ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-890/18 от 05.04.2018 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а - 890/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 05 апреля 2018 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернова Г.В.,

при секретаре Мысливской Е.Д.,

с участием

представителя административного истца Сауляка В.В. по доверенности – Выходцевой Т.М., представителя административного ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае по доверенности - Мягкого В.А.,

представителя заинтересованных лиц ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» по доверенностям - Корзун В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сауляка Валерия Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее управление), заместителю руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалеву А.С. о признании незаконным отказа, признании незаконными действий должностного лица, об обязании рассмотреть обращение гражданина, обязании предпринять действия по расторжению договоров, обязании предпринять действия по проведению аукционов по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

Сауляк В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее управление), заместителю руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалеву А.С. о признании незаконным отказа, признании незаконными действий должностного лица, об обязании рассмотреть обращение гражданина, обязании предпринять действия по расторжению договоров, обязании предпринять действия по проведению аукционов по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление с заявлением о рассмотрении вопроса по расторжению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Раздолье», и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Новопавловское», и проведении аукциона по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и . В тот же день Управление отказало ему в проведении вышеуказанных аукционов. В собственности Российской Федерации находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 26:11:000000:460 площадью 127090151 кв.м., находящийся по <адрес>», расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного использования. На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 26:11:0:0460 был предоставлен Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю в аренду ООО «Раздолье». Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 39.7 ЗК РФ, пункт 1 статьи 424 ГК РФ). Размер арендной платы рассчитывался согласно подпункта «в» пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 в размере 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Подпункт «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 с 01 марта 2015 года был изменен, из данного пункта было исключено условие, касающееся земель сельскохозяйственного назначения. Соответственно, расчет арендной платы в период с 01 марта 2015 года по 15 ноября 2015 года должен был быть приведен в соответствие с положениями п. 6 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 на основании рыночной стоимости земельного участка. Между тем, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае не был произведен перерасчет арендной платы ООО «Раздолье», в результате чего у ООО «Раздолье» образовалась задолженность по оплате арендной платы. Таким образом, при расчете арендной платы за земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером , в нарушение Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в редакции от 30 октября 2014 года, которые вступили в силу 01 марта 2015 года, вместо применения п. 6 Правил определения размера арендной платы на основании рыночной стоимости земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности ООО «Раздолье», неправомерно применен способ расчета арендной платы, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 недействующей редакции Правил № 582, то есть на основании кадастровой стоимости земельного участка – 0,6 % в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования. В результате неправильного применения способа расчета арендной платы, за период с 01 марта по 15 ноября 2015 года арендатору ООО «Раздолье» неправомерно начислена арендная плата в меньшем размере, которая была полностью оплачена в федеральный бюджет, вместо подлежащего законному начислению и оплате размеру. Ковалев А.С., являясь заместителем руководителя Территориального управления в период с 01 марта 2015 года по 15 ноября 2015 года, зная о внесении Правительством РФ 30.10.2014 изменений в Постановление № 582, которые вступили в силу 01 марта 2015 года, являясь должностным лицом, ненадлежаще исполнял свои должностные обязанности, не проконтролировал правильность и соответствие действующему законодательству расчета арендной платы на названный земельный участок. Также в собственности Российской Федерации находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:35:0:0132, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кировский район, в границах ФГУП ПЗ «Комсомолец», для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 74871500 кв.м. Названный земельный участок передан в аренду по договору № 132 от 03 мая 2006 года ООО «Новопавловское». Арендная плата рассчитывалась для Арендатора исходя из п. 6 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 с 01 марта 2015. С 01 марта 2015 до 31 декабря 2016 года при расчете размера арендной платы надлежало руководствоваться п.п. «д» п. 3 Постановления № 582, согласно которому размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов. Между тем, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае также не был произведен перерасчет арендной платы ООО «Новопавловское», в результате чего у ООО «Новопавловское» образовалась задолженность по оплате арендной платы. Таким образом, при расчете арендной платы за земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 26:35:0000000:0132, в нарушение Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» в редакции от 30 октября 2014 года, которые вступили в силу 01 марта 2015 года, вместо применения п.п. «д» п. 3 Правил определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости, неправомерно применен способ расчета арендной платы, предусмотренный пунктом 6 недействующей редакции Правил № 582, то есть на основании рыночной стоимости земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В результате неправильного применения способа расчета арендной платы, за период с 01 марта 2015 по 31 декабря 2016 года арендатору ООО «Новопавловское» неправомерно начислена арендная плата в меньшем размере, которая была полностью оплачена в федеральный бюджет, вместо подлежащего законному начислению и оплате размеру. Ковалев А.С., являясь заместителем руководителя Территориального управления в период с 01 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года, зная о внесении Правительством РФ 30.10.2014 изменений в Постановление № 582, которые вступили в силу 01 марта 2015, являясь должностным лицом, ненадлежаще исполнял свои должностные обязанности, не проконтролировал правильность и соответствие действующему законодательству расчета арендной платы на названный земельный участок. Заявитель считает, что договоры аренды надлежало расторгнуть вследствие существенного нарушения условий договоров.

