УИД 11RS0001-01-2020-016378 Дело № 2а-8885/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца ФИО5,
представителя административного истца – ФИО6, действующего на основании доверенности от 04.11.2020,
административного ответчика и представителя административного ответчика ФИО7, действующего на основании от 03.02.2020,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 ФИО4 к заместителю руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО7 ФИО1, Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведении публичного мероприятия, обязании такого согласования
УСТАНОВИЛ
ФИО5 обратился с административным исковым заявлением к заместителю руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО7, Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 11.12.2020 № 01/1-12/69 в согласовании проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, назначенного к проведению на 17 декабря 2020 в период времени с 10 до 11 час. на Стефановской площади г. Сыктывкара у памятника В.И. Ленину.
Основанием для обращения явилось несогласие административного истца с отказом органа местного самоуправления в согласовании места проведения публичного мероприятия, поскольку административным ответчиком не указано, каким образом публичное мероприятие может оказать давление на суд либо создать угрозу конституционно-охраняемым целям. Отказ в согласовании места проведения публичного мероприятия вблизи зданий судов без учета конкретных обстоятельств дела не может быть рассматриваться как необходимый в демократическом обществе. Административным ответчиком произвольно определены границы территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами. Суды расположены на земельных участках с разными кадастровыми номерами, сам памятник В.И. Ленину не входит в территорию ни одного из данных земельных участков. Заявленное публичное мероприятие в форме пикетирования не является культурно-массовым, зрелищным, спортивным и иным массовым мероприятием и не подпадает под действие пункта 11 указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности».
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, дополнительно указав, что право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. Административный ответчиком не приведены обстоятельства невозможности проведения публичного мероприятия. Летом 2020 внесены поправки в Конституции Российской Федерации, откуда исключили в качестве судов уставные суды. Поскольку Конституция имеет прямое действие, следовательно Конституционный суд Республики Коми нельзя отнести к судам субъектов, поскольку его нет. Публичное мероприятие в количестве не более пяти человек нельзя назвать массовым, из рекомендации МЧС такое количество должно быть не менее пятидесяти.
Представитель административного истца ФИО6 требования и доводы своего доверителя поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо ФИО7 требования не признал, указав, что Конституционный суд Республики Коми выполняет свои полномочия, на данный период он не упразднен, поскольку Федеральным законом предусмотрен переходный период. Кроме этого на Стефановской площади расположен Арбитражный Суд Республики Коми. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на абсолютный запрет, предусмотренный Федеральным законом № 54-ФЗ на проведение публичных мероприятий на территориях, прилегающих к зданиям судов. Судебные инстанции не подвергали проверке постановление Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 № 10/4160. Понятие массового мероприятия, изложенное в Положении.., утвержденное решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 29.05.2007 N 2/05-36 не относится к публичным мероприятиям и при разрешении данного дела применяться не должно. Земельные участки на которых расположены здания судов на Стефановской площади имеют разные кадастровые номера.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности по реализации своих прав в соответствии со сложившимися традициями и порядком.
На обеспечении реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон, Закон № 54-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно пункта 6 названной нормы, пикетирование это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
Статья 3 Федерального закона проведение публичного мероприятия основывает на принципах законности, т.е соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Частью 5 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
По обстоятельствам дела следует, что 11 декабря 2020 организатором публичного мероприятия ФИО5 в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» подано Уведомление о проведении публичного мероприятия в виде пикетирования с местом его проведения г. Сыктывкар, ФИО8 площадь, у памятника В.И. Ленину с целью публичного мероприятия – выдвижение требований к Государственному Совету Республики Коми по вопросу распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетом Республики Коми. Дата и время публичного мероприятия: 17.12.2020 с 10 до 11 час. с предполагаемым количеством участников – пять человек.
Письмом заместителя руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО7 от 11.12.2020 № 01/1-12/69 в согласовании проведения публичного мероприятия на заявленной территории отказано по мотиву того, что данная территория входит в границы территории, непосредственно прилегающей к зданиям, где расположены Конституционный суд Республики Коми и Арбитражный Суд Республики Коми, а также с введенным на территории Республики Коми Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 года № 16 (с последующими изменениями) режимом повышенной готовности, которым проведение массовых мероприятий на территории Республики Коми до 15.01.2020 запрещено.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Частью 2 статьи 8 названного Федерального закона определены места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в частности к таким местам относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно ч. 2.1 ст. 8 Закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Положением части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия также и в случаях, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Правомочие отказа органов публичной власти в согласовании проведения публичного мероприятия в случае указания в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия места, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, нашло свое отражение и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 года 10/4160 (в ред. от 09.06.2020 года № 6/1318) определен на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» перечень мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования). К таким адресам относится адрес здания, где располагается Конституционный Суд Республики Коми: <...> (Приложение № 1).
Также постановлением установлены границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам (в том числе к зданию, занимаемому Конституционным судом Республики Коми, Арбитражным Судом республики Коми), в которых проведение публичных мероприятий запрещено (приложение № 2). Из представленной представителем административного ответчика картографической схемы границ указанной территории, место проведения публичного мероприятия, расположено в границах территории, непосредственно прилегающей к зданиям, как Конституционного Суда Республики Коми, так и к зданию Арбитражного Суда Республики Коми
Следовательно, несогласование органа местного самоуправления по проведению публичного мероприятия на заявленной в Уведомлении территории в полном объеме соответствует положению Федерального закона № 54-ФЗ в силу императивности нормы, запрещающей проведение публичного мероприятия на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами, в связи с чем ссылка административного истца как на постановление Европейского суда по правам человека по делу «Каблис» против России» от 30.04.2019 года, так и на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 года № 33-П, как на основание несогласия с обжалуемым отказом органа местного самоуправления, в данном случае необоснованна.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, с учетом постановления, принятого Европейским судом по правам человека дается оценка конституционности пункта 1 статьи 5 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми", где ФИО8 площадь г. Сыктывкара была определена в качестве места, где запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, при этом законность положений ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ, постановления главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 года № 10/4160 не являлись предметом судебной оценки.
