ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-887/2022 от 25.05.2022 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-887/2022

УИД 26RS0024-01-2019-001117-63

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2022 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре судебного заседания Хижняк И.А.,

с участием представителя административного истца Карасевой Л.Н. по доверенности Степаненко А.В., представителя административного ответчика Администрации города Невинномысска по доверенности № 2-01 от 18.01.2022 года Хмелевой Н.В., представителя административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска по доверенности № 199/27 от 17.01.2022 года Хмелевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования и протокола судебного заседания административное дело по административному исковому заявлению Карасевой Л.Н. к Администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, СНТ «Садовод» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, возложении обязанности предоставления муниципальной услуги,

Установил:

Карасева Л.Н., обратились в суд с административным исковым заявлением, предъявленным к Администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, СНТ «Садовод» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, возложении обязанности предоставления муниципальной услуги, в котором указала, что она является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Садовод» и ей был выделен земельный участок № 120, что подтверждается выпиской из протокола № 49 от 03.10.2020 года. В августе 2021 года она обратилась к административным ответчикам с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом тане территории городского округа» с приложением соответствующих документов. Однако, решением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Невинномысска от 23.08.2021 года № 4560/27 ей отказано в предоставлении данной муниципальной услуги. Не согласившись с отказом от 23.08.2021 года за. № 4560/27 она обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с административным иском об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности предоставления муниципальной услуги в порядке восстановления нарушенных прав. В результате рассмотрения административного иска Невинномысским городским судом Ставропольского края, по административному делу № 2а-1988/2021 ее требования были удовлетворены частично. Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края по административному делу № 2а-1988/2021 исполнено (схема земельного участка утверждена и согласована). Как следует из Уведомления о внесении сведений в ГКН № 1382/27 от 05.03.2022 года административный ответчик внес необходимые изменения в государственный кадастр недвижимости в части образования земельного участка, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> а также рекомендовал ей обратиться в МФЦ с заявлением об оформлении прав на земельный участок. В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок № 120. расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, городской округ-город Невинномысск, территория садоводческого некоммерческого товарищества «Садовод», прошел процедуру кадастрового учета, и с 15.02.2022 года имеет кадастровый . категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «ведение садоводства» и после проведенной процедуры межевания поставлен на кадастровый учет в уточненных границах, с площадь 403+/-7 кв.м. 17.02.2022 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка в собственность (бесплатно) без проведения торгов, с приложением соответствующих документов. Однако, решением КУМИ администрации г. Невинномысска ей отказано в предоставлении данной муниципальной услуги. Просила суд признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска изложенное в сообщении об отказе в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении в собственность земельного участка № 120. площадью 403 +/- 7 кв. м.. с кадастровым номером: . расположенного по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск. СНТ «Садовод», незаконным; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению предоставленных ей прав и свобод, посредством предоставления в собственность (бесплатно) без проведения процедуры торгов земельного участка . с кадастровым номером: , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, СНТ «Садовод».

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 18.04.2022 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому району и Андроповскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 57-58).

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 28.04.2022 года в качестве заинтересованного лица по делу привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 65-66).

Административный истец Карасева Л.Н., надлежащим образом извещенная судом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, доверив ведение дела своему представителю по доверенности Степаненко А.В..

В судебном заседании представитель административного истца Карасевой Л.Н. по доверенности Степаненко А.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, оглашенном в судебном заседании (л.д. 5-8).

Представитель административных ответчиков Администрации города Невинномысск, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Хмелева Н.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать и принять во внимание представленные по делу возражения и дополнения к возражениям, оглашенные в судебном заседании (л.д. 42-47, 79-82).

Административный ответчик СНТ «Садовод», будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания в суд своего представителя не направили, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, также указали, что земельный участок № 120 образован из земельного участка, предоставленного СНТ «Садовод» до дня вступления в законную силу Закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»; предоставлен Карасевой Л.Н. по решению общего собрания членов СНТ «Садовод»; не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем, полагали возможным заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому району и Андроповскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания в суд своего представителя не направили, в представленном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.

С учетом мнения участников процесса, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом, следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Современное российское законодательство содержит правовые нормы как по поддержанию добросовестного поведения субъектов правоотношений, так и по преодолению противоречий между законностью и добросовестностью. В частности, согласно положениям Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и данное правило рассматривается как межотраслевой принцип недопустимости злоупотребления правом.

В связи с чем, ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно частей 1 и 2 статьи 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Современное российское законодательство содержит правовые нормы как по поддержанию добросовестного поведения субъектов правоотношений, так и по преодолению противоречий между законностью и добросовестностью. В частности, согласно положениям Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и данное правило рассматривается как межотраслевой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Согласно п.4 ст.218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. А согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Закона РФ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного Кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, утвержденному решением Думы г.Невинномысска от 26.07.2017 г. № 161-16, Комитет является органом, уполномоченным осуществлять оформление прав на земельные участки в установленном законом порядке.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю выданному садоводческому товариществу «Садовод», постановлением главы администрации города от 06.11.1992 года № 878 предоставлен земельный участок для садоводства и огородничества, вид предоставления земли: собственность коллективная, коллективно-долевая всего 13,00 га (л.д. 86).

