Дело № 2а-889/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2019 г. г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.И. Шайдуллиной,
при секретаре судебного заседания Н.А. Ашмариной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным уведомления от 15.02.2019 года о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2, в котором просит признать незаконным уведомление от 15.02.2019 года о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на объект недвижимости – торговый комплекс, общей площадью 480,1 кв.м, с кадастровым №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>А, обязать административных ответчиков осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права указанного объекта.
В обоснование требований указано, что ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности № от 22.04.2011 года и в соответствии с договором купли-продажи от 09.03.2011 года является собственником незавершенного строительством здания (торгового павильона) общей площадью 480,1 кв.м, с кадастровым №, расположенным по адресу: РТ, <адрес>А. 16.05.2018 года в отношении данного объекта капитального строительства выдано разрешение на строительство №. 9.11.2018 года выдано разрешение на ввод в эксплуатацию №. 01.12.2018 для оформления указанного объекта истец обратился в Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный объект недвижимости. 15.02.2019 года регистрация объекта была незаконно приостановлена.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административный иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 и ответчик государственный регистратор ФИО2 административный иск не признали.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района ФИО5 с административным иском не согласилась.
Заинтересованное лицо кадастровый инженер ФИО6 с административным иском не согласилась.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа указанных положений следует, что необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решения органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего являются несоответствие этого акта закону и нарушение таковым прав и интересов административного истца.
Установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности незавершеннный строительством объект (торговый павильон) общей площадью 480,1 кв.м, с кадастровым №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>А.
Указанный объект был возведен на основании выданного разрешения на строительство от 28.11.2004 года.
16.05.2018 года Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района выдано разрешение на реконструкцию этого объекта капитального строительства, а 09.11.2018 года выдано разрешение на ввод реконструированного объекта капитального строительства - (торговый комплекс) общей площадью 480,1 кв.м, с кадастровым №, расположенный по адресу: РТ, <адрес>А.
01.02.2019 года ФИО1 обратилась в Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.
Согласно уведомлению государственного регистратора ФИО2 от 15.02.2019 года осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрация объекта приостановлено до 14 марта 2019 года в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 26 Закона о регистрации не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
На основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования, оценки всех представленных доказательств суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска по следующим мотивам.
В соответствии с 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В рассматриваемом случае на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО1 представлены документы, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № от 09.11.2018 года и технический план от 05.02.2019 года. Согласно разрешению на ввод в эксплуатацию вводится в эксплуатацию реконструированный объект капитального строительства – торговый павильон общей площадью 480,1 кв.м. Указанное разрешение на ввод недействительно без технического плана от 30.10.2018 года. Заявителем представлен технический план от 05.02.2019 года, данный технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>А (в заключении кадастрового инженера и проектной документации вид объекта – здание), то есть предоставлена техническая документация, подтверждающая создание нового объекта, а не реконструированного.
Кроме того, согласно ЕГРН имеется запись о праве на незавершенное строительством здание (торговый павильон).
Поэтому применительно к требованиям статьи 29 (пункты 3, 4 части 1, части 8, части 10), статьи 26 (пункты 9, 10 части 1), статьи 69 (части 3, части 5) Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок осуществления государственной регистрации прав обязывал государственного регистратора провести правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства.
В связи с чем направлен межведомственный запрос от 15.02.2019 года в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства.
Таким образом, у регистрирующего органа имелись правовые основания для приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.
В силу положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, 227, частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным уведомления от 15.02.2019 года о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья