дело № 2а-891/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года с. Караидель
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре судебного заседания Усмановой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Казарян А.А., Казаряна А.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения и обязании предоставить участок в долевую собственность,
УСТАНОВИЛ:
Казарян А.А., Казарян А.Р. обратились в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в котором просят признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать предоставить земельный участок площадью 1500 кв. м с видом разрешенного использования «Индивидуальное жилищное строительство» в долевую собственность без проведения торгов в размере 3% от кадастровой стоимости.
В обоснование административного иска указано, что Казарян А.А. и Казаряну А.Р. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Право собственности на жилой дом впервые признано за Казаряном Р.Ш. на основании решения Караидельского межрайонного Республики Башкортостан по делу № 2-779/2012 от ДД.ММ.ГГГГ Решением суда установлено, что земельный участок общей площадью 1 493 кв.м под строительство жилого дома был отведен по заявлению Казаряна Р.Ш. в ДД.ММ.ГГГГ году и предоставлен Администрацией сельского поселения Караидельский сельсовет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан. Строительство индивидуального жилого дома окончено ДД.ММ.ГГГГ году.
Таким образом, семья Казарян владеет испрашиваемым земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ года. Права на жилой дом возникли после вступления решения суда в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время жилой дом расположен на несформированном земельном участке, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственниками таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
В соответствии со ст.3.5 Закона о введении в действие ЗК РФ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка или лесничества, сведения о которых содержатся в государственном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. Отказ в согласовании схемы по этим основаниям не допускается, в случае если на земельном участке, который расположен в границах лесничества (или границы которого пересекают границы лесных участков), расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированы в ЕГРН и использование которого не связано с использованием лесов.
В соответствии с ответом Минлесхоза РБ № № Минлесхоз РБ согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его на кадастровом плане территории.
Руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, а также ответом Минлесхоза РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, истцы обратились в Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Караидельскому району с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в долевую собственность без проведения торгов за плату.
На указанное заявление МЗИО РБ по Караидельскому району ответило отказом (№ № от ДД.ММ.ГГГГ) в согласовании схемы и предоставлении земельного участка за плату на основании того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с ПЗЗ Караидельского сельсовета расположен в зоне рекреационного назначения «РО.1».
Отказ в предоставлении земельного участка нарушает права и интересы добросовестных землепользователей, противоречит земельному законодательству.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества.
Собственники зданий, сооружений в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ сформулирована правовая позиция, согласно которой судам, при рассмотрении вопроса о приобретении собственникам объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, вопрос о соразмерности площадей участка и объектов недвижимости на нем исследуется при предоставлении участка в собственность (в таком случае судом рассматривается вопрос о возникновении исключительного права собственника объектов недвижимости на часть земельного участка под такими объектами).
Из системного толкования норм земельного законодательства предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Площадь земельного участка в размере 1500 кв.м является среднестатистической для домовладений в Караидельском районе, позволяет выращивать на земельном участке различные плодовые культуры, не нарушает права и интересы третьих лиц.
Административный истец Казарян А.А., действующая в своих интересах и в интересах Казаряна А.Р., а также ее представитель по устному ходатайству Казарян А.Р. поддержали исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил письменный отзыв, сообщив о том, что истцам было отказано в оказании государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку испрашиваемый вид разрешенного использования «строительство индивидуального жилого дома» не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленной для соответствующей территориальной зоны. Согласно ПЗЗ Караидельского сельсовета МР Караидельский район земельный участок находится в зоне рекреационного назначения (Р.1).
Представитель Администрации муниципального района Караидельский район РБ в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просит в удовлетворении отказать ввиду нахождения земельного участка в зоне рекреационного назначения. Кроме того, на данном земельном участке установлена охранная зона газораспределительной сети, расположенной по адресу: РБ, Караидельский район, Караидельский сельсовет, Охранная зона ВЛ 0,4 кВ от ТП № н.<адрес> ООО «Башкирэнерго».
Выслушав истца и представителя истца, исследовав в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ). При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Казарян А.А. принадлежит право 7/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой по адресу: РБ, <адрес>, Казаряну А.Р. принадлежит 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом адресу: РБ, <адрес> Право собственности Казарян А.А. и Казаряном А.Р. зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельств о праве на наследство по закону после смерти Казаряна Р.Ш., право собственности которого на жилой дом по адресу: РБ, <адрес>, была зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о признании за Казаряном Р.Ш. права собственности на жилой дом адресу: РБ, <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации; категория земель - земли лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ Казарян А.А. обратилась в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 1500 кв. м, расположенного адресу: РБ, <адрес>. Из ответа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у Минлесхоза отсутствуют полномочия по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории с иной категорией, рекомендовано в целях утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обратиться в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и полномочиями собственника. Казарян А.А. обратилась в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером № общей площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: РБ, <адрес>. Из ответа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что испрашиваемый вид разрешенного использования «строительство индивидуального жилого дома» не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленной для соответствующей территориальной зоны. Согласно ПЗЗ Караидельского сельсовета МР Караидельский район земельный участок находится в зоне рекреационного назначения (Р.1). В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды таких территорий, к которым, в частности, относятся земли рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94), которые имеют свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны. Согласно подпункту 5 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам, могут входить в состав земель населенных пунктов. В статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. В силу части 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации использование земельных участков, равно как всего, что находится над и под их поверхностью, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. По данным МКУ «Отдел архитектуры, строительства, жилья» Администрации МР Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: РБ, <адрес>, согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки сельского поселения Караидельский сельсовет МР Караидельский район РБ расположен в территориальной зоне рекреационного назначения (Р-1). Согласно статье 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка должна осуществляться с учетом землеустроительной документации местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений объектов незавершенного строительства (пункт 2). Требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4 пункта 16). Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается уполномоченным органом при отсутствии возможности утверждения схемы расположения земельного участка по указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса основаниям, а также в случае отсутствия у заявителя права на предоставление испрашиваемого участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16, пункт 8 статьи 39.15). С учетом приведенных нормативных положений, установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в границах территориальной зоны рекреационного назначения (Р-1), вид разрешенного использования которой не предусматривает возможность использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, а схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Кодекса, вследствие несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Казарян А.А., Казаряна А.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании предоставить земельный участок площадью 1500 кв.м с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» в долевую собственность без проведения торгов в размере 3% от кадастровой стоимости, -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Фахретдинова