Дело № 2а-892 (2020)
32RS0027-01-2019-007284-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 марта 2020 года г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Савостиной Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области ФИО2, УФССП России по Брянской области о признании исполнительного документа не соответствующим требованиям закона, признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд указанным административным иском, ссылаясь на то, что Советским районным судом г. Брянска выдан исполнительный лист серии ФС №..., в котором допущены ошибки. В частности, неверно указано место жительства должника ФИО1, а именно: вместо <адрес>, указан <адрес>. Кроме того, в исполнительном листе неверно указан номер дела, вместо № 2-1531/2019 указан № 2-1531 (2018). Административный истец полагает, что судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области ФИО2 при принятии исполнительного документа и возбуждении исполнительного производства ненадлежащим образом изучены представленные взыскателем документы, в связи с чем на основании п.4 ч.1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав должен был вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Административный истец просит суд исполнительный документ – исполнительный лист серии ФС №... Советского районного суда г. Брянска признать не соответствующим требованиям ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области ФИО2 от 23.10.2019 г. о возбуждении исполнительного производства №...-ИП признать незаконным и отменить. Также просит восстановить срок на подачу административного иска, если такой срок нарушен.
Административный истец ФИО1, ответчик судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области ФИО2, УФССП России по Брянской области, представитель заинтересованного лица Советский РОСП г.Брянска, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 Постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Материалами дела подтверждается, что административное исковое заявление подано в суд 02.12.2019 г., при этом административному истцу стало известно о нарушении его прав оспариваемым постановлением 20.11.2019 г., следовательно, десятидневный срок на обращение с требованием о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя не пропущен.
Однако, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 по следующим основаниям.
Исполнение судебных решений рассматривается как элемент права на судебную защиту (часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации), реализация которого обеспечивается государством необходимыми мерами, в том числе принудительным исполнением.
Согласно статье 2, части 8 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов; судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, не установив оснований для отказа в этом, предусмотренных статьей 31 названного Закона.
Согласно части первой статьи 31 Федерального закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если: 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя; 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона; 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению; 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона; 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона; 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона; 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению; 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов; 9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона; 10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка; 11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике - для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
По смыслу закона несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства лишь в том случае, когда исполнительный лист в силу выявленных в нем недостатков формы или содержания не позволяет судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа серии ФС №..., выданному Советским районным судом г.Брянска от 24.05.2019 г., по заявлению взыскателя ФИО3, постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г.Брянска от 23.10.2019 г. возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении ФИО1 Должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Исполнительный лист, на основании которого было возбуждено исполнительное производство №...-ИП, соответствовал требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", о чем свидетельствует его содержание; в нем приведены все предусмотренные законом и достаточные сведения для идентификации должника, то есть не вызывал у исполнительного органа сомнения в том, какое лицо является должником; исполнительный документ был предъявлен к исполнению в установленный статьей 21 названного Федерального закона срок; все данные должника по исполнительному производству соответствуют данным административного истца; оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных статьей 31 этого же Федерального закона, у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Приведенные судом в исполнительном документе данные о должнике, в том числе указание места жительства должника, позволяли судебному приставу-исполнителю идентифицировать должника, поскольку данный исполнительный документ содержит данные о фамилии, имени и отчестве должника, дате и месте его рождении. Сведения о месте жительства должника при необходимости могут быть проверены судебным приставом-исполнителем в ходе совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В данном случае указание в исполнительном листе номера дела 2-1531(2018) вместо 2-1531(2019) не может быть признано существенным нарушением, не позволяющим в целом идентифицировать поступивший на исполнение документ. На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель проверяет соответствие исполнительного листа требованиям, изложенным в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и не вправе проводить проверку достоверности сведений, изложенных в исполнительном листе.
Кроме того, с заявлениями об исправлении описок, опечаток и об отзыве исполнительного листа стороны исполнительного производства вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ.
Поскольку у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, то постановление о возбуждении исполнительного производства является законным.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Советского РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области ФИО2, УФССП России по Брянской области о признании исполнительного документа не соответствующим требованиям закона, признании незаконным и отмене постановления – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2020 года.