, что действия государственного регистратора Гарголиной А.В. являются незаконными и необоснованными по следующим причинам. Для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости — гараже им в Туапсинский отдел Росреестра был представлен технический паспорт, изготовленный филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе, который сшит и опечатан печатью филиала в соответствии с предъявляемыми требованиями. Полагает, что ссылка государственного регистратора на непредоставление им документа устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, а представленный им технический паспорт не является таким документов, противоречит требованиям ст.69 вышеуказанного закона. Им предоставлен в Росреестр технический паспорт, подтверждающий, что его гараж считается ранее учтенными объектами недвижимого имущества в соответствии с требованиями ч.4 ст. 69, так как технический учет гаража осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Таким образом, представлен в орган регистрации технический паспорт, который не может вызывать у регистратора сомнений в его подлинности. О том, что технический паспорт вызывает сомнение в его подлинности регистратор не указывает в уведомлении. По этой причине у регистратора не имелись основания для запроса, так как закон не обязывает регистратора в обязательном порядке и в любом случае запрашивать БТИ о предоставлении сведений о государственном учете моего гаража. Поэтому у регистратора не было оснований делать такой запрос и отказывать мне во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с не поступившим из БТИ ответом на запрос. В связи с чем, просит признать незаконными действия административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Туапсинский отдел), выразившиеся в выдаче уведомления от 05.05.2023 года №... об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - гараже №..., расположенном по адресу: г.... Обязать Туапсинский отдел Росреестра по Краснодарскому краю повторно рассмотреть в установленном законом порядке и сроки заявление №... от 26.04.2023 года о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - гараже №... расположенном по адресу: г..... Обязать Туапсинский отдел Росреестра по Краснодарскому краю сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое является административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец Погосян Р.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности Федченко А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства.

В судебном заседании представитель административного ответчика Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю Митропольская А.В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что 26.04.2023, Погосян Р.С. обратился в регистрирующий орган с заявлением №... о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости помещения, расположенного по адресу: ...... ГСК №..., бокс №... на основании предоставленной в орган регистрации прав копии технического паспорта гаража от 20.12.2006 подготовленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе. В связи с непредставлением представителем Погосяна Р.С. с заявлением документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости (представленные документы, не устанавливает и не подтверждает право на объект недвижимости), в государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» (которое в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» осуществляет хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации) направлен запрос от 02.05.2023 № ... о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него (в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 89 «Об утверждении порядка и сроков направления органом регистрации прав запросов о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него»). В связи с непоступлением в установленный срок ответа государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по основаниям, установленным пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации. Также Погосяну Р.С. было разъяснено, что при поступлении ответа на вышеуказанный запрос и при отсутствии оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, установленных частью 8 статьи 69 Закона о регистрации органом регистрации прав будут внесены сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 69 Закона о регистрации. После принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в регистрирующий орган поступил ответ государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» от 05.05.2023 №... с выкопировкой из инвентарного дела: технический паспорт гаража, расположенного по адресу: ..., в котором отсутствует инвентарный номер, дата исполнения, подписи руководителя, техника-инвентаризатора и печати. В связи с вышеизложенным, у государственного регистратора отсутствуют основания для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.

Представитель заинтересованного лица ГБУ КК «Крайтехинветаризация – краевое БТИ» по доверенности Кривопалов М.В. в судебном заседании пояснил, что из Управления Росреестра по Краснодарскому краю в БТИ поступил запрос в электронном виде, они предоставили копию технического паспорта из инвентарного дела, на котором отсутствовал номер и подпись. Вносить изменения они не имеют возможности, в техническом паспорте, представленном истцом, есть все необходимые данные для Россреестра.

Суд, выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В части 4 статьи 18 Закона N 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218 основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218).

В пункте 4 статьи 69 Закона N 218 предусмотрено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что 26.04.2023г. Погосян Р.С. в лице представителя Федченко А.В., девствующего по доверенности, обратился в регистрирующий орган с заявлением №... о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости помещения, расположенного по адресу: ..., на основании предоставленной в орган регистрации прав копии технического паспорта гаража от 20.12.2006, подготовленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Туапсе.

05 мая 2023 г. по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, в соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ Закон о регистрации, Погосяну Р.С.было отказано о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, оспариваемый отказ мотивирован отсутствием ответа органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета.

В связи с непредставлением представителем Погосяна Р.С. с заявлением документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости (представленные документы, не устанавливает и не подтверждает право на объект недвижимости), в государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» (которое в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» осуществляет хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации) направлен запрос от 02.05.2023 № ... о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него (в порядке, установленном пунктом 3 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 89 «Об утверждении порядка и сроков направления органом регистрации прав запросов о представлении документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него»).

В связи с непоступлением в установленный срок ответа государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по основаниям, установленным пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации.

Также в оспариваемом отказе Погосяну Р.С. было разъяснено, что при поступлении ответа на вышеуказанный запрос и при отсутствии оснований для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, установленных частью 8 статьи 69 Закона о регистрации органом регистрации прав будут внесены сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 69 Закона о регистрации.

Кроме того, суд учитывает тот факт, что после принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в регистрирующий орган поступил ответ государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» от 05.05.2023 №... с выкопировкой из инвентарного дела: технический паспорт гаража, расположенного по адресу: ..., в котором отсутствует инвентарный номер, дата исполнения, подписи руководителя, техника-инвентаризатора и печати.

В соответствии с пунктом 9.1 Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации", на титульном листе домовладения помимо других сведений, указываются адрес домовладения, инвентарный номер, который соответствует записи домовладения в инвентарной книге, и дата составления паспорта - дата инвентаризации объекта, а в графе 1 указывается буквенное обозначение (литера), присвоенное зданию (строению) или сооружению на плане.

Также технический паспорт подписывается лицом, производившим инвентаризацию, руководителем бюро, ставится дата проверки и сдается в архив.

В связи с вышеизложенным, у государственного регистратора отсутствовали основания для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.

Поскольку в рассматриваемом случае присутствовали основания для отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости у административного истца в соответствии с ч.8 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд приходит к выводу о законности оспариваемых действий регистрирующего органа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Погосяна Р.С. к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району о признании незаконными действий об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и обязании повторно рассмотреть заявление - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд Краснодарского края.

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2023 г.

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2023 года.

Судья Д.Ю. Альбекова