ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8938/2023 от 15.06.2023 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8938/2023

УИД 23RS0041-01-2021-017901-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

при секретаре Безрукавой А.С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Широкова Евгения Викторовича к комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, Банку России о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Широков Е.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в удовлетворении жалобы от 17.04.2021 на внесение сведений о нем в базу данных лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, обязании устранить допущенные нарушения прав.

В обоснование требований указано, что по итогам проверки кредитной организации ООО «Банк Южной многоотраслевой корпорации» соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», за допущенные нарушения Приказом Банка России от 19.03.2021 № отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Основанием для внесения в базу данных Банка России сведений о нем как о лице, не отвечающем требованиям к деловой репутации, квалификационным требованиям, послужило исполнение им функций ответственного сотрудника по финансовому мониторингу ООО «ЮМК банк» в течение двенадцати месяцев, предшествовавших назначению Банком России временной администрации в акционерном обществе и отзыву лицензии на осуществление банковских операций. 17.04.2021 административным истцом в Комиссию по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, подана жалоба на решение о внесении его в соответствующую базу данных, в удовлетворении которой решением Комиссии от 25.05.2021 отказано. Широков Е.В. не согласился с принятыми решениями, указывая, что Комиссией сделан вывод о ненадлежащем выполнении административным истцом возложенных на него функций в части организации внутреннего контроля за представлением сведений в уполномоченный орган, организацией в Банке работы по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, учредителей (участников), установлению и идентификации бенефициарных владельцев, а также по обновлению полученной информации. Однако, сведения об ИНН физических лиц-представителей клиентов (92 случая) имелись в Банке, следовательно, требования по идентификации представителей клиентов банком были соблюдены, кроме того, сведения об ИНН физических лиц доступны в информационном ресурсе налоговой службы России. Учитывая, что Комиссией не установлено, что истец, как сотрудник кредитной организации, способствовал допущению выявленных нарушений, Широков Е.В. полагает, что включение его в перечень лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации влечет несоразмерное, не соответствующее тяжести допущенных нарушений ограничение его прав. Для защиты нарушенного права истец обратился в суд с настоящим административным иском, просит признать решение Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в удовлетворении жалобы на внесение сведений о нем в базу данных лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, - незаконным, обязать Комиссию Банка России устранить нарушения прав, законных интересов административного истца, путем исключения вышеуказанных сведений о нем из базы, ведение которой предусмотрено Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сергеева Е.В. доводы административного иска поддержала в полном объеме.

Представитель Банка России по доверенности Чинзирова А.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, 2) соблюдены ли сроки обращения в суд, 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Частью первой статьи 76.9.1 Закона о Банке России закреплено полномочие Банка России по оценке соответствия должностных лиц и иных лиц установленным федеральными законами, регулирующими деятельность некредитных финансовых организаций, квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.

Статьей 76.7 Закона о Банке России предусмотрено, что Банк России в установленном им порядке ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций.

Перечень оснований для внесения сведений в базы данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), содержится в Приложении N 7 Положения N 625-П "О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также о порядке ведения таких баз" (далее Положение N 625-П).

Сведения об административном истце внесены в базу данных, ведение которой предусмотрено статьей 76.7 Закона о Банке России, в связи с осуществлением им функций руководителя службы внутреннего контроля ООО «ЮМК банк» в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (пункт 1.15 Приложения N 7 Положения N 625-П), а также в связи с осуществлением им указанных функций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у Общества лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации (пункт 1.16 Приложения N 7 Положения N 625-П).

Как следует из материалов дела, в период с 23.03.2020 по 19.03.2021 Широков Е.В. осуществлял функции руководителя службы внутреннего контроля ООО «ЮМК банк».

В связи с неисполнением обществом федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», на основании статьи 19, пункта 6.1 части 4 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» и части 14 статьи 74 Закона о Банке России, приказом Банка России от 19.03.2021 № ОД-424 у Общества с 19.03.2021 отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 189.26 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приказом Банка России от 19.03.2021 №ОД-425 назначена временная администрация по управлению обществом.

В ходе инспекционной проверки Банка были выявлены нарушения, выразившиеся в том числе в непредоставлении в уполномоченный орган в составе информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, сведений об ИНН физических лиц-представителей клиентов (92 случая) при наличии соответствующих данных в банке.

Сведения о Широкове Е.В. внесены в базу и перечень лиц, не соответствующих квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.

Из представленных сведений следует, что ООО «ЮМК банк» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Банку России о признании недействительными приказов от 19.03.2021 № и №.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2022, заявленные требования удовлетворены.

Однако, определением Верховного суда Российской Федерации от 16.09.2022 по делу № данные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 по делу № в удовлетворении требований бывшего руководства ООО «ЮМК банк» о признании приказов Банка России незаконными отказано.

В соответствии с постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2023 по делу № решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2023 оставлено без изменения.

