УИД 26 RS0034-01-2019-000060-10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 марта 2019 года с. Летняя Ставка Туркменский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Иванова А.В., при секретаре Миненко В.А., с участием: помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Алёхина Р.Ю., представителя административного ответчика - администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края ФИО1, действующей на основании доверенности № 03-04/281 от 04.03.2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет бесхозяйных гидротехнических сооружений установил: Прокурор Туркменского района Ставропольского края обратился в Туркменский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет бесхозяйных гидротехнических сооружений. В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, исполнения органами местного самоуправления полномочий по постановке на кадастровый учет бесхозяйных гидротехнических сооружений. На основании данных Геоинформационной системы гидротехнических сооружений Ставропольского края установлено, что в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения: 1. ГТС пруда в 0,1 км СЗ с. Летняя Ставка водоподпорное сооружение (грунтовая плотина). Форма собственника: бесхозяйные. Бассейн реки: р. Восточный Маныч. Река, балка: б. Чур. Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС: 5,2 км от устья б. Чур Северная широта: 45°26?18.6". Восточная долгота: 43°25?4.44". Собственник: отсутствует. Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства. Вид регулирования: сезонный. Класс капитальности: IV. Площадь водного зеркала, га: 19,4. Перечень установленных дефектов и повреждений: откосы водоподпорного сооружения пруда сильно замусорены кустарниковой растительностью, что делает невозможным определить их заложение. Имеются незначительные просадки гребня водоподпорного сооружения. Наблюдается коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: пониженный. 2. ГТС пруда в 0,8 км СЗ с. Летняя Ставка водоподпорное сооружение (грунтовая плотина). Форма собственника: бесхозяйные. Бассейн реки: р. Восточный Маныч. Река, балка: питание пруда осуществляется за счет атмосферных осадков. Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС: 0,8 км СЗ с. Летняя Ставка. Северная широта: 45°26"18.6?. Восточная долгота: 43°25?4.08?. Собственник: отсутствует. Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства. Вид регулирования: сезонный. Класс капитальности: IV. Площадь водного зеркала, га: 19,4. Перечень установленных дефектов и повреждений: откосы водоподпорного сооружения пруда заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Имеются незначительные просадки гребня водоподпорного сооружения. Наблюдается коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: пониженный. 3. ГТС пруда в 3,6 км СВ п. Поперечный водоподпорное сооружение (грунтовая плотина). Форма собственника: бесхозяйные. Бассейн реки: р. Восточный Маныч. Река, балка: р. Ягурка. Расстояние от устья или истока водотока створа ГТС: 18,7 км от истока р. Ягурка. Северная широта: 45°25?46.92?. Восточная долгота: 43°18"28.08?. Собственник: отсутствует. Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства. Вид регулирования: сезонный. Класс капитальности: IV. Площадь водного зеркала, га: 131,0. Перечень установленных дефектов и повреждений: Откосы водоподпорного сооружения пруда размыты, заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Имеются просадки гребня водоподпорного сооружения. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: пониженный. Согласно информации главы Летнеставочного сельского совета Туркменского района № 02-20/1638 от 28.12.2018 года, данные ГТС на кадастровый учет не поставлены, меры к постановке на кадастровый учет гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о принятии на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет, и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация не определены. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. Возложить на администрацию Летнеставочного сельского совета Туркменского района обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. В судебном заседании помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Алёхин Р.Ю. поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил суд их удовлетворить. В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края ФИО1 не возражала против удовлетворения административных исковых требований прокурора Туркменского района Ставропольского края. Выслушав помощника прокурора Туркменского района Алёхина Р.Ю., представителя административного ответчика Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края, исследовав материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ - Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В силу ст. 3 Закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилище жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Согласно ст. 3 Закона № 117-ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. В соответствие с абз. 4 ст. 3 Закона № 117-ФЗ собственником, гидротехнического сооружения может являться, в том числе муниципальное образование. На основании ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения и т.д. Из толкования указанных выше положений закона следует, что в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющей при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании, угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС должны иметь собственника или обслуживающую организацию. