Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного истца ФИО2,
при секретаре судебного заседания Базитовой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 <данные изъяты> к начальнику ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району ФИО6 <данные изъяты>, Правительству Амурской области об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействий), выразившихся в непринятии мотивированного решения об отказе во включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в обоснование требований, указав следующее.
Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району (далее – ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вместе с необходимыми документами.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью административного ответчика – начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3, административному истцу было сообщено об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Поскольку полученное административным истцом уведомление за подписью административного ответчика ФИО3 не является решением об отказе во включении ФИО2 в реестр граждан, чьи права нарушены, не содержит указаний на то, когда и каким органом такое решение было принято, и мотивов, на основании которых ей было отказано во включении в реестр, подписано лицом, не имеющим на то законных полномочий, поскольку ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не является органом исполнительной власти, административный истец, считает, административный ответчик лишил его возможности оспорить данное решение и представить доводы о его незаконности.
Просит суд, признать незаконными действия (бездействия) административного ответчика начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3 по подписанию и направлению в адрес административного истца ФИО2 уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе во включении в реестр граждан, чьи права нарушены. Признать незаконным действия (бездействия) административного ответчика Правительства Амурской области по несоблюдению приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр в части возложений полномочий контролирующего орган по формированию и ведению реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на ГКУ АО «Благовещенское УСЗН». Обязать административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО2
В судебном заседании административный истец ФИО2 ее представитель - ФИО1 требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Заявили ходатайство об изменении предмета искового заявления. Определением Тындинского районного суда Амурской области от 04.10.2018 года в удовлетворении заявленного ходатайства административному истцу было отказано.
Административный ответчик ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» в суд представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве представитель ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» возражал относительно заявленных требований, указал, что постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 года».
В целях корректировки программных мероприятий государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы" Правительством области принято постановление от 05.10.2017 № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 25.09.2013 № 446», согласно которому утверждена подпрограмма «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
В целях реализации указанной подпрограммы утвержден «Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Порядок) (утвержден постановлением Правительства области от 05.10.2017 № 484), который определяет механизм предоставления гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных дом и чьи права нарушены, мер государственной поддержки за счет бюджета Амурской области.
Как установлено п. 5 Порядка государственная поддержка предоставляется гражданину однократно в форме единовременной денежной выплаты в отношении одного жилого помещения.
ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с указанным Порядком в целях выплаты денежных средств из бюджета Амурской области указанным гражданам, как пострадавшим от действий застройщиков.
Иные полномочия определенные Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не осуществляет.
Уведомление за подписью административного ответчика ФИО3 не является решением об отказе во включении ФИО2 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, поскольку пунктом 7 Порядка предусматривается, что денежные выплаты предоставляются ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» гражданам за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству социальной защиты населения Амурской области в текущем финансовом году на соответствующие цели.
Административный ответчик также не согласен с доводами административного истца о том, что отсутствие мотивированного решения об отказе во включении ФИО2 в реестр пострадавших граждан, принимаемого уполномоченным органом исполнительной власти Амурской области, лишило его права на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно п. 16 Порядка Министерство транспорта и строительства Амурской области (далее – минтрансстрой АО) после получения сведений от ГКУ УСЗН проводит проверку гражданина на соответствие требованиям пункта 3 настоящего Порядка и оформляет заключение о соответствии (несоответствии) гражданина указанным требованиям.
Заключение министерства транспорта и строительства Амурской области (далее -Минтрансстрой АО) с выводом о несоответствии гражданина требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, должно быть мотивированно.
Согласно заключения Минтрансстроя АО от 10.11.2017 № 8306-09 ФИО2 не соответствует установленным требованиям пункта 3 Порядка предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, предусмотренным подпрограммой Амурской области «Реализация мер государственной поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных жомов и чьи права нарушены.
Причины несоответствия гражданина установленным требованиям: в нарушение подпункта 3 пункта 3 Порядка, согласно которому гражданин имеет право на получение денежной выплаты, в случае заключения договора, предусматривающего передачу жилого помещения в объекте капитального строительства, имеющем степень строительной готовности не более 50 % на дату вступления в силу настоящего Порядка, договор соинвестирования № 36 предусматривает передачу жилого помещения в объекте капитального строительства, который введен в эксплуатацию (разрешение на ввод от 05.05.2015 № 1022800526055-29, выданное администрацией Благовещенского района).
На основании пунктов 18,19 Порядка при получении указанного заключения минтрансстроя АО управление приняло решение от 24.11.2017 об отказе во включении ФИО2 в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Принимая решение об отказе во включении ФИО2 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» действовало в строгом соответствии с указанным Порядком.
