Киевский районный суд <адрес>
Республики Крым
<адрес>, 295403
тел.: (0652) 24-93-20; факс: (0652) 27-31-66
kiev-simph.krm.sudrf.ru
дело №а-№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2017 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи ФИО8
при секретаре ФИО8,
с участием представителя административного истца ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» – ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серии 3915 №, зарегистрирована по адресу: РК, <адрес>, действует на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании серии ХА №ХА №),
представителя Инспекции по труду Республики Крым – ФИО8 (удостоверение №, действует на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем образовании серии КР №),
заместитель главного государственного инспектора Инспекции по труду Республики Крым ФИО8 – не явился, извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил,
старший государственный инспектор труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в Инспекции по труду Республики Крым ФИО8 - не явился, извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» к Инспекции по труду Республики Крым, заместителю главного государственного инспектора Инспекции по труду Республики Крым ФИО8, старшему государственному инспектору труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в Инспекции по труду Республики Крым ФИО8 о признании незаконным и отмене предписания и решения по жалобе,
у с т а н о в и л:
ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене предписания Трудовой инспекции и решения по жалобе. Свои требования мотивирует тем, что Инспекцией по труду Республики Крым проведена проверка трудового законодательства в отношении административного истца, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки и выдано предписание №. Данным предписанием на ГБУЗ РК «РКБ им. ФИО8» возложена обязанность внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении компенсационных выплат и дополнительных дней к отпуску по результатам проведенной СОУТ», в коллективный договор ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им ФИО8», в трудовые договоры с работниками отделений анестезиологии-реанимации №№, 2 с палатами интенсивной терапии и кардиохирургии в части установления им продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам проведенной специальной оценки условий труда, в график отпусков на 2016 год с учетом верного количества дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников на основании раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный день, утвержденного постановлением ГК СМССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центрального ФИО8 профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№/П-2, ч. 4 ст. 8 ТК РФ; сообщить о выполненных мероприятиях в Инспекцию по труду в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий документов. Данное предписание было обжаловано в порядке подчиненности, решением заместителя начальника Инспекции по труду Республики Крым ФИО8 предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ признано правомерным. Полагает, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, содержание акта проверки свидетельствует об отсутствии обстоятельств, подтверждающих очевидную вину больницы как работодателя, в связи с чем полагает, что и предписание Инспекции по труду Республики Крым выдано за пределами компетенции Инспекции по труду Республики Крым. Просит решение № от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на предписание и предписание № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить, взыскать в пользу истца с Инспекции по труду Республики Крым расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.
Представитель административного истца ФИО8, требования иска поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Представитель Инспекции по труду Республики Крым ФИО8, с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что административным истцом нарушены положения ч. 3 ст. 117 ТК РФ. Коллективный договор содержит в себе отсылочные нормы, не устанавливает продолжительность отпуска по профессиям, поэтому предписание вынесено обосновано. Ссылка административного истца на то, что списки, определенные постановлением ФИО8, не обнародованы, не обоснованы, так как они существуют с 1974 года и на основании решения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признаны соответствующими законодательству. Отсутствие какой-либо нормы права не является основанием для несоблюдения законодательства, истец должен был применить предусмотренные постановлением списки. Возражает против восстановления административному истцу срока для обращения в суд, так как обращения в арбитражный суд уважительной причиной пропуска срока не является. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения административного иска по существу.
Выслушав явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, а работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Часть 1 ст. 353 ТК РФ устанавливает, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
В силу ст. ст. 356, 357 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами полномочна осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель имеет право оспаривать предписания государственной инспекции труда по выявленным нарушениям трудового законодательства, что прямо указано в законе.
Судом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена проверка по соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства в ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8». Лицом, уполномоченным на проведение проверки назначен старший государственным инспектор труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в Инспекции по труду Республики Крым ФИО8
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, согласно которым работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, не соответствующий действующему законодательству; нарушение ч.3 ст. 117 ТК РФ, так как продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретных работников установлена трудовыми договорами не на основании коллективного договора; а так же нарушение ч. 4 ст. 8 ТК РФ.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» было вынесено предписание № об устранении нарушений трудового законодательства, а именно внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении компенсационных выплат и дополнительных дней к отпуску по результатам проведенной СОУТ», коллективный договор ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им ФИО8», трудовые договоры с работниками отделений анестезиологии-реанимации №№,2 с палатами интенсивной терапии и кардиохирургии в части установления им продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам проведенной специальной оценки условий труда, в график отпусков на 2016 год с учетом верного количества дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников на основании раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный день, утвержденного постановлением ГК СМССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центрального ФИО8 профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№/П-2, ч. 4 ст. 8 ТК РФ и сообщить о выполненных мероприятиях в Инспекцию по труду Республики Крым в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий документов.