При этом вопрос конституционности п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2007 № 428-О-О определено, что такое ограничение не может рассматриваться как не имеющее конституционного обоснования и нарушающее конституционные права граждан.
В приведенном Определении Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на положение Конституции Российской Федерации, предусматривающие осуществление правосудия в Российской Федерации только судом (ч. 1 ст. 118), а также устанавливающие независимость судей и их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120) заключил, что федеральный законодатель, исходя из упомянутых конституционных норм и руководствуясь интересами обеспечения прав и свобод личности посредством справедливого и независимого правосудия, обязан предусмотреть меры, исключающие давление на суд. К числу таких мер относится и законодательный запрет проведения на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами, публичных мероприятий, который по смыслу статей 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как не имеющий конституционного обоснования и нарушающий конституционное право граждан на свободу мирных собраний.
Указанная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.12.2019 № 3278.
Применение п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ невозможно в отрыве от пункта 9 статьи 2 того же закона, устанавливающего, что под территорией, непосредственно прилегающей к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2015 № 877 утвержден порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ.
Пунктами 2, 3 указанного Порядка предусмотрено, что кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в ЕГРН. Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком.
В силу пункта 7 Порядка, кадастровый номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Порядком, не изменяется, в том числе в связи с изменением кадастрового деления, а также в случаях, если кадастровый номер объекта недвижимости присвоен по правилам, установленным пунктом 4 Порядка, или если кадастровый номер присвоен объекту недвижимости в кадастровом квартале, в котором такой объект недвижимости фактически не находится.
Из названного следует, что кадастровое деление территории производится для целей нумерации земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, единицами которых являются кадастровые кварталы, что не свидетельствует об отсутствии единства прилегающих территорий.
Пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под прилегающей территорией понимает территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В свою очередь Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком установленным законом субъекта Российской Федерации (ст. 45.1 ч. 2 п. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Согласно ч. 1,5 ст. 2 Закона Республики Коми от 02.11.2018 N 94-РЗ "О порядке определения границ прилегающих территорий правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Коми" границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования, которая прилегает (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, его площади, а также иных требований, установленных настоящей статьей.
Определение границ прилегающей территории осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления в Республике Коми схемы границ прилегающих территорий в составе правил благоустройства территории муниципального образования.
Картографическая схема границ территории, непосредственно прилегающая к зданию Конституционного Суда Республики Коми, Арбитражному Суду Республики Коми утверждена постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар от 29.10.2008 № 10/4160 (в редакции от 04.09.2013 № 9/3483, от 09.06.2020 №6/1318, соответственно).
Следовательно, границы прилегающей территории к названным судам определены в точном соответствии с требованиями законодательства, отражены в соответствующих правовых актах органа местного самоуправления и следовательно доводы административного истца в части того, что место проведения публичного мероприятия не является территорией прилегающей к зданиям, занимаемыми судами, является необоснованной.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом (ч. 1).
Частью 2 названной нормы определено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Федеральным Конституционным законом от 08.12.2020 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (часть 2 статьи 4 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ) из состава судов Российской Федерации исключаются конституционные (уставные) суды.
Статьей 5 Федерального конституционного закона № 7-ФКЗ установлен период вступления в силу данного изменения: с 01.01.2023 года, следовательно до указанной даты либо даты принятия субъектом Российской Федерации (в данном случае Республикой Коми) закона об упразднении Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации действует и запрет на проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами.
Пунктом 11 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 N 16 "О введении режима повышенной готовности" (с последующими изменениями) предусмотрен запрет на проведение до 15 января 2021 на территории Республики Коми культурно-массовых, зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Конституция Российской Федерации провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2); государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55); гарантируется свобода мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31).
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) провозглашая право каждого на свободу мирных собраний, допускает ограничение этого права лишь на основании закона, в интересах национальной безопасности и общественного порядка, предупреждения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ст. 11).
Конституционность положений пункта 11 Указа главы Республики Коми являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 05.11.2020 названный пункт Указа признан соответствующим статьям Конституции Республики Коми.
При этом позиция административного истца о нераспространении ограничений, изложенных в пункте 11 Указа на проведение публичных мероприятий противоречит требованиям законодательства, поскольку данным пунктом запрещены к проведению до указанного в нем периода не только культурно-массовые, зрелищные, спортивные, но и иные массовые мероприятия.
Положения Указа главы Республики Коми, принятого в соответствии с федеральным законодательством для целей повышения готовности органов управления, сил и средств Коми республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к реагированию на возникновение возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Коми, не направлены на ограничение конституционных прав и свобод, поскольку в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуации, реализация гражданами такого права, как свобода собраний связана с серьезными рисками, поскольку сама цель публичного мероприятия связана с привлечением внимания окружающих людей к поднимаемым на обсуждение вопросам в различных сферах жизни общества, что безусловно повлечет скопление неограниченного круга людей, неконтролируемое распространение инфекций.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Следовательно, введение на территории Республики Коми режима функционирования «повышенная готовность» является самостоятельным основанием для отказа в проведении публичных мероприятий.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по рассматриваемому делу не имеется и судом она не установлена, что является основанием для оставления административного искового заявления без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 226-227, 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО5 ФИО2 к заместителю руководителя Администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО7 ФИО3, Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведении публичного мероприятия от 11 декабря 2020 № 01/1-12/69, обязании такого согласования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.
Судья А.П. Леконцев