Кроме того, срок подачи заявления и полного пакета документов о включении в Реестр, согласно пункта 13 Порядка является предельным. В редакции Порядка, действовавшей до 05.02.2015, срок подачи документов устанавливался Правительством области до 15.11.2017.
В соответствии с изменяющим нормативным актом, постановлением Правительства области от 02.02.2018 № 48, для получения государственной поддержки граждане должны обратиться в управление до 01.03.2018, так как Правительством области принято решение в государственной поддержке граждан, которые заключили договор, предусматривающий передачу жилого помещения, в отношении которого застройщиком было заключено несколько договоров, предусматривающих передачу такого жилого помещения в собственность разных лиц и имеющем степень готовности более 50 %.
Согласно указанному выше заключению ФИО5, степень готовности жилого помещения, по которому ФИО2 заключила договор соинвестирования с ООО «Новый экономический проект» на дату подачи заявления, составляет более 50%, поэтому до 01.03.2018 ФИО2 имела право вновь обратиться с заявлением о включении ее в Реестр для оказания ей государственной поддержки.
На дату рассмотрения настоящего спора согласно п. 14 Порядка, в случае если гражданином представлены не все документы, предусмотренные для предоставления государственной поддержки, а также заявление и документы представлены по истечении 01.03.2018 года, ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» отказывает гражданину в приеме заявления и документов.
Порядок не содержит положений о возможности восстановления гражданина в Реестре после указанного в пункте 13 Порядка срока подачи заявления и документов на получение государственной поддержки.
Срок подачи заявления на включение в Реестр является предельным сроком для осуществления гражданином своих прав по получению мер государственной поддержки.
Представитель ответчика Правительства области в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором исковые требования истца не признал, указал что, доводы административного истца о применении к отношениям, рассматриваемых в рамках данного дела норм статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» несостоятельны, поскольку указанные правовые акты имеют иной предмет правового регулирования, отличный от предмета, предусмотренного пунктом 1 Порядка.
Также указал, что реестр пострадавших граждан, формируемый в соответствии с названными федеральными правовыми актами, и реестр, формируемый в соответствии с Порядком, имеют схожее наименование, но различные механизмы и цели их ведения.
Заявления граждан о включении в реестр пострадавших граждан, формируемый в соответствии с федеральными правовыми актами, подаются в контролирующий орган – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, который по результатам рассмотрения таких заявлений признает граждан пострадавшими и принимает решение о их включении в реестр пострадавших граждан.
К полномочиям минтрасстроя АО отнесено осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Амурской области. В связи с чем, административному истцу предоставлено право обратится с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, формируемый указанным органом исполнительной власти области на основании федеральных правовых актов.
Представитель третьего лица минтранссстрой АО в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором исковые требования истца не признал, указал что, в соответствии с постановлением Правительства области от 05.10.2017 № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. № 446» (далее – постановление Правительства области от 05.10.2017 № 484) государственная поддержка предоставляется гражданину, имеющему право на получение мер социальной поддержки, при сосовокупности следующих условий:
1) включение гражданина в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированный в соответствии с настоящим Порядком;
2) передача гражданином в установленном законодательством порядке своего права требования к застройщику Амурской области, от имени которого по договору уступки права требования выступает министерство имущественных отношений Амурской области.
На основании п. 16 постановления Правительства области от 05.10.2017 № 484 минтрансстрой АО в течении 10 рабочих дней со дня получения сведений от ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» проводит проверку гражданина на соответствие требованиям и оформляет заключение о соответствии (несоответствие) гражданина указанным требованиям.
В соответствии с данными полномочиями минтрансстроем АО оформлено заключение от 10.11.2017 № 8306-09 о несоответствии требованиям.
Представителем минтрансстроем АО указывается также на не правомерность ссылки административного истца на приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560/пр поскольку данным приказом установлены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены, для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Административный истец обращался «Благовещенское УСЗН» с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан целью получения мер социальной поддержки. Уполномоченным органом в Амурской области по ведению указанного реестра является минтрансстрой АО. Административный истец с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан в минтрансстрой АО не обращался
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, отзывы на исковые требования, и дав им юридическую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При отсутствии любого из названных выше условий действие должностного лица не может быть признано незаконным.
На основании п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
При этом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Следовательно, для признания незаконным действия (бездействия) должного лица суду необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: противоречие совершенного действия закону; нарушение совершенным действием прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в судебном заседании 09.11.2017 года административный истец обратился с заявлением ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, вместе с необходимыми документами.
Уведомлением от 24 ноября 2017 года за подписью начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3 административный истец был проинформирован о том, что в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ему отказано во включении в Реестр в связи с отсутствием права на получение мер государственной поддержки.
