ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-888/2021 от 07.12.2021 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-888/2021

18RS0003-01-2020-001437-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Прокопьевой К.Е.,

при помощнике судьи Сбоевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации города Ижевска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Администрации города Ижевска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

Исковые требования мотивированы тем, что 10 декабря 2019 год ФИО2 обратился с заявлением в Администрацию города Ижевска о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 1050 кв. м в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, г.Ижевск, Октябрьский район, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого дома №13 по ул. Архитектора ФИО3, для индивидуального жилищного строительства. Указанное заявление зарегистрировано Администрацией города Ижевска 10 декабря 2019 года за №<номер>. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок еще предстоит образовать, к заявлению от 10 декабря 2019 года была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом <номер> от 27 декабря 2019 года Администрацией города Ижевска направлена в адрес ФИО2 выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 26 декабря 2019 года <номер>, в соответствии с п. п 3.15 которой обращение ФИО2 рассмотрено и принято решение отказать в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям, предусмотренным пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: испрашиваемый земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановлением Администрации <адрес><номер> от <дата>. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес> Ижевского лесничества в <адрес>) пп.3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, так как схема разработана с нарушением требований к земельному участку предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ — образование земельных участков не должна приводить к нарушению требований, установленных Федеральными законами ( в соответствии со ст. 116 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. Предоставление испрашиваемого земельного участка приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, что также со ст.116 Лесного Кодекса РФ не допускается). Также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: УР, <адрес>, примерно 360 м на восток от жилого <адрес>, не может быть утверждена на основа п.7 ст. 11.9 ЗК РФ, так же не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (земельный участок расположен территориальной зоне ЖЗ-2 и в зоне Р2). Истец полагает, что вышеуказанный отказ не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права ФИО2

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 11.10, 39.6, 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.4, 124, 125, 126, 218, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просит признать незаконным п.3.15 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевск от 26 декабря 2019 года <номер>, в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2 земельного участка площадью 1050 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении а аренду земельного участка площадью 1050 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресно ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 2 м на юго-запад от жилого <адрес>.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Из материалов дела следует, что 10 декабря 2019 год ФИО2 обратился с заявлением в Администрацию города Ижевска о предоставлении в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 1050 кв. м в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Указанное заявление зарегистрировано Администрацией города Ижевска 10 декабря 2019 года.

Письменным уведомлением <номер> от 27.12.2019 года ФИО2 направлена выписка из Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 26.12.2019 <номер>, согласно которому по обращению ФИО2 принято решение (п. п. 3.15):

Отказать ФИО2 и другим гражданам в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства на основании:

подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи тем, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно испрашиваемые земельные участки частично совпадают с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановлением Администрации <адрес><номер> от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес>, 46 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества в <адрес>);

пункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как схемы разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к нарушению требований, установленных Федеральными законами (в соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. Предоставление испрашиваемых участков приведен к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, что также в соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается);

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес>, примерно 360 м на восток от жилого <адрес>, не может быть утверждена на основании пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса, так как не допускается образование земельного участка границы которого пересекают границы территориальных зон (земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ-2 и в зоне Р2.)

Полагая, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований, именуется муниципальной услугой и регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

На момент вынесения оспариваемого решения действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности или муниципальной собственности», утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от 16.12.2016 <номер> (далее по тексту – Административный регламент).

Исполнителем муниципальной услуги является Администрация города Ижевска, организация предоставления услуги обеспечивается Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска или Управлением земельных ресурсов и землеустройства, в зависимости от решения, принятого Комиссией по землепользованию и застройки города Ижевска (пункт 2.2 Административного регламента).

Согласно пункту 2.3 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности или муниципальной собственности.

Пунктом 2.9 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, подпунктом 1 которого предусмотрено: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней без учета срока приостановления муниципальной услуги (пункт 2.4 Административного регламента).

Согласно пункту 3.4.3 ответственным за выполнение административной процедуры является постоянно действующий коллегиальный орган при Администрации города Ижевска - Комиссия по землепользованию и застройки города Ижевска (на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от 27 июня 2012 года <номер>)

Из положений пункта 3.4.7 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения заявления и проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Комиссия по землепользованию и застройки города Ижевска принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории или при наличии оснований, указанных в пункте 2.9 настоящего Регламента, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На заседании Комиссии ведется протокол, в котором указываются формулировка рассматриваемых вопросов, принятое по каждому вопросу решение, а также поручение Комиссии. Результатом административной процедуры является подписанный председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии протокол (пункт 3.4.8 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска, утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от 27 июня 2012 года <номер>, Комиссия рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Оспариваемое уведомление вынесено уполномоченным органом, в установленные законом сроки, порядок и процедура его вынесения не нарушены.

