№ 2а-891/21
36RS0005-01-2021-000327-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2021 года г.Воронеж
Советский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,
при секретаре Пустоваловой Ю.В.,
с участием представителя административных истцов ФИО1, представителя административного ответчика ДИЗО ВО ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к ДИЗО ВО о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 обратились в суд с административным исковым заявлением к ДИЗО ВО о признании незаконным решения, указывая, что заявителями были поданы в ДИЗО ВО заявления о подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в территориальной зоне с индексом П1 с целью последующего предоставления в аренду путем проведения аукциона под стоянку (гараж) индивидуального легкового автомобиля боксового типа. Кадастровый №:ЗУ1, место расположения образованных земельных участков: район жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, территориальная зона: П1 (зона промышленных и коммунальных предприятий). С указанием цели образования земельных участков - предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона под гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа. К заявлению каждого обратившегося были приложены: подготовленная схема земельных участков с указание учитывать данные схемы земельных участков обеспечением заявителями выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка. 16.12.2020г. ДИЗО ВО отказал в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, расположенных по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, а также в проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, со ссылкой на расположение на испрашиваемых земельных участках здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Оспариваемый отказ ДИЗО ВО является незаконным, практически повторяет основания ранее оспоренного отказа ДИЗО ВО от 19.12.2019г., по которому решением Советского районного суда г. Воронежа от 26.06.2020г. по делу № 2а-860/20 (с участием этих же сторон) отказ ДИЗО ВО от 17.12.2019г. был признан незаконным, судом по данному делу было установлено обстоятельство, что на испрашиваемых земельных участках расположены гаражи, которыми пользуются истцы, права на которые не оформлены соответствующим образом, т.е. отсутствуют правоустанавливающие документы. Администрацией г.Воронежа была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в результате чего нескольким истцам выданы предписания об устранении нарушения земельного законодательства. Тем самым, при принятии оспариваемого отказа ответчику уже было известно, что никаким третьим лицам не принадлежат, расположенные на земельных участках объекты строительства, возведены и используются административными истцами самовольно. В связи с чем, земельный участок может быть предметом аукциона, отказ нарушает право заявителей на право заключения договора аренды земельных участков путём проведения аукциона. В связи с чем, истцы просят признать незаконным отказ ДИЗО ВО № 52-17-17222з от 16.12.2020г. в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, расположенных по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков и обязать ДИЗО ВО подготовить и утвердить схемы расположения 20 земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, в территориальной зоне: III (зона промышленных и коммунальных предприятий), расположенных по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей, боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды образованных 20 земельных участков в соответствии с нормами земельного законодательства.
Затем истцами неоднократно уточнялись исковые требования, в последнем варианте которых дополнительно указали, что к заявлению каждого обратившегося были приложены подготовленная схема земельного участка с указанием учитывать данные схемы земельных участков обеспечением заявителями выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка согласно требованиям п.п.4 п.4 ст. 39.11 ЗК РФ: ФИО3 схема на участок 30 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО21 схема на участок 33 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО5 31 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО22 схема на участок 31 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО7 схема на участок 32 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО8 схема на участок 25 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО9 схема на участок 27 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО10 схема на участок 27 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО11 схема на участок 33 кв.м. от 04.12.2019г.; схема на 2 участок 31 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО12 схема на участок 27 кв.м. от 29.11.2019г.; ФИО13 схема на участок 23 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО14 схема на участок 23 кв.м. от 04. 12.2019г.; ФИО15; ФИО16 схема на участок 32 кв.м. от 05.12.2019г.; ФИО17 схема на участок 24 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО18 схема на участок 33 кв.м. от 04.12.2019г.; схема на 2 участок 41 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО19 схема на участок 24 кв.м. от 04.12.2019г.; ФИО20 схема на участок 32 кв.