Основанием для направления указанного уведомления является поступившее заключение минтрансстроя АО от 10.11.2017 № 8306-09, в котором административному истцу было сообщено, что в соответствии подпунктом 3 пункта 3 Порядка, согласно которому гражданин имеет право на получение денежной выплаты, в случае заключения договора, предусматривающего передачу жилого помещения в объекте капитального строительства, имеющем степень строительной готовности не более 50 %, он не соответствует требованиям поскольку представленный административным истцом договор соинвестирования, предусматривает передачу жилого помещения в объекте капитального строительства, который введен в эксплуатацию в 2015 году (разрешение на ввод от 05.05.2015 № 102280526055-29).
Рассматривая требования административного истца признать незаконными действия (бездействия) административного ответчика начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3 по подписанию и направлению в адрес административного истца ФИО2 уведомления от 24 ноября 2017 года за № 12517-06 об отказе во включении в реестр граждан, чьи права нарушены, суд руководствуется следующим.
Постановлением Правительства области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 года».
В целях корректировки программных мероприятий государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы" Правительством области принято постановление от 05.10.2017 № 484 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 25.09.2013 № 446», согласно которому утверждена подпрограмма «Реализация мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
В целях реализации указанной подпрограммы утвержден «Порядок предоставления мер государственной поддержки гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», указанным Порядком определен механизм предоставления гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, мер государственной поддержки.
Денежные выплаты предоставляются ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» гражданам за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству социальной защиты населения Амурской области в текущем финансовом году на соответствующие цели и доведенных до ГКУ-УСЗН. (пункт 7 Порядка).
Согласно п. 16 Порядка минтрансстрой АО после получения сведений от ГКУ УСЗН проводит проверку гражданина на соответствие требованиям установленным указанным Порядком и оформляет заключение о соответствии (несоответствии) гражданина указанным требованиям.
Минтрансстрой АО в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений от ГКУ-УСЗН проводит проверку гражданина на соответствие требованиям пункта 3 Порядка и оформляет заключение о соответствии (несоответствии) гражданина указанным требованиям (далее - Заключение).
Заключение минтрансстроя АО оформляется в письменной форме с указанием сведений о гражданине (гражданах), объекте долевого строительства, договоре, предусматривающем передачу жилого помещения, соответствии (несоответствии) требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.
Заключение минтрансстроя АО с выводом о несоответствии гражданина требованиям, указанным в пункте 3 Порядка, должно быть мотивированно.
Заключение оформляется на каждого гражданина отдельно (за исключением случая, указанного в абзаце тринадцатом пункта 13 настоящего Порядка), на бланке минтрансстрой АО и подписывается министром или лицом, исполняющим его обязанности.
В течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка минтрансстрой АО направляет Заключение в ГКУ-УСЗН. (пункт 17 Порядка).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что действия начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3, по подписанию и направлению в адрес административного истца уведомления об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, полностью согласуются с нормами действующего областного законодательства, по предоставлению указанных мер государственной поддержки, в связи с чем, оснований для признания действий (бездействия) начальника ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО3, не законными у суда не имеется.
Рассматривая требования административного истца признать незаконным действия (бездействия) административного ответчика Правительства области по несоблюдению приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр в части возложений полномочий контролирующего орган по формированию и ведению реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на ГКУ АО «Благовещенское УСЗН», суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвержден приказ от 12.08.2016 № 560/пр.
Указанным Приказом утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан. Его действие распространяется на отношения, связанные с включением в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Формирование и ведение реестра пострадавших граждан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта. Уполномоченным органом в Амурской области по ведению указанного реестра является минтрансстрой АО.
Как следует из предъявленных требований административного истца и отзыва на административное исковое заявление минтрансстрой АО административный истец в уполномоченный орган с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан не обращался. Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом в нарушение п. 11 ст.226 КАС РФ не представлено доказательств нарушения его прав, со стороны ответчика, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами.
Из смысла положений статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями имеет своей целью восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, решение суда об удовлетворении административного иска об оспаривании незаконных действий (бездействия) должностных лиц может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод стороны, с указанием способа восстановления нарушенного права.
Между тем ответчиками не допущено нарушений прав истца, подлежащих восстановлению в судебном порядке.
В связи с чем, требования административного истца обязать административных ответчиков устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Иных доказательства нарушения прав и законных интересов административного истца суду не представлено.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца к начальнику ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» ФИО6 об оспаривании действий (бездействий), выразившихся в непринятии мотивированного решения об отказе во включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в обоснование требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований административного истца ФИО4 <данные изъяты> к начальнику ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району ФИО6 <данные изъяты>, Правительству Амурской области об оспаривании действий (бездействия), отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Кувшинов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.