На основании изложенного просит суд:

- признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

- признать незаконными действия должностного лица – заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалева Александра Сергеевича, выразившиеся в неправильном расчете размера арендной платы арендаторов ООО «Раздолье» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Новопавловское» за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае рассмотреть обращение гражданина Сауляка Валерия Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ,

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае предпринять действия по расторжению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Раздолье», и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Новопавловское»,

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае предпринять действия по проведению аукционов по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и .

В судебное заседание административный истец Сауляк В.В.., уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Выходцевой Т.М.

Представитель административного истца Выходцева Т.М. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд об их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Мягкий В.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, представил возражения, согласно которым в собственности Российской Федерации находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью 74871500 кв.м, находящийся по адресу (местоположение): Ставропольский край, Кировский район, в границах ФГУП ПЗ «Комсомолец», для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом плане участка. Между Управлением и ООО «Новопавловское» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды на земельный участок с кадастровым номером , из земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 4.3 договора установлено, что в случаях, если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы, то вступление в силу указанного нормативного акта является основанием для внесения в договор аренды соответствующих изменений. На участке отсутствуют объекты недвижимого имущества. Дополнительным соглашением № 318 от 07 декабря 2009 года п. 4.3 договора был дополнен следующим условием: «если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы, то вступление в силу указанного нормативного акта является основанием для внесения в договор аренды соответствующих изменений». В феврале 2017 года, после проведенного Территориальным управлением перерасчета арендной платы по договору аренды от 03 мая 2006 года № 132 в адрес ООО «Новопавловское» была направлена претензия от 25 января 2017 года № 340/07 с требованием оплатить задолженность по арендной плате в размере 10743978,53 рублей. При этом перерасчет арендной платы был осуществлен Территориальным управлением исходя из того, что с 01 марта 2015 года были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 (в ред. от 30.10.2014), так был исключен п.п. «б» п. 3 Правил, в связи с чем, в период с 01 марта 2015 года по 31 декабря 2016 года расчет арендной платы должен быть произведён в соответствии с положениями п.п. «д» п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 (в ред. 30.10.2014) исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Платежным поручением №101 от 22 февраля 2017 года ООО «Новопавловское» оплатило, указанную в претензии от 25 января 2017 года №340/07 сумму задолженности. Также в собственности Российской Федерации находился земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью 131445600,00 кв.м, находящийся по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира Ставропольский край, Шпаковский район, в границах ГУП ОПХ «Ставрополец», расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного использования. В 2014 году Территориальным управлением, осуществляющим полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Ставропольского края, принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:460 на 26 самостоятельных земельных участков с сохранением исходного земельного участка. Согласно распоряжению управления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в договор аренды земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Раздолье» названный раздел земельного участка выполнен с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами: , на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам; земельного участка с кадастровым номером , который занят объектами водного, лесного фонда, дорогами общего пользования; а также при сохранении исходного земельного участка с кадастровым номером в измененных границах под объектами недвижимости, принадлежащими ООО «Раздолье» на праве собственности. В результате проведенных работ исходный земельный участок с кадастровым номером в измененных границах, площадью 127090151 кв.м зарегистрирован в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с осуществлённым разделом, между Территориальным управлением (арендодатель) и ООО «Раздолье» (арендатор) было заключено и зарегистрировано в установленном законом порядке дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации в . ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением (продавец) и ООО «Раздолье» (покупатель) во исполнение решения арбитражного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу был заключен договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером .В феврале 2017 года, после проведенного Территориальным управлением перерасчета арендной платы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Раздолье» была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ с требованием оплатить задолженность по арендной плате в размере 3062571,48 рублей. При этом перерасчет арендной платы был осуществлен Территориальным управлением исходя из того, что с ДД.