м. от 04.12.2019г. Согласно ст.15 р.7 Решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № 384-2 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.о.г. Воронеж» установлен перечень территориальных зон, включающих «Производственные зоны П1-зона промышленных и коммунальных предприятий», предусматривающий вид разрешенного использования «под гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа»; согласно п.п. 1 предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, -не подлежат установлению. Кроме того, указали, что с учетом требований пп. 8 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ - в отношении расположенных на испрашиваемых земельных участках здания, сооружения, принято решение о приведении в соответствие с установленными требованиями в установленные сроки в предписаниях об устранении нарушений земельного законодательства, поскольку не были устранены административными истцами нарушения земельного законодательства по использованию земельных участков до настоящего времен, администрацией Советского района по месту нахождения земельных участков были размещены извещения о предстоящем демонтаже гаражей. После обращения административных истцов в администрацию Советского района г.Воронежа с заявлением не осуществлять снос самовольных гаражей на испрашиваемых земельных участка, администрация направила сообщение об отложении демонтажа до разрешения вопроса департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области о проведении аукциона на заключение договора аренды - как органа, обладающего полномочиями по их распоряжению. Таким образом, препятствий административному ответчику в разрешении вопроса о подготовке и утверждении схем земельных участков и проведении аукциона на право аренды не имеется. Доводы административного ответчика противоречат требованиям подп.8 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ и ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ и не нарушает нрав иных лиц на участие в аукционе на право аренды, поскольку в силу требований п. 8 ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ - новому обладателю приобретенного в аренду с аукциона земельного участка возлагается обязанность либо снести самовольное строение, либо привести его в соответствие требованиям законодательства. В связи с чем, просили признать незаконным отказ ДИЗО ВО № 52-17-17222з от 16.12.2020г. в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, расположенных по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, обязать ДИЗО ВО повторно рассмотреть заявления административных истцом от 25.11.2020г. о подготовке, утверждении схем расположения 20 земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, в территориальной зоне: III (зона промышленных и коммунальных предприятий), расположенных по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей, боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды, образованных 20 земельных участков в соответствии с нормами земельного законодательства.
Затем судом в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация г.о.г. Воронеж.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 по доверенности ФИО1 иск поддержала, суду пояснила, что физические лица имеют право обеспечивать выполнение кадастровых работ по испрашиваемым земельным участкам и подготовленные схемы земельных участков являются обеспечением выполнения кадастровых работ в целях образования земельных участков. При этом дополнила, что управа Советского района г.Воронежа в июле 2020г. разместила на гаражах уведомления об их демонтаже, в связи с чем, истцы обратились в управу Советского района г.Воронежа с просьбой не сносить гаражи, т.к. обратились в ДИЗО ВО за оформлением земельных участков, спорные гаражи являются самовольными.
Представитель административного ответчика ДИЗО по ВО по доверенности ФИО2 административный иск не признала, суду пояснила, что при проведении и подготовке к аукциону на право продажи земельного участка в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ не допускается подготовка схемы заинтересованным в предоставлении участка лицом; в соответствии с ЗК РФ участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности не могут быть предметом аукциона, если на них расположены самовольные строения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Кроме того, сведениями о принятом решении о сносе гаражей ДИЗО ВО не располагало, истцы об этом в заявлении не указывали.
Административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, представитель администрации г.о.г. Воронеж в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, истцы просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.п.8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 ГрК РФ.
Согласно пп. 1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, истцы длительное время пользуются земельным участком по адресу <адрес>, на котором установлены гаражи, не оформленные соответствующим образом, т.е. отсутствуют правоустанавливающие документы. Администрацией г.о.г. Воронежа в 2019г. проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в результате которой изданы приказы о проведении проверки, истцам выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства (срок устранений март, апрель 2020г.), составлены протоколы об административном правонарушении, акты (т.2, л.д. 19-49).
