Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 10 декабря 2020 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя административного истца -
старшего помощника прокурора Братского района
Иркутской области Петакчян А.Г.,
представителя административного ответчика ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда Иркутской области административное дело №2а-887/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, заинтересованное лицо – Акционерное общество «Группа «ИЛИМ», о признании незаконным бездействий, возложении обязанности произвести осмотр лесосек,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, на которых в 2018 году проводилась рубка лесных насаждений, и возложении обязанности произвести осмотр лесосек.
В обоснование требований (с учетом уточнений) административный истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверки исполнения Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - Управление), законодательства в сфере лесопользования, выявлены нарушения ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.*******.
Так в соответствии с п. 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******-мпр, Управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с пп.4, 20 п.8 указанного Положения Управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества осуществляет контроль за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ. В силу изложенных положений в задачи и функции Управления входит проведение осмотра лесосек после окончания лесопользователями в лице арендаторов лесных участков лесосечных работ, а также принятие таких работ.
Проверкой установлено, что **.**.**** между Управлением и АО «Группа «ИЛИМ» заключен договор аренды лесного участка ***, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, в соответствии с п.2 которого арендатору передан лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, имеющий местоположение: Иркутская область Братский район, Братское лесничество (ранее - ФГУ «Тарминский лесхоз» эксплуатационные леса (ранее - леса III группы), Тарминское участковое лесничество: «Тарминская дача» (ранее - Тарминское лесничество), кварталы №***; 36-49; Большеокинская дача (ранее - Большеокинское лесничество) кварталы №***,3,5,6, 8-15, 19-30, 33-53; Калтукская дача (ранее - Калтукское лесничество), кварталы №***; Северо-Бадинская дача (ранее - Северо-Бадинское лесничество), кварталы №***, 34-47, 53-117. Срок действия договора установлен с **.**.**** по **.**.****. Договор зарегистрирован **.**.**** Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (***). АО «Группа «ИЛИМ» предоставило в Управление по указанному договору аренды декларации от **.**.**** (без номера), от **.**.*******, от **.**.*******, от **.**.******* на использование леса с целью заготовки древесины в 2018 году в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал ***, выделы №***,20,23,21 лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га; квартал ***, выделы ***, 11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал ***, выделы №***, 16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га; квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48 га; квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га; квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га; Калтукская дача квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га.
**.**.**** АО «Группа «ИЛИМ» предоставило в Управление по договору аренды *** от **.**.**** отчет по форме 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года с информацией о месте проведения вырубки и площади вырубленных лесных насаждений, то есть сведения об использовании лесов в 2018 году в соответствии с предоставленными лесными декларациями. Однако до настоящего времени Управлением в нарушение ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.*******, не проведен осмотр указанных в декларациях лесосек.
Несоблюдение ответчиком требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст. 15 Конституции РФ. Невыполнение возложенных на Управление полномочий не будет способствовать восстановлению лесов и, соответственно, реализации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в понятие которой входят, в том числе, лесные ресурсы, гарантированных ст. 42 Конституции РФ. Кроме того, возникает угроза причинения вреда в будущем, так как проведение осмотра лесных участков не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на лесные ресурсы, а также животный мир, окружающую среду в целом. В том числе бездействие Управления может повлечь за собой угрозу возникновения лесных пожаров, как следствие, привести к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, негативно сказаться на экологической обстановке территории г. Братска и Братского района, и здоровье их жителей.
Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, на которых в 2018 году проводилась рубка лесных насаждений, и обязать ответчика произвести в срок до **.**.**** осмотр лесосек, расположенных на следующих лесных участках: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача: квартал ***, выделы №***,20,23,21 лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га; квартал ***, выделы ***, 11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал ***, выделы №***, 16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га; квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48 га; квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га; квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га; Калтукская дача квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, заявленные административные исковые требования (с учетом уточнений) поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в нём, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования (с учетом уточнений) прокурора Братского района Иркутской области, о признании незаконным бездействий Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, выразившегося в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, на которых в 2018 году проводилась рубка лесных насаждений, и возложении обязанности произвести осмотр лесосек не признал. По существу иска пояснил, что Министерств лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству не бездействовало. В период, когда следовало произвести осмотр лесосек, ответчик не имел возможности его произвести, по объективным причинам, в связи с отсутствием дорог к месту вырубки (должен быть бесснежный период). При этом обязанность по осмотру и сроки в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Группа «ИЛИМ» ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что требования административного истца о возложении обязанности на ответчика произвести осмотр лесосек, на которых АО «Группа «ИЛИМ» в 2018 году осуществляла рубку лесных насаждений по договору аренды *** от **.**.**** является незаконным, так как противоречит Лесному законодательству, устанавливающему пресекательный шестимесячный срок для проведения такого осмотра. Полагает, что результаты осмотра лесных участков в 2020-2021 г.г. (в срок до **.**.****), на которых лесосечные работы завершены лесопользователем в 2018 году не могут выступать в качестве объективного и достоверного доказательства исполнения либо неисполнения арендатором возложенных на него обязательств, в связи с чем, законодательством и установлен шестимесячный срок для проведения такого осмотра. Проведение осмотра за пределами указанного срока не только незаконно, но и способно нарушить законные права и интересы АО «Группа «ИЛИМ», так как арендатор не может отвечать за результаты такого осмотра в силу отсутствия у него полномочий по лесному надзору (лесной охране) в отношении лесных участков, оставленных им после завершения лесосечных работ. Просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя административного ответчика – Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО1, представителя заинтересованного лица АО «Группа «ИЛИМ» ФИО2, допросив специалиста, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) заготовка древесины относится к одному из видов использования лесов, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также вывозом из леса древесины (ч.1 ст.29 ЛК РФ).
Как следует из ч. 1 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных, заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также выполнением мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений.
После выполнения лесосечных работ, согласно ч. 3 ст. 16.1 ЛК РФ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.
В силу ч. 4 ст. 16.1 ЛК РФ виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение обозначенной нормы закона Приказом Минприроды России от **.**.******* утверждены Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения (Приложение ***); Форма технологической карты лесосечных работ (Приложение ***); Форма акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки (Приложение ***), а также Порядок осмотра лесосеки (Приложение ***).
В соответствии с п. 3 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.******* осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
В силу п.5 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.******* в случае заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 6 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
Пунктом 11 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.******* установлено, что по результатам осмотра составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки.
Из представленных письменных материалов административного дела суд установил следующее.
Согласно договору аренды лесного участка ***, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от **.**.****, следует, что Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству (именуемое в договоре - арендодатель) и ОАО «Группа «ИЛИМ» (именуемое - арендатор) заключили настоящий договор, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности РФ, определенный в пункте 2 договора.
В пункте 2 договора установлено, что арендатору передан лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, имеющий местоположение: Иркутская область Братский район, Братское лесничество (ранее - ФГУ «Тарминский лесхоз» эксплуатационные леса (ранее - леса III группы), Тарминское участковое лесничество: «Тарминская дача» (ранее - Тарминское лесничество), кварталы №***; 36-49; Большеокинская дача (ранее - Большеокинское лесничество) кварталы №***,3,5,6, 8-15, 19-30, 33-53; Калтукская дача (ранее - Калтукское лесничество), кварталы №***; Северо-Бадинская дача (ранее - Северо-Бадинское лесничество), кварталы №***, 34-47, 53-117. Срок действия договора установлен с **.**.**** по **.**.****. Договор подписан сторонами и зарегистрирован **.**.**** Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области под номером 38-38-03/049/2008-423.
Как следует из представленных в Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству лесных деклараций АО «Группа «ИЛИМ» от **.**.**** (без номера), от **.**.*******, от **.**.*******, арендатор в лице АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды *** от **.**.**** заявил, что в период с **.**.**** по **.**.**** использует леса для заготовки древесины на следующих лесных участках, предоставленных в аренду:
- в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал ***, выделы №***,20,23,29 лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га; квартал ***, выделы ***,9,10,12, лесосека ***, эксплуатационная площадь 17,9 га; квартал ***, выделы ***,11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал ***, выделы №***,16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га; квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48 га; квартал ***, выделы ***,20, лесосека ***, эксплуатационная площадь 14,3 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 14,1 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 22,9 га; квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га; квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,9 га; квартал ***, выделы ***, эксплуатационная площадь 1,2 га; квартал ***, выдел ***, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выдел ***, лесная дорога ***, эксплуатационная площадь 0,7 га; квартал ***, выделы ***,17,18,21, лесосека ***,эксплуатационная площадь 1,6 га;
- в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Калтукская дача: квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га; квартал ***, выделы ***,13, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,1 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 8,5 га.
При этом, на каждой лесной декларации имеется штемпель Братского лесничества, свидетельствующий о получении административным ответчиком указанной документации.
Согласно отчету об использовании лесов Формы 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года АО «Группа «ИЛИМ» предоставило в Управление по договору аренды *** от **.**.**** информацию о месте проведения вырубки и площади вырубленных лесных насаждений **.**.****, что подтверждается штемпелем входящей корреспонденции Управления.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** подтверждается, что Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность органов государственной власти субъектов РФ (республик, краев, областей), кроме судебной власти представительств исполнительных органов государственной власти субъектов РФ пи президенте РФ.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО3, суду пояснил, что с августа 2018 года занимает должность руководителя группы охраны и защиты лесов АО «Группа «ИЛИМ» - филиал в Братском районе Иркутской области, в его должностные обязанности входит контроль и ведение всей технической документации в области лесного хозяйства, он отвечает за выездные проверки по осмотру лесосек, по мониторингу и контролю за лесными пожарами и за прохождение сертификации в области лесоуправления. Заготовка на лесных участках Братское лесничество Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача велась в 2018 году, по истечению установленного срока заготовки проверка лесничеством не проводилась, осмотр мест рубок не проводился. В 2019 году на этих лесосеках были проведены сельскохозяйственные лесовосстановительные работы, подготавливались акты технической приемки на сдачу данных лесосек. Насколько ему известно, актов договорных обязательств по осмотру мест рубок, именно по выполнению сельскохозяйственных лесовосстановительных работ, на предприятии тоже нет. Осмотр лесосек не проводился из-за отсутствия какого-либо проезда к данным участкам, потому что они разбросаны и удалены по арендованной территории. Дороги имеют разный характер – зимние и летние, и в какой-то период для проведения осмотра мест рубок невозможно проехать на данные лесосеки. С технической точки зрения осмотр лесосек в течение 6 месяцев после окончания вырубки возможен, но при этом нужно учитывать также период проведения заготовки древесины (должен быть снежный период).
Анализируя в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил, что на основании договора аренды лесного участка ***, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от **.**.****, АО «Группа «ИЛИМ» в период с **.**.**** по **.**.**** осуществило вырубку лесных насаждений для заготовки древесины
Вырубка произведена в том числе на следующих лесных участках: в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал ***, выделы №***,20,23,29 лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га; квартал ***, выделы ***,11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал ***, выделы №***,16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га; квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48,1 га; квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га; квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га; в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Калтукская дача: квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га.
Согласно п. 2 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.******* осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их защиты, воспроизводства.
Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 ЛК РФ в проверяемом периоде, осуществляется министерством лесного комплекса Иркутской области.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающие правами юридического лица (п.6 Положения, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от **.**.*******-пп).
В соответствии с п. 1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******-мпр, Управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В соответствии с пп.4, 20 п.8 указанного Положения Управление в соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Братского лесничества осуществляет контроль за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, в соответствии с действующим лесным законодательством, а также Положением о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.*******-мпр, обязанность по осмотру лесосек в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, возложена на Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.
Судом установлено, что АО «Группа «ИЛИМ» сообщило о производстве и объемах вырубки на перечисленных лесных участках **.**.**** путем предоставления административному ответчику отчета по форме 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года.
Следовательно, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству, обязано было в течение шести месяцев, после получения от АО «Группа «ИЛИМ» соответствующего отчета по форме 1-ИЛ, произвести осмотр лесных участков, на которых арендатором произведена рубка лесных насаждений.
Однако административным ответчиком осмотр перечисленных выше лесных участков не произведен, что подтверждается актом прокурорской проверки от **.**.**** и административным ответчиком не оспаривается. Данное бездействие административного ответчика является незаконным, поскольку нарушает требования ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п. 5 Приложения *** к приказу Минприроды России от **.**.*******.