ММ.ГГГГ пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ был изменен, исключено положение о применении ставки в размере 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, в связи с чем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расчет арендной платы должен быть произведён в соответствии с положениями п. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) исходя из рыночной стоимости земельного участка. Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Раздолье» оплатило, указанную в претензии от ДД.ММ.ГГГГ сумму задолженности. ДД.ММ.ГГГГ Сауляк В.В. обратился в Территориальное управление с заявлением о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Раздолье», и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Новопавловское» и проведении аукциона по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и . Территориальным управлением ДД.ММ.ГГГГ за был дан отказ о расторжении договора аренды спорных земельных участков, ввиду того, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки погашено. Земельный участок с кадастровым номером перешел в собственность ООО «Раздолье» по решению арбитражного суда Ставропольского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ. Суд кассационной инстанции в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не решил вопрос о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером . Арбитражным судом Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о повороте исполнения судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым восстановлено право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ по делу судья арбитражного суда Ставропольского края вынес решение, которым обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером , а также подготовить в трех экземплярах, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью «Раздолье» договор купли-продажи образованного земельного участка для сельскохозяйственного производства из земельного участка с кадастровым номером согласно утвержденной схеме расположения земельных участков общей площадью 126476527 кв.м, в порядке, установленном частью 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Решение подлежит немедленному исполнению. Земельный участок с кадастровым номером , передан из федеральной собственности в государственную собственность Ставропольского края, в связи с чем Территориальное управление не имеет полномочий по распоряжению данными земельными участками. Досрочное расторжение договора аренды возможно по требованию арендодателя либо арендатора земельного участка находящегося в федеральной собственности. В случае, если возражений со стороны арендодателя или арендатора не имеется, у собственника земельного участка отсутствуют основания для досрочного прекращения договора аренды. Таким образом, у Территориального управления нет оснований для рассмотрения вопроса о расторжении договора аренды заключенных между Территориальным управлением и землепользователями земельных участков находящихся в федеральной собственности по письменным обращениям физических или юридических лиц, не являющихся стороной договора.

В судебное заседание административный ответчик Ковалев А.С., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, не явился, направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц ООО «Раздолье», ООО «Новопавловское» Корзун В.И. просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, поддержав доводы представителя Управления.

Суд с учетом положений статьи 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Сауляка В.В. и административного ответчика Ковалева А.С.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Кроме того, подпунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

ДД.ММ.ГГГГ Сауляк В.В. обратился в Управление с заявлением о рассмотрении вопроса по расторжению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Раздолье», и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Новопавловское», и проведении аукциона по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и .

В тот же день Управление письмом отказало Сауляку В.В. в проведении аукционов ввиду отсутствия оснований для расторжения договоров аренды.

По требованиям административного истца относительно расторжения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , заключенного с ООО «Раздолье», судом на основании исследования материалов дела установлены следующие обстоятельства.

В собственности Российской Федерации находился земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью 131445600,00 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира Ставропольский край, Шпаковский район, в границах ГУП ОПХ «Ставрополец», расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного использования.

В отношении данного земельного участка в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен государственный кадастровый учет.

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером был предоставлен управлением в аренду ОПХ «Ставрополец» Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормоводства (Государственное унитарное предприятие).

В связи с приобретением ООО «Раздолье» объектов недвижимого имущества к Обществу перешли все права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

В 2014 году Управлением, осуществляющим полномочия собственника по распоряжению федеральным имуществом на территории Ставропольского края, было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером на 26 самостоятельных земельных участков с сохранением исходного земельного участка.

