ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-889/19 от 07.08.2019 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а–889/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2019 года

город Волхов

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,

при секретаре Сергеевой Л. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску административного истца ФИО1 к административному ответчику Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным уведомления и обязании выдать уведомление,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с административным иском к административному ответчику Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным Уведомление № ******, исх. № ****** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Административный истец ФИО1 в обоснование требований указала, что 21.02.2018 ею был приобретен земельный участок с кадастровым № ****** по адресу ******, Староладожское сельское поселение, ****** о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ****** сделана запись № ******.

В соответствии с Паспортом особо охраняемой природной территории Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. № ****** земельный участок с кадастровым № ****** по адресу ******, Староладожское сельское поселение, ****** находится на территории мятника природы «СТАРОЛАДОЖСКИЙ».

Согласно п. 6 указанного Постановления, государственный контроль в сфере функционирования особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) осуществляют в пределах их компетенции Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.

19.03.2019 ФИО1, в соответствии с п. 6, п. 7 ст. 51.1. ГрК РФ, Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. № 494, приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ № 591/пр от 19.09.2018г., направила в Комитет по природным ресурсам Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Зарегистрировано в Комитете по природным ресурсам 27.03.2019 № ******.

04.04.2019 Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в адрес истца направлено Уведомление № ******, исх. № ****** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее Уведомление о несоответствии).

Из Уведомления следует, что недопустимо размещение объекта ИЖС в связи с тем, что земельный участок с кадастровым № ****** ранее не использовался под застройку.

Административный истец полагает, что отказ в разрешении на строительство противоречит закону.

Земельный участок с кадастровым № ****** (Вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства) был передан в частную собственность физического лица в соответствии с Постановлением администрации Староладожской волости Волховского района от 24 августа 1995 года № ****** о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу Ленинградская область, Волховский муниципальный район Староладожское сельское поселение, ******, то есть до утверждения границ ООПТ.

В 2014 году Земельный участок с кадастровым № ****** был разделен на земельный участок с кадастровым номером № ****** (Вид разрешенного использования земельного участка, согласно выписке из ЕГРН: для индивидуального жилищного строительства, земли населенных пунктов) и земельный участок с кадастровым номером № ******.

Согласно п. 13.2. Землепользование и застройка земельных участков, расположении границах ООПТ, осуществляется: 1) в отношении земельных участков, предоставленных в пользование (фактически используемых) до утверждения границ ООПТ, - с соблюдением вида разрешенного использования земельного участка, не противоречащего целям предоставления (целевому назначению использования земель) земельного участка в соответствии с выданными в установленном порядке документами о праве на землю или документально подтвержденными сведениями о фактическом использовании земельного участка.

Кроме того, в «Уведомлении о несоответствии...» указано, что по состоянию на 1996г. участок территории, на котором расположен земельный участок, не использовался под застройку.

Данное утверждение не верно. Ранее на земельном участке располагался жилой дом, что подтверждается Договором купли - продажи дома от 20.07.1989г., справкой МЧС России от 16.03.2007г.

Отказ Комитета по природным ресурсам в разрешении на строительство нарушает права истца, а именно, предусмотренного пунктами 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ права собственника земельного участка возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием (л.д. 6-7).

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 09.04.2019 (л.д. 128-130), в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности № ****** от 30.05.2019, в судебном заседании требования истца не признала, представила возражения и дополнительные возражения на иск (л.д. 137-151).

Суд, с согласия представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца ФИО1, извещенной о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Установлено, что земельный участок с кадастровым № ****** площадью 1200 кв.м (вид разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства) был передан в частную собственность ФИО4 в соответствии с Постановлением администрации Староладожской волости Волховского района от 24 августа 1995 года № ****** о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу Ленинградская область, Волховский муниципальный район Староладожское сельское поселение, ****** (л.д. 38-83, 96).

Ранее на данном земельном участке располагался жилой дом, что подтверждается Договором купли - продажи дома от 20.07.1989г., справкой МЧС России от 16.03.2007г. Дом полностью сгорел 05.11.1994 (л.д.15-17, 28, 71-74).

В 2014 году земельный участок с кадастровым № ****** был разделен на два земельных участка с кадастровым номером № ****** (Вид разрешенного использования земельного участка, согласно выписке из ЕГРН: для индивидуального жилищного строительства, земли населенных пунктов) и земельный участок с кадастровым номером № ****** (л.д. 97-108).

Установлено, что ФИО1 21.02.2018 был приобретен земельный участок с кадастровым № ****** по адресу ******, Староладожское сельское поселение, ******, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 01.03.2018 сделана запись № ****** (л.д. 18-27).

В соответствии с Паспортом особо охраняемой природной территории Ленинградской области, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. № ****** земельный участок с кадастровым № ****** по адресу ******, Староладожское сельское поселение, ****** находится на территории мятника природы «СТАРОЛАДОЖСКИЙ» (л.д. 142-147).

Согласно п. 6 указанного Постановления, государственный контроль в сфере функционирования особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) осуществляют в пределах их компетенции Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).

Как следует из п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В соответствии с п. 5.16 (13) Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в установленном порядке выдаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Как указывалось выше, земельный участок административного истца ФИО1 расположен в границах особо охраняемой территории мятника природы «СТАРОЛАДОЖСКИЙ», что подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Соответственно, на его собственника и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство и вводе объекта строительства в эксплуатацию в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Установлено, что 19.03.2019 ФИО1, в соответствии с п. 6, п. 7 ст. 51.1. ГрК РФ, Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. № 494, приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ № 591/пр от 19.09.2018г., направила в Комитет по природным ресурсам Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Зарегистрировано в Комитете по природным ресурсам 27.03.2019 № ****** (л.д. 11-14).

