Дело № 2а-889/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2019 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Верияловой Н.В., при секретарях Туктаровой Е.А., Минеевой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство, об отмене разрешений на строительство,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешений на строительство, об отмене разрешений на строительство.
Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что 03.10.2016 администрацией г.Ульяновска ФИО1 выдано разрешение №73-73-491-2016 на строительство 3-этажного многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №). Указанное разрешение на строительство выдано в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Центр-Проект».
На основании договора купли-продажи от 01.02.2017 право собственности на земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый №) перешло к ФИО2
25.10.2017 на основании заявлений ФИО2 от 17.10.2017 и от 09.11.2018 срок действия разрешения на строительство был продлен до 01.12.2018 (разрешение на строительство от 25.10.2017 № 73-73-758-2017).
Как следует из проектной документации, многоквартирный жилой дом состоит из 3 этажей с техподпольем (для прокладки инженерных коммуникаций). При этом согласно разделу «Архитектурные решения» разрез 1-1, высота техподполья составляет 2,1 м., что в силу п.В.1.6 приложения В, п. 2.7 приложения Б СП 54.13330.2011 относит его к отдельному этажу и требует в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведения экспертизы проектной документации, которая, как установлено в ходе прокурорской проверки, не проводилась.
Таким образом, администрацией г.Ульяновска в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, состоящего из 4 этажей, в отсутствие экспертизы проектной документации.
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска просит признать незаконными действия администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 03.10.2016 № 73-73-491-2016 и последующего его продления на основании разрешения от 25.10.2017 № 73-73-758-2017, отменить разрешения на строительство от 03.10.2016 № 73-73-491-2016 и от 25.10.2017 № 73-73-758-2017.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, ООО «Центр-Проект», Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, ФИО1, ФИО2
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что администрация г.Ульяновска при выдаче ФИО1 и в последующем ФИО2 разрешения на строительство должна была проверить соответствие проектной документации строительным нормам и правилам, установить, что при высоте техподполья в 2,1м. фактически строится 4-этажный дом, поэтому проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отказать в выдаче разрешения на строительство за отсутствием заключения экспертизы проектной документации.
Также указал, что представленное заинтересованным лицом ФИО2 техническое заключение о результатах замера высоты подвального помещения незавершенного строительством многоквартирного дома по адресу: <адрес>, согласно которому высота подвального помещения составляет 1,7м., не может являться доказательством того, что подвальное помещение не относится к самостоятельному этажу, поскольку, как следует из объяснений инженера, проводившего измерения, замеры производились при отсутствии разравнивания грунта на полу в подвальном помещении, большая часть помещения была застелена обрезными досками, толщина которых не замерялась. Остальная часть пола покрыта насыпным грунтом, вперемешку с битым кирпичом и остатками цементного раствора.
Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска и заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, поясняя, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Ульяновска ФИО1 был выдан градостроительный план № RU 73304000-734 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
На основании заявления ФИО1 от 27.09.2016 администрацией города Ульяновска 03.10.2016 было выдано разрешение №73-73-491-2016 на строительство многоквартирного жилого по адресу: <адрес> Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Данное разрешение подготовлено в строгом соответствии с требованиями законодательства. Доказательства иного в материалы дела не представлены.
Право собственности на земельный участок 08.02.2017 было зарегистрировано за ФИО2, который 17.10.2019 обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство. В связи с этим ФИО2 было выдано разрешение от 25.10.2017 № 73-73-758-21 на строительство многоквартирного жилого дома по указанному адресу, срок до 01.12.2018. Впоследствии срок действия данного разрешения на строительство продлен до 10.09.2019.
Администрация г.Ульяновска при оказании муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство проверяет соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, правом проверять соответствие проектной документации требованиям строительных норм и правил администрация г.Ульяновска не наделена. В соответствии со ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации ответственность за проектную документацию несет проектная организация.
Заинтересованные лица Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Представители заинтересованного лица ФИО2 в судебном заседании в иске просили отказать, поясняя, что ФИО2 является собственником земельного участка по адресу: <адрес> основании подготовленной предыдущим собственником проектной документации застройщиком планируется строительство многоквартирного жилого дома с количеством этажей - 3. Об этом свидетельствует вся проектная документация и её технико-экономические показатели. Получение экспертного заключения на проектную документацию на многоквартирный жилой дом с количеством этажей - 3 не требуется в силу закона.
Кроме того, согласно техническому заключению о результатах замера высоты подвального помещения незавершенного строительством многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, выполненного инженером-экспертом ООО «Индекс-Приволжье», высота подвального помещения составляет 1,7м. Согласно СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные п.3.35 данное помещение является техническим подпольем.
Также указали, что срок для обращения с данным административным исковым заявлением прокурором Ленинского района города Ульяновска пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Представитель ООО «Центр-Проект» в судебном заседании пояснил, что организацией была подготовлена проектная документация по заданию заказчика, при этом высота технического подполья была определена 1,7м., так как при высоте более 1,8м. потребовалось бы заключение экспертизы проектной документации. Разрез 1-1 раздела 3 «Архитектурные решения», представленный в администрацию г.Ульяновска, выполнен не их проектной организацией.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 03.10.2016 ФИО1 администрацией г.Ульяновска было выдано разрешение на строительство №73-73-491-2016 многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> общей площадью 730,3 кв.м., объемом 3 807,6 куб.м., в том числе подземной части 453,9 куб.м, с количеством этажей 3. Проектная документация объекта подготовлена ООО «Центр-Проект» в 2015 году, срок действия разрешения до 01.10.2017.
Согласно разделу 1 проектной документации «Пояснительная записка» проектом предусматривается размещение на территории выделенного участка трехэтажного нести квартирного жилого дома с техподпольем (для прокладки инженерных коммуникаций).
Согласно разделу 3 проектной документации «Архитектурные решения» высота техподполья составляет 2,1м.
На основании договора купли-продажи от 01.02.2017 право собственности на земельный участок по адресу: <адрес> перешло к ФИО2
17.10.2017 ФИО2 обратился в администрацию г.Ульяновска с заявлением о продлении срока разрешения №73-73-491-2016 от 03.10.2017 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, предоставив справку о продолжительности строительства, выданную ООО «Центр-Проект», согласно которой объем выполненных работ на сентябрь 2017 года (обустройство фундамента) составляет 10%.
25.10.2017 ФИО2 администрацией г.Ульяновска выдано разрешение на строительство №73-73-758-2017 многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на основании имеющейся проектной документация объекта, подготовленной ООО «Центр-Проект» в 2015 году, срок действия разрешения до 01.12.2018, в последующем, на основании заявления ФИО2 от 09.11.2018 срок действия разрешения на строительство продлен до 10.09.2019.
Истец просит суд признать незаконными действия администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 03.10.2016 № 73-73-491-2016 и последующего его продления на основании разрешения от 25.10.2017 № 73-73-758-2017, отменить разрешения на строительство от 03.10.2016 № 73-73-491-2016 и от 25.10.2017 № 73-73-758-2017.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суду при рассмотрении дел данной категории следует выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По мнению суда, требования административного истца подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.07.2016) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч.6 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.21.5 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
В соответствии с.3 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с п.4.1 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п. 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в Приложении В.
В пункте 2 приложения Б СП 54.13330.2011 определен исчерпывающий перечень видов этажей, которые возможны в жилом многоквартирном здании. В соответствии с пунктом 2.7 указанного приложения к техническим этажам относятся техническое подполье и технический чердак, предназначенные для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций. При этом в силу названной нормы техническим этажом не является пространство высотой 1,8 м. и менее, используемое только для прокладки коммуникаций.
Согласно п. В.1.6 Приложения В (обязательное) при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.
Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м. в число надземных этажей не включаются.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации понятие «количество этажей» используется как один из критериев, по которому устанавливается обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства. При этом согласно нормативным техническим документам степень сложности строительных конструкций определяется, в том числе, геометрическими характеристиками зданий и сооружений. Количество этажей объекта капитального строительства на предмет обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации следует определять с учетом всех подземных и надземных этажей здания, сооружения.
В приложениях Б и В СП 54.13330.2011 даются названия этажей и правила определения этажности здания. При этом приложением В указанного СП устанавливается, что при определении этажности здания учитываются только надземные этажи. В то же время при подсчете количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, технический, мансардный. Понятие «количество этажей» используется при установлении градостроительных регламентов, а также проведении государственной экспертизы проектной документации.
Установлено, что проектом многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, представленном в администрацию г.Ульяновска, высота техподполья была заявлена 2,1 м., что позволяет квалифицировать его в качестве этажа и учитывать при подсчете количества этажей в здании. Таким образом, количество этажей в многоквартирном жилом доме, запроектированном по адресу <адрес>, превышает 3, что требует проведения экспертизы в отношении проектной документации.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство приведены в ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К таким основаниям относятся: отсутствие документов, указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи (в частности, если предусмотрено положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства).
При таких обстоятельствах действия административного ответчика по выдаче ФИО1 разрешения на строительство от 03.10.2016 №73-73-491-2016 и последующего его продления в виде выдачи ФИО2 разрешения на строительство от 25.10.2017 №73-73-758-2017 не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответственно, выданные разрешения на строительство также являются незаконными, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Довод о пропуске административным истцом срока с административным исковым заявлением в суд находит несостоятельным.
В соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам надзорного производства, 13.12.2018 Генеральной прокуратурой РФ было получено обращение гражданина ФИО5 по вопросу незаконного строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Копия обращения ФИО5 была направлена для проведения проверки в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска, по результатам проверки 18.01.2019 было составлено заключение о строительстве многоквартирного дома на основании проектной документации, не получившей положительное заключение экспертизы. С учетом поступления искового заявления в суд 24.01.2019, срок обращения с административным исковым заявлением в суд прокурором Ленинского района г.Ульяновска не пропущен.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство №73-73-491-2016 от 03.10.2016, №73-37-758-2017 от 25.10.2017, отменить разрешения на строительство №73-73-491-2016 от 03.10.2016, №73-37-758-2017 от 25.10.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Вериялова