В результате проведенных работ площадь исходного земельного участка с кадастровым номером в измененных границах составила 127090151 кв.м.

Данный земельный участок был зарегистрирован в собственность Российской Федерации, запись регистрации , и к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ было заключено и зарегистрировано в установленном законом порядке дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

После завершения работ по разделу земельного участка ООО «Раздолье», являясь добросовестным арендатором и собственником объектов недвижимого имущества, ДД.ММ.ГГГГ обратилось в управление с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью 127090151 кв.м.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило Обществу, что земельный участок с кадастровым номером не может быть предоставлен в собственность Обществу, ввиду невозможности установить количество объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, а также в связи с невозможностью сделать вывод об отсутствии на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.

Ссылаясь на незаконность и необоснованность отказа управления Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа управления и об обязании предоставить в собственность земельный участок без проведения торгов.

Решением арбитражного суда Ставропольского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятые судебные акты по делу отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ арбитражным судом Ставропольского края вынесено определение о повороте исполнения судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым восстановлено право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , а также право аренды ООО «Раздолье».

Пунктом 4.1 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), установлен размер арендной платы за участок, который рассчитан на основании постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и в годовом исчислении составил 388895,86 рубля.

Пунктом 4.3 договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) установлен порядок изменения арендной платы, согласно которому арендная плата, но не ранее чем через год после заключения договоры аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельных участков, либо в связи с изменением уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случаях, если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы, то вступление в силу указанного нормативного акта является основанием для внесения в договор аренды соответствующих изменений. Изменение годового размера арендной платы осуществляется без оформления дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление уведомило общество об изменении размера арендной платы в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, который в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства Российской Федерации «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» от 16 июля 2009 № 582, вступающими в действие с ДД.ММ.ГГГГ, и с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» от 01 декабря 2014 № 384-ФЗ, составляет 5,5 %.

Согласно расчету арендной платы за землю к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ на 2015 год годовой размер арендной платы составил 410285,13 рубля. Этот расчет произведен на основании положении? подпункта «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (0,6% от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования).

Указанный размер арендной платы за 2015 год был оплачен обществом в полном размере, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Должностным лицом, ответственным за подписание расчетов арендной платы, расчетов для начисления арендной платы земельных участков, уведомлений о направлении расчетов арендной платы в силу п.п.1.4, 3.6, 3.21 должностного регламента заместителя руководителя Управления, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления, и приказа руководителя Управления от ДД.ММ.ГГГГ является заместитель руководителя Управления Ковалев А.С., являющийся также административным ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем, Управление в претензии от ДД.ММ.ГГГГ уведомило Общество о наличии задолженности по арендной плате в размере 3062571,48 рублей. Эта претензия мотивирована тем, что подпункт «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ был изменен (исключен), и расчет арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть произведен в соответствии с положениями пункта 6 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 № 582 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) исходя из рыночной стоимости земельного участка.

Общество указанную претензию исполнило и по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ оплатило 3062571,48 рубля в счет арендной платы за 2015 год – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем общество провело анализ повторного перерасчета (претензия от ДД.ММ.ГГГГ) арендной платы за 2015 год и, указывая на ошибочность этого перерасчета, обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании неосновательного обогащения.

Решением суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ по делу , оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в иске отказано.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, признаны лицами, участвующими в деле, и не оспариваются ими.

По требованиям административного истца относительно расторжения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , заключенного с ООО «Новопавловское», судом на основании исследования материалов дела установлены следующие обстоятельства.

В собственности Российской Федерации находится земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , общей площадью 74871500 кв.м, расположенный по адресу (местоположение): <адрес>, в границах ФГУП ПЗ «Комсомолец», расположенного в границах участка, для сельскохозяйственного использования.

Между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю (арендодатель) и ООО «Новопавловское» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разделу 1 договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в границах ФГУП ПЗ «Комсомолец», для сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровом плане участка, общей площадью 74871500 кв.м.