Постановлением главы администрации г. Невинномысска Ставропольского края № 1269 от 30.12.1993 года объединены садоводческое общество «Пищевик» с садоводческим товариществом «Садовод» (л.д. 37).

Постановлением главы города Невинномысска № 1079 от 23.05.2008 года садоводческому некоммерческому товариществу «Садовод» предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с кадастровым номером 26:16:0:40, площадью 15722 кв.м (л.д. 33).

Согласно выписке из протокола № 49 от 03.10.2020 года Карасевой Л.Н. выделен и закреплен за ней земельный участок № 120.

На основании решения Невинномысского городского суда от 24.09.2021 утверждена схема расположения земельного участка. В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок № 120, расположенный в СНТ «Садовод» г. Невинномысска, прошел процедуру кадастрового учета, и с 15.02.2022 года имеет кадастровый , категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «ведение садоводства», и после проведенной процедуры межевания поставлен на кадастровый учет в уточненных границах, его площадь составляет 403+/-7 кв.м (л.д. 88).

В соответствии с пунктами 2.7, 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

При обращении в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, Карасевой Л.Н. в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация, было отказано.

В обоснование отказа Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска указал, что земельный участок площадью 13,0 га закреплен за с.н.т. «Садовод» на праве коллективно-долевой собственности, а также указали на то, что Карасева Л.Н. принята в члены СНТ «Садовод» после 01.01.2019 года (л.д. 12-12 оборот).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Порядок предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, созданной до 01 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация» предусмотрен административным регламентом, утв. Постановлением администрации г. Невинномысска Ставропольского края от 27.06.2019 N 1029.

Так, согласно п. 18 названного регламента, в целях получения муниципальной услуги заявителем в Комитет, МФЦ подается заявление о предоставлении муниципальной услуги, заполненное по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Административному регламенту, с приложением пакета документов, для следующей категории лиц: 18.1. Земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация: подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица; протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

18.2. По решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации: подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица; протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

18.3. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд: подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей) физического лица; протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Административный регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

При разрешении возникшего спора следует учитывать, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Закона РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом РФ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости».

Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Положениями п. 1 ст. 28 указанного Закона предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 28 названного Закона, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

При этом эта норма закона не ставила передачу членам данного некоммерческого объединения земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земельного участка некоммерческому объединению (временно на праве аренды или постоянно на праве постоянного (бессрочного) пользования).

В настоящее время в соответствии с п. 2.7 ст. 3 Закона РФ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу данного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ч. 1).

Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории (ч. 2).

Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3).

Таким образом, действовавшее до 01 марта 2015 года и действующее с 01 марта 2015 года законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях (указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. по делу N 78-КГ16-3 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 г. по делу N 78-КГ16-37).

Спорный земельный участок был выделен садоводческому некоммерческому товариществу «Садовод» в 1992 году, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельный участок распределен члену указанного объединения Карасевой Л.Н..

Как указано в решении выше испрашиваемый земельный участок прошел процедуру кадастрового учета, с 15.02.2022 года имеет кадастровый , категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «ведение садоводства», и после проведенной процедуры межевания поставлен на кадастровый учет в уточненных границах, его площадь составляет 403+/-7 кв.м. Спорный земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию СНТ «Садовод», и данный факт сторонами не оспаривается, то есть фактически спор о границах земельного участка отсутствует.

Земельный участок СНТ «Садовод» не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Карасева Л.Н., являясь членом СНТ «Садовод», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на законных основаниях владея спорным участком, расположенным на территории данного садоводческого некоммерческого товарищества и выделенной товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06. 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», используя участок по целевому назначению - для ведения садоводства и регулярно оплачивая членские взносы и налоговые платежи, имеет право приобрести земельный участок в собственность и препятствий для реализации данного права законом не установлено.

Следовательно, препятствий для реализации права Карасевой Л.Н. на передачу ей в собственность спорного земельного участка у административного ответчика не имелось.

При установленных фактических обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый Карасевой Л.Н. земельный участок является составной частью общей территории СНТ «Садовод», суд приходит выводу о том, что органом местного самоуправления в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска необоснованно отказано Карасевой Л.Н. в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства».

Соответственно, оспариваемое административным истцом решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска об отказе в предоставлении Карасевой Л.Н. муниципальной услуги о предоставлении в собственность земельного участка , площадью 403+/-7 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, СНТ «Садовод»., нельзя признать законным.

В порядке восстановления нарушенных прав следует возложить на административного ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска обязанность устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем предоставления в собственность (бесплатно) без проведения процедуры торгов испрашиваемого земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Решил:

Требования административного иска Карасевой Л.Н., предъявленные к Администрации города Невинномысска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, СНТ «Садовод» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, возложении обязанности предоставления муниципальной услуги, удовлетворить.

Признать решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, изложенное в сообщении об отказе муниципальной услуги о предоставлении в собственность земельного участка , площадью 403+/-7 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, СНТ «Садовод», незаконным.

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска обязанность устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Карасевой Л.Н. ее прав и свобод путем предоставления в собственность (бесплатно) без проведения процедуры торгов земельного участка , площадью 403+/-7 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, СНТ «Садовод».

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 30.05.2022 года.

Судья В.В. Филатова