С учетом изложенного суд полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным административным истцом требованиям в указанной части является Администрация города Ижевска.

Анализируя основания отказа ФИО2 в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, суд исходит из следующего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Следовательно, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого отказа и отражены в его тексте.

Исходя из общих требований нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, уполномоченный орган должен установить и указать все основания, препятствующие удовлетворению заявления заинтересованного лица, обратившегося с данным вопросом.

Следовательно, в дальнейшем при проверке в судебном порядке законности принятого решения, уполномоченный орган не вправе ссылаться на иные основания, не приведенные в нем.

Такое право на указание новых оснований возникает у уполномоченного органа в случае повторного рассмотрения обращения.

В ходе судебного заседания представитель административного ответчика пояснил, что в Протокол заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 26 декабря 2019 года <номер> в виду содержащихся в нем описок Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 28 мая 2020 года <номер> внесены изменения.

Из Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 28.05.2020 года <номер> (пункт 7.1) следует, что в связи с технической ошибкой подпункты 3.1-3.22 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 26.12.2019№49 изложены в следующей редакции: подпункт 3.15 «отказать ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, г.Ижевск, Октябрьский район, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого дома №13 по ул. Архитектора ФИО3, на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи тем, что схема расположения земельного участка не может быть утверждена в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно испрашиваемый земельный участок частично совпадают с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановлением Администрации города Ижевска <номер> от 18 декабря 2019 года утверждена схема расположения земельного участка н6а кадастровом плане территории с адресным ориентиром: 20 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества в <адрес>); пункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как схемы разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к нарушению требований, установленных Федеральными законами (в соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства. Предоставление испрашиваемых участков приведен к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, что также в соответствии со статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается)».

Вместе с тем, суд полагает, что указанный Протокол заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 28 мая 2020 года <номер> не может является документом, подтверждающим исправление технических ошибок в оспариваемом решении, в виду того, что в нарушение положений пункта 3.4.8 Административного регламента последний не подписан председательствующим на заседании Комиссии и секретарем Комиссии.

При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с пунктом 3.5.2 Административного регламента, ФИО1 был проинформирован о вынесенном Протоколе заседания комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от <дата><номер> путем направления в его адрес соответствующей выписки из протокола.

В связи с чем суд считает необходимым проверить основании отказа ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, отраженные в Выписке из Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от <дата><номер>, направленной в адрес последнего <дата>.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определены статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности:

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2);

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из положений пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В ходе рассмотрения дела из пояснений представителя административного истца, представителей административных ответчиков, предоставленных в дело доказательства, включая картографические материалы, достоверно установлено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок, расположенный относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес>, расположен в границах 20 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества <адрес>.

В качестве основании для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, в оспариваемом решении со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 2 пункта 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что испрашиваемый земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (постановление Администрации <адрес><номер> от 18.12.2019 года).

Вместе с тем, постановлением Администрации <адрес><номер> от 18.12.2019 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории с адресным ориентиром: <адрес>, 46 квартал Нагорного участка Ижевского лесничества в <адрес>.

Таким образом, указанное основание, положенное в основу отказа ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка нельзя признать законным.

Кроме того, вывод в оспариваемом решении со ссылкой на положения пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускающей образование земельного участка границы которого пересекают границы территориальных зон (земельный участок расположен в территориальной зоне ЖЗ-2 и в зоне Р2), сделан в отношении земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес>, примерно 360 м на восток от жилого <адрес>, то есть в отношении земельного участка, который ФИО1 не испрашивался. Следовательно, отказ в указанной части не может быть признан законным.

Анализируя основание для отказа ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка, обоснованное подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 116 Лесного кодекса Российской Федерации указанием на то, что в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, предоставление испрашиваемого участка приведет к изменению границ городских лесов с уменьшением их площади, суд приходит к следующим суждениям.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлены виды территориальных зон, которые могут входить в состав земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (подпункт 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми разрабатываются правила землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (части 1, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 №344 утверждены Правила землепользования и застройки города Ижевска (далее по тексту – Правила землепользования и застройки города Ижевска (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого решения).

Материалами дела подтверждено, что испрашиваемый административным истцом ФИО2 земельный участок расположен в территориальной зоне – Зона индивидуальной жилой застройки (ЖЗ-2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Ижевска целью выделения зоны застройки индивидуальными жилыми домами 1 - 3 этажа (ЖЗ) является: развитие на основе существующих (подзона Ж3-1) и вновь осваиваемых территорий (подзона Ж3-2) зон комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; создание условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Приложением № 3 Правил землепользования и застройки города Ижевска предусмотрено, что одним из видов использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами 1 - 3 этажа (ЖЗ) является «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа».