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в границах Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края расположены бесхозяйные гидротехнические сооружения: ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. Собственник: отсутствует. Функциональное назначение (использование): нужды сельского хозяйства Вид регулирования: сезонный. Класс капитальности: IV. Площадь водного зеркала, га: 19,4; 19,4; 131,0 га. Перечень установленных дефектов и повреждений: откосы водоподпорного сооружения пруда сильно замусорены кустарниковой растительностью, что делает невозможным определить их заложение. Имеются незначительные просадки гребня водоподпорного сооружения. Наблюдается коррозия металлических элементов водосбросного сооружения. Откосы водоподпорного сооружения пруда заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Характеристика уровня безопасности эксплуатационного состояния ГТС: пониженный. Согласно информации главы Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края № 02-20/1638 от 28.12.2018 данные ГТС на кадастровый учет не поставлены. Указанные гидротехнические сооружения в соответствие со ст. 130 Гражданского кодекса РФ относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно п.п. 3, 5 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. По смыслу указанных положений орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая что, бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории муниципального образования Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края не ликвидированы путем их демонтажа, засыпания, сноса либо иным способом и фактически продолжают свое существование с возможностью определения их на местности, данные ГТС с целью обеспечения их безопасной эксплуатации, в том числе, реконструкции, консервации и ликвидации, подлежат принятию их на кадастровый учет как бесхозяйных объектов недвижимости. Кроме того, на основании ст. 12.1 Закона № 117-ФЗ и Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1081 решения о ликвидации гидротехнических сооружений могут приниматься их собственниками либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится геотехническое сооружение, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен с учетом предложений органов местного самоуправления, на территории которых находится это гидротехническое сооружение, о необходимости его консервации и (или) ликвидации. На данном основании, для указанных целей признание гидротехнического сооружения бесхозяйным объектом либо оформление его в муниципальную собственность. Вместе с тем, на период проверки администрацией Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края меры к постановке на кадастровый учет гидротехнических сооружений в качестве бесхозяйных объектов недвижимости не принимались, орган местного самоуправления в органы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о принятии на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений не обращался. Документы, подтверждающие постановку ГТС на кадастровый учет и иные правоустанавливающие документы в отношении ГТС отсутствуют, собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация не определены. В связи с отсутствием собственника гидротехнических сооружений, а также бездействия органа местного самоуправления по их определению и постановке гидротехнических сооружений на учёт в качестве бесхозяйного, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, работа по содержанию, реконструкции и ликвидации ГТС проводиться не может, что создает угрозу причинения ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и нарушает права неопределенного круга лиц. Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Учитывая то, что установленное в рамках проверки длительное бездействие органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, затрагивает и нарушает права, законные интересов неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением. В связи с указанным, суд считает бездействие администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по СК в заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. – незаконным. Поскольку администрация Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края на основании п. 19. ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, суд не считает возможным взыскивать государственную пошлину. На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд решил: признать незаконным бездействие администрации Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. Возложить на администрацию Летнеставочного сельского совета Туркменского района Ставропольского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить в полном объеме и обеспечить направление в Управление Росреестра по Ставропольскому краю документацию, необходимую для обращения с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений: - ГТС – водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,1 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26?18.6"с.ш., 43°25?4.44"в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 0,8 км северо-западнее с. Летняя Ставка, географические координаты 45°26"18.6?с.ш., 43°25?4.08?в.д.; ГТС - водоподпорное сооружение (грунтовая плотина), расположенное в границах муниципального образования Летнеставочного сельского совета, в 3,6 км северо-восточней п. Поперечный, географические координаты 45°25?46.92?с.ш., 43°18"28.08?в.д. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись А.В. Иванов Подлинник решения хранится в материалах дела № 2а-88/2019 Туркменского районного суда Ставропольского края. |