04.04.2019 Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в адрес истца направлено Уведомление № ******, исх. № ****** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее Уведомление о несоответствии).

Из Уведомления следует, что недопустимо размещение объекта ИЖС в связи с тем, что земельный участок с кадастровым № ****** ранее не использовался под застройку (л.д. 9-10).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и ООПТ.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ для земель ООПТ (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов) градостроительные регламенты не устанавливаются, и использование земель или земельных участков, расположенных в границах ООПТ, определяется положением об ООПТ в соответствии с законодательством об ООПТ.

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установления в положении об ООПТ видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 1 июля 2020 года указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится ООПТ.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее Комитет), утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на определение параметров использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ регионального значения Ленинградской области, является Комитет. Таким образом, параметры использования земельных участков в границах Памятника природы определяет Комитет.

Комитет является органом государственной власти, уполномоченным на рассмотрение уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомления о планируемом строительстве).

Порядок направления и рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве установлен статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Так, в соответствии с частью 7 указанной статьи при рассмотрении уведомлений о планируемом строительстве Комитет обязан провести проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Срок проведения проверки не более 7 рабочих дней.

Как указывалось ранее 19.03.2019 ФИО1 направила в Комитет уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в целях строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, расположенном по адресу: ******, Волховский муниципальный район, Староладожское сельское поселение, ****** (далее - Уведомление о планируемом строительстве от 19.03.2019).

В соответствии с требованиями части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ при рассмотрении Уведомления о планируемом строительстве от 19.03.2019 Комитет провел предусмотренную указанным пунктом проверку и на основании имеющихся в Комитете сведений пришел к заключению о недопустимости строительства нового жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № ******, так как оно противоречит режиму особой охраны Памятника природы, и в установленные порядке и срок направил в адрес истца Уведомление о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ******.

При рассмотрении Уведомления о планируемом строительстве от 19.03.2019 Комитет, в том, числе учитывал параметры использования земельного участка с кадастровым номером № ******, определенные в соответствии с требованиями статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-Ф3.

При определении параметров использования земельных участков, расположенных в границах Памятника природы, Комитет исходит, в первую очередь, из требований режима особой охраны Памятника природы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 13.1 паспорта Памятника природы в границах территории Памятника природы, запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, за исключением: случаев обеспечения функционирования ООПТ; случаев строительства и реконструкции линейных объектов, если отсутствуют иные варианты их размещения и эксплуатации; случаев реконструкции существующих на момент утверждения границ ООПТ зданий, строений, сооружений, осуществляемой без увеличения площади территории, занимаемой указанными зданиями, строениями, сооружениями; случаев осуществления деятельности, связанной с сохранением и охраной объектов культурного наследи.

В соответствии с пунктом 13.2 паспорта Памятника природы землепользование и застройка земельных участков, расположенных в границах территории Памятника природы, осуществляется в отношении земельных участков, предоставленных в пользование (фактически используемых) до утверждения границ ООПТ, - с соблюдением вида разрешенного использования земельного участка, не противоречащего целям предоставления (целевому назначению использования земель) земельного участка в соответствии с выданными в установленном порядке документами о праве на землю или документально подтвержденными сведениями о фактическом использовании земельного участка.

Согласно имеющемуся в Комитете картографическому материалу на период 1996-2000 гг. участок территории, на котором расположен земельный участок с кадастровым номером № ******, не использовался для размещения зданий, в том числе жилых.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в отношении земельного участка с кадастровым номером № ******, земельный участок поставлен на кадастровый учет в мае 2014 года, то есть после утверждения границ территории Памятника природы.

В нарушение положений статьи 36 Градостроительного кодекса РФ административный истец в Комитет за определением параметров использования земельного участка с кадастровым номером № ****** не обращалась.

Между тем, вопрос о допустимости нового строительства, в том числе предоставление сведений и документов, подтверждающих характер использования земельного участка и место расположения на нем старого дома, подлежит решению в рамках определения параметров использования земельного участка. При рассмотрении уведомлений о планируемом строительстве Комитет имеет право исходить только из имеющихся у него в распоряжении сведений.

Документы и сведения, подтверждающие иные сведения об использовании территории, занятой земельным участком с кадастровым номером № ****** в Комитете отсутствовали на момент рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве от 19.03.2019 и не подлежали запросу в рамках межведомственного взаимодействия. Решение о недопустимости нового строительства на земельном участке с кадастровым номером № ****** было принято Комитетом правомерно, с учетом требований режима особой охраны Памятника природы и имеющихся в Комитете сведений.

Содержание как самого Уведомления о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ******, так и действия Комитета по его подготовке и направлению соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ и режиму особой охраны Памятника природы.

Таким образом, основания для признания Уведомления о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ****** незаконным отсутствуют.

Следует также отметить, что Комитет не отказывал истцу в разрешении на строительство, поскольку ФИО1 не обращался в Комитет за определением параметров использования земельного участка.

Комитет по итогам рассмотрения Уведомления о планируемом строительстве от 19.03.2019 с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ, и исходя из имеющихся на момент рассмотрения уведомления сведений, направил в адрес истца Уведомление о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ******.

Суд приходит к выводу, что, права административного истца, как собственника земельного участка с кадастровым номером № ******, направлением в его адрес Уведомления о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ****** не нарушены.

Получение истцом Уведомления о несоответствии планируемого строительства от 04.04.2019 № ****** не препятствует после определения в установленном порядке параметров использования земельного участка с кадастровым номером № ****** направлению нового уведомления о планируемом строительстве, в случае, если в соответствии с параметрами использования земельного участка с кадастровым номером № ****** для него будет установлена допустимость нового строительства и параметры такого строительства.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований ФИО1 к административному ответчику Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным Уведомление № ******, исх. № ****** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2019 года.

Судья: подпись Кузнецова Л. А.