УИД 03RS0003-01-2021-009257-13
№ 2а-8920/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 29 ноября 2021 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., при секретаре Тепловой Л. Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения, действия (бездействия) незаконным, обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества города Москвы, просил суд:
1. Признать незаконным полностью решение, принятое административным ответчиком, выраженное в письме под номером ДГИ-ЭГР-32792/21-1 от 09.07.2021 в форме отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведение садоводства.
2. Признать незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия или бездействия в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведение садоводства, а именно не рассмотрение по существу заявлений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведения садоводства.
3. Обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2.
4. Обязать административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждения схемы расположений земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 5.
5. Обязать административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 3.
6. Обязать административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 6.
Административный иск мотивирован тем, что административным ответчиком 09 июля 2021 уведомлением №ДГИ-ЭГР-32792/21-1 от 09.07.2021 был предоставлен отказ на заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м.
В целях реализации положений Земельного Кодекса Российской Федерации, административный истец 16.06.2021 и 21.06.2021 через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы истец отправил заявление на получение государственной и (или) муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и (или) предварительное согласование земельного участка» вместе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.
На подготовленные согласно требованиям нормативно-правовых актов схем размещения земельных участков на кадастровом плане территории для Столбово (333 169 кв.м.) и Газопровод (29 934 кв.м.) административный истец получил отказ в утверждении схем со следующими основаниями:
- Основаниям для бесконкурсного предоставления испрашиваемых земельных участков отсутствует.
- Основания для формирования испрашиваемых земельных участков отсутствуют.
Других оснований для отказа не представлено, в связи с указанными обстоятельствами, подан административный иск.
Административный истец ФИО1 извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явился.
Другие участники: административные ответчики Департамент городского имущества города Москвы, исполняющий обязанности начальника Управления по формированию земельных участков ФИО2, заинтересованные лица Правительство Москвы, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Управление Росреестра по г. Москве извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Департамент городского имущества города Москвы в письменных пояснениях сообщил суду, что отношения в сфере землепользования в городе Москве, а также порядок осуществления органами исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Москве регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и иными нормативными актами. Положениями статей 39.10, 39.14 ЗК РФ определены случаи и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственного или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование без проведения торгов Основания для бесконкурсного предоставления ФИО1 испрашиваемых земельных участков не усматриваются, о чем ФИО1 был информирован письмом от 09.07.2021 № ДГИ-ЭГР-32792 21-1.
Из письменных объяснений Москомархитектуры следует, что исходя из п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав свобод и законных интересов возлагается на административного истца, при этом Москомархитектура полагает недоказанным нарушение прав административного истца, а доводов о наличии таких нарушений ФИО1 не представлено.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 16.06.2021 г. и 21.06.2021 г. административный истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы, через Официальный портал Мэра и Правительства Москвы отправил заявления на получение государственной и (или) муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и (или) предварительное согласование земельного участка» вместе с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа».
09.07.2021 г. получен ответ Департамента городского имущества города Москвы (исх. №ДГТ-ЭГР-32792/21-1), из которого следует, что согласно положениям статей 39.10, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование без проведения торгов. При этом основания для бесконкурсного предоставления испрашиваемых земельных участков отсутствуют. Основания для формирования испрашиваемых земельных участков отсутствуют.
Статья 39.10 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок и условия предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.
Статья 39.14 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно письменной информации, представленной Москомархитектурой по запросу суда, по земельному участку с условным номером 77:17:000000:ЗУ1 по адресу: <адрес>, площадью 333 169 кв.м (вблизи участка с кадастровым номером 50:21:0120301:226) сообщено следующее.
Согласно Закону г. Москвы от 05.05.2010 N 17 «О Генеральном плане города Москвы» с учетом изменений согласно Закону г. Москвы от 15.03.2017 N 10 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 «О Генеральном города Москвы» на рассматриваемой территории предусмотрено строительство магистральной улицы общегородского значения.
В соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы», указанный в обращении земельный участок входит в территориальную зону с градостроительным регламентом, предусматривающим виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства: 2.1 (Для индивидуального жилищного строительства. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек; 2.2 Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных; 13.2 (Ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур: размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей). С предельными параметрами строительства, реконструкции объектов капитального строительства: высота, плотность, процент застройки - индекс «Ф».