При этом, из показаний специалиста ФИО3, который является руководителе группы охраны и защиты лесов АО «Группа «ИЛИМ» - филиал в Братском районе Иркутской области и отвечает за выездные проверки по осмотру лесосек, суд установил, что Осмотр лесных участков, на которых осуществлялась рубка лесных насаждений не проводился, при этом с технической точки зрения в течение 6 месяцев после окончания вырубки его провести возможно. Показания специалиста суд признает надлежащим доказательством по делу, поскольку они подтверждают установленные по делу обстоятельства и не противоречат иным собранным по делу доказательствам.
Неисполнение Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству возложенной лесным законодательством обязанности по осмотру лесосек, на которых осуществлена рубка лесных насаждений, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку может привести к допущению со стороны арендатора лесного участка нарушений лесного законодательства в частности в виде неликвидированной древесиной, захламления лесов порубочными остатками.
Кроме того, бездействие со стороны административного ответчика, в виду непроведения своевременных осмотров лесных участков, может способствовать возникновению угрозы причинения вреда животному миру и окружающей среде в целом. В том числе бездействие Управления может повлечь за собой угрозу возникновения лесных пожаров, как следствие, привести к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, негативно сказаться на экологической обстановке территории г. Братска и Братского района, и здоровье их жителей.
Довод представителя заинтересованного лица АО «Группа «ИЛИМ» ФИО2 о том, что шестимесячный срок проведения осмотра лесосек является присекательным, после чего проведение осмотра незаконно, суд признает несостоятельными, поскольку истечение срока проведения осмотра лесных участков не может являться основанием к освобождению от ответственности, поскольку указанный срок является дисциплинирующим, а не пресекательным, следовательно, осмотр может быть проведен и за пределами шестимесячного срока. Кроме того, факт бездействия административного ответчика в судебном заседании нашел свое подтверждение, обязанность, возложенная законом на административного ответчика, по проведению осмотров лесосек и составлению актов осмотра лесосек по договору аренды лесных участков, не выполнена, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, а также может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, и кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Братского района Иркутской области, заявленных в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «ИЛИМ» по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, на которых в 2018 году проводилась рубка лесных насаждений, и возложении обязанности произвести осмотр лесосек на следующих лесных участках: в Братском лесничестве, Тарминское участковое лесничество Северо-Бадинская дача: квартал ***, выделы №***,20,23,29, лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га; квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га; квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га; квартал ***, выделы ***,11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га; квартал ***, выделы №***,16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га; квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га; квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га; квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48,1 га; квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога, эксплуатационная площадь 0,6 га; квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га; квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га; Калтукская дача квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, указанный прокурором, - до **.**.****.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, выразившееся в непроведении осмотра лесосек, арендуемых АО «Группа «Илим» по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, на которых в 2018 году проведена рубка лесных насаждений, расположенных:
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,20,23,29, лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48,1 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Калтукская дача, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога 1, эксплуатационная площадь 0,6 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га.
Обязать Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству в срок до **.**.**** произвести осмотр лесосек, расположенных на территории лесных участков, арендуемых филиалом Акционерным обществом «Группа «Илим», на которых в 2018 году проведена рубка лесных насаждений по договору аренды лесного участка *** от **.**.****, расположенных:
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,20,23,29, лесосека ***, эксплуатационная площадь 35,5 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,6,13,15, лесосека ***, эксплуатационная площадь 42,2 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,14, лесосека ***, эксплуатационная площадь 10 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,11, лесосека ***, эксплуатационная площадь 29,9 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,16, лесосека ***, эксплуатационная площадь 30 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,16,19, лесосека ***, эксплуатационная площадь 25,4 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,9 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 48,1 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Калтукская дача, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, эксплуатационная площадь 16,6 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,8, лесная дорога 1, эксплуатационная площадь 0,6 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,11,12,13,17,18, лесосека ***, эксплуатационная площадь 46 га;
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Северо-Бадинская дача, квартал ***, выделы №***,31, лесосека ***, эксплуатационная площадь 12,7 га.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения - **.**.****.