Не согласившись с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» подало жалобу ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию по труду Республики Крым, в которой просила предписание инспектора признать незаконным и отменить его.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ по указанной жалобе, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Инспекции по труду Республики Крым ФИО8, предписание от ДД.ММ.ГГГГ№, выданное по итогам надзорно-контрольных мероприятий ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» признано полностью правомерным.
ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» просит отменить данное решение и Предписание как незаконные.
Согласно ч. 1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ.
Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров РФ" международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе РФ, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом РФ, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицированной Россией ДД.ММ.ГГГГ), инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Согласно положениям трудового законодательства РФ коллективный договор заключается между работодателем и работниками в лице их представителей по итогам коллективных переговоров. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 398 ТК РФ коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Судом установлено, что распоряжение о проведении проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля № от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено на основании коллективных обращений работников ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, так как при обращении в Инспекцию по труду Республики Крым все лица, указанные в перечне, приложенном к распоряжению, являлись для работодателя ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» работниками учреждения, вопрос о продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, изменений условий коллективного договора, а так же внесения изменений в ежегодный график отпусков, является коллективным трудовым спором.
В соответствии со ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
При этом рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом (ч. 2).
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора (ч.3).
Согласно ч. 1 ст. 407 ТК РФ государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Статья 408 ТК РФ указывает, что соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Таким образом, спор между работниками и ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» о продолжительности дополнительных отпусков, возникший на основании коллективного трудового договора, является коллективным спором и может быть рассмотрен в установленном законом порядке с учетом всей совокупности обстоятельств дела, с учетом пояснений сторон, изучения и анализа письменных и иных доказательств, подтверждающих либо опровергающих позиции обоих сторон коллективного трудового спора.
В данном случае соблюдение норм действующего законодательства, а также прав всех участников спорных трудовых правоотношений могут быть обеспечены только специальной процедурой, предусмотренной Главой 61 Трудового кодекса, и не могут быть обеспечены Инспекцией по труду Республики Крым при проведении документарной проверки.
Часть 2 ст. 356 ТК РФ устанавливает право органа федеральной инспекции труда осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Исходя из принципа законности, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, орган государственной власти вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо и непосредственно закреплены в законах и иных подзаконных актах.
ТК РФ прямо установил перечень случаев, когда федеральная инспекция труда (инспекторы труда) вправе издавать обязательные для работодателя предписания (ст. 230, 357, 372, 373 ТК РФ).
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что предписание Инспекции по труду Республики Крым, выданное ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ по внесению изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении компенсационных выплат и дополнительных дней к отпуску по результатам проведенной СОУТ», коллективный договор ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им ФИО8», трудовые договоры с работниками отделений анестезиологии-реанимации №№,2 с палатами интенсивной терапии и кардиохирургии в части установления им продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам проведенной специальной оценки условий труда, в график отпусков на 2016 год с учетом верного количества дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работников на основании раздела XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный день, утвержденного постановлением ГК СМССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума всесоюзного центрального ФИО8 профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ№/П-2, ч. 4 ст. 8 ТК РФ и сообщении о выполненных мероприятиях в Инспекцию по труду Республики Крым в срок до ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий документов, не соответствует требованиям действующего законодательства, что является основанием для отмены Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено на основании обжалуемого Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем так же подлежит отмене как не соответствующее действующему законодательству.
В соответствии с ч. 4 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из пояснений представителя административного истца, в установленный десятидневный срок ими было направлено исковое заявление в Арбитражный суд Республики Крым. В Арбитражном суде рассмотрение дела было прекращено, после чего в установленный десятидневный срок представитель административного истца ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» имела возможность обратиться в суд для обжалования принятого предписания.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Представитель административного ответчика не оспаривает, что ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» в установленный десятидневный срок обратилось в Арбитражный суд Республики Крым.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что процессуальный срок на подачу административного иска о признании незаконным и отмене предписания и решения по жалобе пропущен ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» по уважительной причине и подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л :
Восстановить ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» процессуальный срок для подачи административного иска о признании незаконным и отмене предписания и решения по жалобе.
Административный иск ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» - удовлетворить.
Отменить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Инспекцией по труду Республики Крым ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» и решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Инспекции по труду Республики Крым ФИО8 по жалобе на данное предписание.
Взыскать с Инспекции по труду Республики Крым в пользу ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. ФИО8» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья ФИО8