Так, в отношении ФИО8 издан приказ администрации г.о.г. Воронежа от 29.10.2019г. о проведении внеплановой выездной проверки по обращению управы Советского района г.Воронежа (представлен реестр самовольно установленных временных сооружений) по факту использования ею металлического гаража, управлением имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Воронежа составлен протокол об административном правонарушении от 03.12.2019г., предусмотренном ч.1 ст.19.4.1КоАП РФ, акт проверки от 03.12.2019г. Аналогичные документы вынесены в отношении иных истцов: ФИО10 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 03.12.2019г.; в отношении ФИО20 составлен акт проверки от 02.12.2019г.; ФИО5 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 29.11.2019г., составлен акт проверки от 29.11.2019г.; ФИО9 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 02.12.2019г., составлен акт проверки от 02.12.2019г.; в отношении ФИО19 составлен акт проверки от 16.12.2019г.; в отношении ФИО16 составлен протокол об административном правонарушении от 02.12.2019г., составлен акт проверки от 02.12.2019г., выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 02.12.2019г.; в отношении ФИО12 составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2019г., акт проверки от 29.11.2019г., выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 29.11.2019г.; в отношении ФИО22 составлен протокол об административном правонарушении от 04.12.2019г., акт проверки гражданина от 04.12.2019г., выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 04.12.2019г.; в отношении ФИО17 составлен акт проверки от 04.12.2019г.; в отношении ФИО7 составлен акт проверки от 03.12.2019г.; ФИО11 выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства от 04.12.2019г.; в отношении ФИО3 вынесен приказ о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства от 14.11.2019г. № 540, в отношении ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, от 21.02.2020г. (т.2, л.д. 50-107).
В связи с чем, для устранения выявленных нарушений земельного законодательства, истцы обратились к ответчику с заявлениями об утверждении схем расположения на кадастровом плане территории, однако ДИЗО ВО было отказано ответом №52-17-20100з от 17.12.2019г. по тем основаниям, что на формируемых земельных участках имеются строения, но документы, подтверждающие права истцов на гаражи не представлены.
Решением Советского районного суда г.Воронежа от 26.06.2020г. по их иску был признан незаконным отказ в утверждении схем расположения земельного участка, ДИЗО ВО обязан был повторно рассмотреть их заявления (т.1, л.д. 82-89,172). При этом, решением суда было установлено, что на вышеуказанном земельном участке располагаются гаражи, на которые у истцов отсутствуют правоустанавливающие документы, администрацией г.о.г. Воронежа проведена проверка соблюдения земельного законодательства, истцам выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства.
Однако, 12.08.2020г. истцы были уведомлены управой Советского района г.Воронежа о демонтаже гаражей, в связи с не предоставлением разрешительной документации, поэтому обратились с заявлением в управу Советского района г.Воронежа с просьбой не производить снос (т.1, л.д.246-247). 31.08.2020г. им дан ответ о том, что вопрос о демонтаже будет рассмотрен по результатом решения вопроса о предоставлении земельных участков ДИЗО по ВО (т.1, л.д.248, т.2, л.д.179).
После чего, истцы вновь обратились с аналогичным заявлением 26.08.2020г. к ответчику, но 17.09.20г. им было отказано в утверждении схем расположениях земельных участков, т.к. схемы подготовлены ими самими, что противоречит п.п.1.п.4 ст.39.11 ЗК РФ (т.1, л.д.172,т.2, л.д.113, 238-239,240-245).
В связи с чем, согласившись с отказом, ФИО1, действующая в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20,25.11.2020 г. вновь обратилась в ДИЗО ВО с заявлением об образовании земельного участка, подготовке и утверждении схемы земельного участка для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объекта гаражного назначения; о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объекта гаражного назначения; о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения объекта гаражного назначения в кадастровом квартале с кадастровым номером: 36:34:0508001 в районе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, территориальная зона: П1 (зона промышленных и коммунальных предприятий) по представленным выполненным кадастровым работам в целях образования земельного участка (схем): ФИО3 на участок 30 кв.м.; ФИО4 на участок 33 кв.м.; ФИО5 31 кв.м.; ФИО22 на участок 31 кв.м.; ФИО7 на участок 32 кв.м.; ФИО8 Г,К. на участок 25 кв.м.; ФИО9 на участок 27 кв.м.; ФИО10 на участок 27 кв.м..; ФИО11 на участок 33 кв.м.; на 2 участок 31 кв.м.; ФИО12 на участок 27 кв.м.; ФИО13 на участок 23 кв.м.; ФИО14 на участок 23 кв.м.; ФИО15 на участок 48 кв.м.; ФИО16 на участок 32 кв.м.; ФИО17 на участок 24 кв.м.; ФИО18 на участок 33 кв.м.; на 2 участок 41 кв.м.; ФИО19 на участок 24 кв.м.; ФИО20 на участок 32 кв.м. (т.1 л.д. 130-132, 177-180, 181-237, т.2, 1-18).