Участок вошел в границы проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - автомобильной дороги «МКАД - п.Коммунарка - аэропорт «Остафьево», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 апреля 2015 № 183-ПП и включающего в себя план «Межевания территории», Согласно проекту на части рассматриваемой территории предусмотрено размещение линейного объекта улично-дорожной сети и установлены красные линий улично-дорожной сети.
Также участок вошёл в границы проекта планировки территории линейного -объекта - участок Сокольнической линия метрополитена от станции «Столбово» до станции «Новомосковская» с учетом электродепо метрополитена, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2019 от № 1703-ПП. Рассматриваемая территория расположена в границах технической зоны, зоны пешеходного перехода.
Также по сведениям Москомархитектуры данный участок расположен в границах приаэродромной территории (приказ Росавиации от 17.04.2020 N394-П).
Участок с условным номером 77:17:0120317:ЗУ1 по адресу: <адрес>, тер. СНТ «Славянка», площадью 29 934 кв.м (вблизи земельного участка с кадастровым номером 77:17:0000000:337).
В соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы, -утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП, а также в соответствии с проектом планировки территории вблизи пересечения Калужского шоссе с МКАД и проектируемым проездом № 812, утвержденного с постановлением Правительства Москвы от 07.08.2019 № 1016-ПП, указанный в обращении земельный участок входит в территориальную зону с градостроительным регламентом, предусматривающим виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства: 2.1, 2.2. Также по сведениям Москомархитектуры данный участок расположен в границах приаэродромной территории (приказ Росавиации от 17.04.2020 N 394-П). Дополнительно сообщено, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - ЗСО) являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование могут предоставляться на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.
Пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень лиц и случаев предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование указан в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае если такой участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, одним из этапов такого предоставления является подготовка схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка, а также документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаются в соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Порядок и способы образования земельных участков определены в главе I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 11.2-11.10).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9, в том числе в пункте 6 указанной статьи указано, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (пункт 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Правительства города Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП (далее-Постановление) утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы.
В том числе указанным Постановлением (в редакции введенной в действие с 1 марта 2021 года) утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы «Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование» (пункт 1.8.) и административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы «Предварительное согласование предоставления земельного участка» (пункт 1.20).
Указанными административными регламентами, в том числе установлены стандарт предоставления государственной услуги, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
При этом в соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства города Москвы от 14 мая 2015 года № 271-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства города Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП» пункт 1.4 Постановления, утвердивший государственную услугу «Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории», признан утратившим силу с 15 мая 2015 года.
Исходя из вышеизложенных правовых норм подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается гражданином или юридическим в целях образования земельного участка для его последующего предоставления по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом, из пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса следует, что схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок, прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как и документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; само заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается в соответствии с требованиями пункта 1 данной статьи.
При разрешении спора судом не установлено наличие у административного истца права на получение испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование.
Материалы настоящего административного дела не содержат доказательств того, что административный истец обладает правом на получение испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование.
Исходя из того, что ФИО1 не вправе требовать предоставления ему испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование, Департамент городского имущества города Москвы в своем ответе правомерно указал на отсутствие оснований для формирования испрашиваемых земельных участков, не допустив незаконного бездействия и действия, и не нарушил права и охраняемые законом интересы ФИО1
Кроме того, суд учитывает, что с 15 мая 2015 года Департаментом городского имущества города Москвы государственная услуга «Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории» не предоставляется, схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок) представляется заявителем в составе документов необходимых для предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Однако ФИО1 с запросом на предоставление государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» не обращался.
При таком положении оснований для удовлетворения всех заявленных административных истцом требований не имеется.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под номером ДГИ-ЭГР-32792/21-1 от 09.07.2021 в форме отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведение садоводства; Признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия или бездействия в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведение садоводства, а именно не рассмотрение по существу заявлений об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для земельных участков площадью 29 934 кв.м. и 333 169 кв.м. с видом разрешенного использования для ведения садоводства; Обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2; Обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно рассмотреть в законный срок заявление на утверждения схемы расположений земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 5; Обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 3; Обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, принять решение по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 6, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 20.12.2021 года.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Соколова И. Л.