Вместе с тем, как установлено выше, испрашиваемый административным истцом земельный участок, расположенный относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес>, расположен в границах 20 квартала Нагорного участка Ижевского лесничества <адрес>.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам, освоение которых согласно положениям статьи 12 настоящего Кодекса осуществляется с соблюдением их целевого использования и выполняемых ими полезных функций.

Пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 настоящего Кодекса.

На землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса (пункт 1 статьи 122 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из положений статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство действующим лесным законодательством не предусмотрено.

Пунктом 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений в городских лесах.

Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается (часть 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации)

Системное толкование приведенных положений законодательства запрещает передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).

Ранее положения указанной нормы, действовавшие до 01 июля 2018 года, предусматривали, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

Частью 6 статьи 47 указанного Федерального закона определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, на основании статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 7 статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков действия и порядка внесения в них изменений» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Из материалов дела следует, что 17.03.2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда: кварталы <номер>, 38-42, 44-47, 70-77, 106, назначение: леса ! группы: зеленая зона <адрес> лесопарковая хозчасть, адре объекта: Удмуртская Республика, <адрес>, Ижевское опытное лесное хозяйство, Нагорное лесничество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №<адрес>, выданного <дата>.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что указанный участок лесного фонда имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости.

Согласно акту на приемку-передачу участков леса, расположенных в черте города Ижевска от 22.11.2006 года участки лесного фонда в кварталах <номер>,5,7,10,11,16,23,32,33,41,50-58,63-66,72-74, 78-91 Заречного лесничества и кварталах <номер>,43,48-69,79-105,10-7-119 Нагорного лесничества, расположенных в черте г.Ижевска общей площадью 8028 га переданы муниципальному образованию «Город Ижевск» с целью осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Неотъемлемой частью настоящего акта является документация государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2006 года; карта-схема ФГУ «Ижевское опытное лесное хозяйство» с нанесением передаваемых кварталов Нагорного и Заречного лесничеств, расположенных в черте г. Ижевска; протокол рабочей комиссии «Организация передачи, приемки участков лесного фонда, расположенных в черте г. Ижевска» от 16 ноября 2006 года № 1 и протокол рабочей комиссии «Организация передачи, приемки участков лесного фонда, расположенных в черте г. Ижевска» от <дата><номер>.

На момент вынесения оспариваемого решения действовал Лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск», утвержденный постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года <номер>, исходными материалами по принятию которого явились: проект организации и развития лесного хозяйства городских лесов муниципального образования «Город Ижевск». Пояснительная записка; планшеты городских лесов муниципального образования «Город Ижевск»; таксационные описания городских лисов муниципального образования «Город Ижевск». Регламентом установлено, что городские леса муниципального образования «Город Ижевск» (далее – Ижевское лесничество) расположены в центральной части Удмуртской Республики в границах муниципального образования «Город Ижевск, лесничество разделено на два участка – Заречный и Нагорный, в состав Нагорного лесничества входят кварталы №<номер>.

В установленном законом порядке постановление Администрации города Ижевска от <дата><номер> недействующим не признано.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приведенные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт расположения испрашиваемого административным истцом ФИО2 земельного участка в пределах территории городских лесов, статус которых определен в установленном законом порядке, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Следовательно, расположение испрашиваемого земельного участка в пределах территории городских лесов налагает ограничения на его использование под индивидуальное жилищное строительство, что правильно использовано Администрацией <адрес> со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими Федеральными законами, в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы ФИО2, что исключает возможность удовлетворения требований о признании незаконным решения Администрации города Ижевска, изложенное в пункте 3.17 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройки города Ижевска от 26 декабря 2019 года <номер> в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду ФИО2 испрашиваемого земельного участка, заявленных в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, суд отклоняет, так как ограничение на передачу лесных участков из состава городских лесов в пользование граждан для индивидуального жилищного строительства прямо предусмотрено лесным законодательством Российской Федерации. При этом испрашиваемый земельный участок создает препятствия для рационального использования лесных насаждений исходя из их целевого назначения, ограничивает права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории.

Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения Администрации г.Ижевска, изложенное в п.3.15 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г.Ижевска от 26 декабря 2019 <номер>, в части отказа в предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка площадью 1050 кв. м в аренду для индивидуального жилищного строительства, расположенного относительно адресного ориентира: Удмуртская Республика, <адрес>, ориентировочно в 210 м на юго-запад от жилого <адрес>, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО2 к Администрации города Ижевска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2021 года.

Председательствующий судья Прокопьева К.Е.