Начальная цена аренды за вышеназванный земельный участок была определена на основании кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п на основании кадастровой стоимости земельного участка и составила 1802336 рублей в год.

Между арендодателем и арендатором ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к договору , согласно которому годовой размер арендной платы устанавливался в размере 3630000 рублей согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В соответствии с пунктом 6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции действовавшей на дату заключения дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.

В 2011 году размер арендной платы увеличен с применением коэффициента - дефлятора (1,372) и составил 4980360 рублей в год. В 2012 году размер арендной платы по договору увеличен на размер уровня инфляции на 2012 год (6%) и составил 5279181,60 рублей в годовом исчислении. За 2013 год размер арендной платы также увеличен на уровень инфляции (5,5%) и составил 5569536 рублей 59 коп. в год. На 2014 год размер арендной платы с учетом уровня инфляции (5%), составил 5848013 руб. 42 коп. В 2015 году размер арендной платы увеличен на размер уровня инфляции (5,5%) и составил 6169654 рубля 16 коп. (размер арендной платы изменен на основании письма Управления от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ и заключения Управления от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 48657345 рублей.

Учитывая измененный размер рыночной стоимости земельного участка размер арендной платы пересчитан на 2016 год в соответствии с пунктом 6 постановления от ДД.ММ.ГГГГ и составил 5352307 рублей 95 коп.

Сумма арендных платежей за период с 2010 по 2016 годы, произведенных арендатором на начало каждого года, составляет 36829053 рубля 74 коп.

В период с момента заключения договора по 2016 год арендатор произвел все платежи, установленные арендодателем, в полном объеме.

В 2017 году в Управлении проведена служебная проверка в отношении ООО «Новопавловское», по результатам которой составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному заключению в отношении ООО «Новопавловское» выявлены следующие нарушения: 1. Размер арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был быть определен на основании п.п. «в» пункта 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с применением ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка. 2. С 2016 года размер арендной платы должен был определяться на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением ставки 2 % в отношении земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п.п. «д» п. 3 Правил).

Таким образом, учитывая вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ арендные платежи с ДД.ММ.ГГГГ в отношении арендатора надлежало рассчитывать с применением п.п. «д» п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление уведомило общество о неверно произведенном расчете арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и сообщило о недоплате в общем размере 10743978 рублей 53 коп.

ООО «Новопавловское» оплатило указанную в письме от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по арендной плате, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, однако, позднее установило, что начисление недоплаты произведено без каких-либо правовых основании?, по ошибочно произведенному Управлением перерасчету.

Претензией от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новопавловское» уведомило Управление о существующею? переплате и неверно произведенном перерасчете ДД.ММ.ГГГГ и просило возвратить ошибочно уплаченные денежные средства. Указанная претензия оставлена Управлением без ответа, в результате чего ООО «Новопавловское» обратилось в суд с иском о взыскании с Управления неосновательного обогащения.

Решением арбитражного суда Ставропольского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «Новопавловское» к Управлению удовлетворены. Решение суда вступило в законную силу.

Распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан в собственность Ставропольского края. Соответствующие сведения внесены в ЕГРН.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, признаны лицами, участвующими в деле, и также не оспариваются ими.

С учетом установленных обстоятельств суд, разрешая требования административного иска, приходит к следующему.

В силу статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Как установлено судом, между Управлением и обществами заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Данные договоры аренды являются действующими и зарегистрированы в установленном законом порядке. По договору аренды с ООО «Новопавловское» произведена замена арендодателя, ввиду изменения уровня государственной собственности на соответствующий земельный участок.

В силу ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Указывая на наличие нарушений условий договоров со стороны арендаторов, выразившихся во внесении арендной платы в ненадлежащем размере, административный истец фактически настаивает на расторжении договоров аренды земельных участков и последующем проведении процедур по их предоставлению в установленном законом порядке.

Однако, как следует из приведенных положений ст. 450 ГК РФ, круг лиц, обладающих правом требовать расторжения договоров аренды, ограничен сторонами соответствующих договоров.

В соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Поскольку законом, иными правовыми актами и соглашением сторон не установлено иное, то вышеназванные договоры аренды земельных участков не создают прав и обязанностей для лиц, в них не участвующих, в том числе для истца по настоящему делу. Соответственно, отказ Управления по заявлению истца не нарушает его прав и законных интересов.

Доказательств обратного суду не представлено.

В силу положений статьи 227 КАС РФ данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, как установлено судом, земельные участки, требования относительно которых заявлены истцом по настоящему делу, в установленном законом порядке предоставлены ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» на праве аренды.

Действующая в настоящее время процедура предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения приведена законодателем в положениях главы V.1 ЗК РФ.

В соответствии с п. 7 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Таким образом, у Управления не имелось законных оснований для рассмотрения вопроса об организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, ранее предоставленных в аренду ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» на основании заявления истца.

Данное обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении иска в силу положений статьи 227 КАС РФ.

Относительно требований о признании незаконными действий должностного лица Ковалева А.С., как повлекших оплату арендной платы в ненадлежащем размере, суд приходит к следующему.

Административный истец указывает, что Ковалев А.С., являясь должностным лицом – заместителем руководителя Управления не проконтролировал правильность начисления платы за аренду федерального имущества (земельных участков с кадастровыми номерами и ) для ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское», что привело к непоступлению в полном объеме в бюджет РФ денежных средств от аренды названных земельных участков от указанных лиц за вышеназванные периоды, что является основанием для расторжения договоров аренды.

В соответствии со ст. 606, п. 1 ст. 614 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ, п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ в действующей до 1 марта 2015 года редакции, статья 39.7 ЗК РФ в действующей с 1 марта 2015 года редакции, п. 1 ст. 424 ГК РФ).

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны договора аренды обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.

В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, а также Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации являются нормативными актами, обязательными для неопределенного круга лиц.

Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009 года со всеми изменениями является обязательным для исполнения арендатором, в том числе при определении размера подлежащей уплате арендной платы. Для определения размера подлежащей уплате арендной платы арендаторы в обязательном порядке руководствуются непосредственно указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В свою очередь, какие-либо документы, именуемые «расчет арендной платы», «уведомление о направлении расчета арендной платы», ни законом, ни иными нормативными актами (в том числе ведомственными актами Росимущества) в обязательном (нормативном) порядке не предусмотрены, фактически данные документы, если они используются, носят информационных характер.

Данные документы не носят обязательного нормативного характера, не изменяют содержание Постановления Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года и тем более не могут изменить размер подлежащей уплате арендной платы, поскольку он является регулируемым и определяется на основании соответствующего нормативного акта, а не действий (бездействия) должностного лица.

С учетом изложенного суд полагает, что действия (бездействие) Ковалева А.С., выразившиеся в отсутствии должного контроля и проверки правильности и соответствия действующему законодательству расчетов арендной платы, не повлекли и не могли повлечь непоступление в бюджет Российской Федерации денежных средств от ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» за аренду земельных участков с кадастровыми номерами и по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ и по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (для ООО «Раздолье) и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (для ООО «Новопавловское»), так как в данном случае отсутствует причинно-следственная связь между данными действиями (бездействием) Ковалева А.С. и непоступлением (недопоступлением) денежных средств от ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» за аренду земельных участков с кадастровыми номерами и по вышеуказанным договорам. Причиной непоступления в указанные периоды денежных средств в бюджет является ненадлежащее исполнение арендаторами своих обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что имевшиеся задолженности арендаторов ООО «Раздолье» и ООО «Новопавловское» добровольно погашены ими в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении административного искового заявления Сауляка В.В. следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 89, 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Сауляка Валерия Владимировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, должностному лицу – заместителю руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалеву А. С. о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконными действий должностного лица – заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае Ковалева Александра Сергеевича, выразившихся в неправильном расчете размера арендной платы арендаторов ООО «Раздолье» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Новопавловское» за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае рассмотреть обращение гражданина Сауляка Валерия Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае предпринять действия по расторжению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Раздолье», и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Новопавловское», обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае предпринять действия по проведению аукционов по предоставлению права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края.

Председательствующий судья Г.В. Чернов

Мотивированное решение суда составлено 09 апреля 2018 года