К указанному заявлению были приложены схемы земельных участков, изготовленные ранее, в связи с подачей предыдущих заявлений, а также диски, копии паспортов заявителей, ответ ДИЗО ВО от 17.09.2020г. При этом, заявление было написано в произвольной форме, в котором указано, что подготовленные схемы являются обеспечением заявителями кадастровых работ в целях образования земельного участка согласно требований п.п.4,п.4 ст.39.11 ЗК РФ (т.2, л.д.1-18).
Затем ДИЗО ВО ответом за №52-17-17222з от 16.12.2020г., направленным в адрес представителя ФИО1, в заявлениях истцов, в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, расположенных по адресу: г. Воронеж, в районе жилого дома № 51 по проспекту Патриотов, а также в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков было отказано, со ссылкой на п.п.1 п.4 ст. 39.11, п.6 ст.11.9, п.п.3, п.16 ст. 11.10 ЗК РФ. При этом указано, что на формируемых земельных участках имеются строения, согласно имеющихся в департаменте материалов (т.1 л.д. 13-15,171-173).
Оценивая, собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Положением о ДИЗО ВО, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 установлено, что ДИЗО ВО является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Судом установлено, что ДИЗО в ВО является полномочным органом, в компетенцию которого входит утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также проведение аукциона на право заключение договора аренды земельного участка.
С учетом вышеизложенного и того, что действующим законодательством обязанность законности действий по доказыванию возложена на орган, вынесший решение об отказе, суд приходит к следующему.
Как следует из пояснений в судебном заседании представителя ДИЗО ВО, одним из оснований отказа, является основание, указанное в п.п. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, согласно которого в процессе образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона, не допускается подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованными в предоставлении такого земельного участка гражданином или юридическим лицом, в случае образования земельного участка из земель, расположенных в границах населённых пунктов, на что имеется ссылка в ответе ДИЗО ВО от 16.12.2020г.
Действительно, вышеуказанные земельные участки находятся в границах населённого пункта, в связи с чем истцы не обладают правом на подготовку схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Однако, суд считает, что при рассмотрении заявления истцов, ДИЗО ВО не учёл то обстоятельство, что истцы приложили данные схемы не с целью их утверждения, а с целью обеспечения заявителями выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка, указав на это обстоятельство в заявлении, и сославшись на ранее выданный отказ по этим основания от 17.09.2020г.
Указанная норма ЗК РФ предусматривает именно невозможность подготовки схемы земельного участка заинтересованными лицами в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
Поэтому анализируя данный ответ, суд приходит к выводу, что принятое решение в этой части является необоснованным, поскольку приложенные истцами, схемы расположения земельного участка, не препятствовали рассмотрению их заявления в соответствии с действующим законодательством, а также в последующем в подготовки ответчиком самим этих схем.
Кроме того, отказывая в заявлении, административный ответчик сослался на п.8 ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ и указал, что на формируемых участках имеются строения, однако не представил каких-либо доказательств указанного факта.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Согласно положениями п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка. 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса и п.п. 5 - 9, 13 - 19 п. 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
По смыслу п.п. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ для целей применения данной нормы подлежат учету только объекты, которые обладают признаками недвижимого имущества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты, поименованные как металлические гаражи, при этом права на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, их кадастровый учет не произведен, а доказательств, подтверждающих, что их можно отнести к объектам недвижимого имущества, имеющих неразрывную связь с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в материалы дела не представлено. В связи с чем, суд считает, что исходя из ст. 130 ГК РФ, п.п. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ отсутствуют основания для вывода о том, что расположенные на испрашиваемом земельном участке объекты являются объектами недвижимости, принадлежащими гражданам или юридическим лицам, что препятствует предоставлению земельного участка по результатам аукциона.
Так, исходя из ответа управы Советского района г.о.г. Воронеж от 07.04.2021г. № 16120389 установлено, что вышеуказанные строения являются временными сооружениями (металлические гаражи), которые внесены в реестр самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений, размещенный на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж (т.2, л.д.159). Факт нахождения на земельном участке некапитальных гаражей подтверждается пояснениями представителя истцов и не оспаривалось представителем ответчика.
Более того, в судебном заседании установлено, что эти строения являются самовольными (т.2, л.д. 157-160). Данное обстоятельство было установлено решением Советского районного суда г.Воронежа от 26.06.2020г., что не оспаривалось административным ответчиком. Учитывая, что исходя из ст.222 ГК РФ самовольные строения подлежат сносу, ДИЗО ВО, как уполномоченный орган, в порядке межведомственного взаимодействия, обязан был проверить факт того, подлежат ли они сносу.
Согласно приказа ДИЗО ВО № 350 от 15.03.2016г. «Об утверждении Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление в аренду и в безвозмездное пользование областного государственного имущества» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Доводы ответчика о том, что истцы на принятое решение о сносе должны были указать в заявлении, суд считает неправомерными, поскольку заявление написано в произвольной форме, законом на них такая обязанность не возложена, при этом ДИЗО ВО обязан принять решение в соответствии с действующим законодательством, поэтому отказ без исследования фактов, указанных в п.8 ст.39.11 ЗК РФ о принятии либо не принятии решения о сносе, является незаконным.
Боле того, данное обстоятельство нашло подтверждение в судебном заседании.
Так, из ответа управы Советского района г.о.г. Воронеж от 07.04.2021г. № 16120389 следует, что на запрос управы района в ДИЗО ВО о предоставлении информации о формировании и предоставлении земельного участка получен ответ от 20.04.2018 № 52-17-6116з, что за период с 01.07.2006 по настоящее время решений о предоставлении в собственность или аренду земельных участков, расположенных в районе земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не принималось. Временные сооружения (металлические гаражи), расположенные в районе домов № по проспекту Патриотов г. Воронежа внесены в реестр самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений, размещенный на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж. Кроме того, указано, что в 2020 году управой района была инициирована работа по принудительному демонтажу вышеуказанных временных сооружений, в результате чего, часть временных сооружений была демонтирована, однако, в связи с административным исковым заявлением ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 к ДИЗО ВО о признании незаконным решения об отказе в согласовании схем, принудительный демонтаж временных сооружений (гаражей), был приостановлен (т.2, л.д. 156-160).
В связи с чем, при рассмотрении вновь поданного заявления административных истцов в ДИЗО ВО, административный ответчик знал о наличии самовольных объектов на данных земельных участках.
Таким образом, отказ ДИЗО ВО принят с нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя, (возможность приобретения земельного участка в аренду), в связи с чем оспариваемое решение незаконно.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из вышеуказанной нормы, суд считает, что административными истцами не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как им стало известно о нарушенном праве с момента получения решения об отказе в утверждении схем расположения земельных участков и проведении аукциона, содержащегося в ответе от 16.12.2020г., поскольку в суд обратились 24.01.2021г. В связи с чем, исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ ДИЗО ВО № 52-17-17222з от 16.12.2020г. в подготовке и утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории 36:34:0508001, расположенных по адресу: г. Воронеж, в районе жилого дома № 51 по проспекту Патриотов с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.
Обязать ДИЗО ВО повторно рассмотреть заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 от 25.11.2020г. о подготовке, утверждении схем расположения 20 земельных участков на кадастровом плане №, в территориальной зоне: III (зона промышленных и коммунальных предприятий), расположенных по адресу: г.Воронеж, в районе жилого <адрес> по <адрес> с видом разрешенного использования: гаражи индивидуальных легковых автомобилей, боксового типа, и проведении аукциона на право заключения договоров аренды образованных 20 земельных участков в соответствии с нормами земельного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.04.2021г.
Судья Е.М. Бородовицына
№ 2а-891/21
36RS0005-01-2021-000327-70