Таким образом, приказы Банка России от 19.03.2021 № и № являются действующими, судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании их незаконными вступил в законную силу.

Как следует из оспариваемого решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, в ходе инспекционной проверки в деятельности банка установлены неоднократные нарушения в течение одного года требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ в связи с непредставлением в уполномоченный орган в составе информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, сведений об ИНН физических лиц - представителей клиентов (92 случая), при наличии соответствующих сведений в Банке.

Из изложенного следует, что требования по идентификации представителей клиентов были соблюдены. Нарушения выразились в непредставлении в уполномоченный орган сведений об ИНН физических лиц - представителей клиентов Банка.

Комиссией сделан вывод о ненадлежащем исполнении Широковым Е.В. возложенных на него функций в части организации службы внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности», под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается осуществление лицом функций руководителя СВК финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 указанного Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (далее — база данных). Порядок ведения базы данных определен Положением Банка России от 27.12.2017 № 625-П.

Согласно пункту 6.2 Положения уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных.

На основании указанных норм, в связи с изданием Банком России приказов от ДД.ММ.ГГГГ № и №, сведения об Широкове Е.В. внесены в базу данных.

Таким образом, включение сведений об административном истце в базу данных осуществлено на основании императивного требования нормативных актов.

В соответствии со статьей 60.1 Закона о Банке России жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются Комиссией Банка России

На основании указанной нормы Широков Е.В. представил в Комиссию Банка России жалобу от 17.04.2021, в которой выразил свое несогласие с признанием его деловой репутации не соответствующей требованиям, установленным статьей 16 Закона о банках.

Согласно пункту 3 Указания Банка России от 26.12.2017 № 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации» к жалобе должны прилагаться документы, являющиеся доказательством соответствия заявителя квалификационным требованиям, установленным федеральными законами, и (или) непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые повлекли возникновение оснований для признания заявителя не соответствующим требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами.

Пунктом 6.10 Положения определен перечень оснований для досрочного исключения информации о лице из базы данных, в числе которых - установление на основании проверок, объяснений, предоставленных данным лицом, представления документов и иной документально подтверждённой информации, представляемой в соответствии с Указанием № 4666-У, непричастности лица, сведения о котором внесены в базу данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о нем в базу данных.

Решением Комиссии Банка России Широкову Е.В. было отказано в удовлетворении жалобы в связи с отсутствием доказательств его непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у Банка лицензии на осуществление банковских операций и назначению временной администрации, о чем административному истцу было сообщено в установленном порядке письмом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ДСП.

Отказывая в удовлетворении жалобы, Комиссия Банка России исходила из следующих обстоятельств.

В соответствии с приказом Банка России от 19.03.2021 № ОД-424 основанием для отзыва у Банка лицензии на осуществление банковских операций послужило неоднократное в течение одного года нарушение требований, предусмотренных статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115- ФЗ) (пункт 6.1 части 1 статьи 20 Закона о банках).

В ходе инспекционной проверки в деятельности Банка установлены неоднократные нарушения в течение одного года требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в связи с непредставлением в уполномоченный орган в составе информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, сведений об ИНН физических лиц-представителей клиентов (92 случая) при наличии соответствующих данных в Банке.

Указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в рамках дела № по заявлению Банка о признании недействительными приказов Банка России от 19.03 2021 № и №.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной приказом Председателя Правления Банка от 23.03.2020 № 8, начальник СВК обязан:

выявлять комплаенс-риск, то есть риск возникновения убытков у кредитной организации из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее — регуляторный риск);

вести учет событий, связанных с регуляторным риском, определять вероятности их возникновения и делать количественную оценку возможных последствий; информировать работников Банка по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском;

обеспечивать проведение мероприятий в соответствии с требованиями Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П в части организации разработки и контроля Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ),

знать работу всех подразделений Банка.

К полномочиям начальника СВК должностной инструкцией отнесено определение порядка, при котором руководители структурных подразделений Банка доводят до сведения начальника СВК информацию обо всех нарушениях законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов Банка, отклонениях от стандартной практики проведения операций, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики.

В соответствии с должностной инструкцией начальник СВК обязан соблюдать требования Закона № 115-ФЗ. В случае выявления операций (сделок), имеющих признаки обязательного контроля и/или признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, начальник СВК обязан довести данную информацию до сведения ответственного сотрудника по ПОД/ФТ в предусмотренном внутренними документами Банка порядке.

Согласно должностной инструкции руководитель СВК несет ответственность за полноту и качество осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Согласно Положению о службе внутреннего контроля Банка (утверждено Председателем Правления Банка 04.02.2019), СВК является частью системы внутреннего контроля Банка. В задачи СВК входит выявление регуляторного риска, мониторинг регуляторного риска, разработка документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции.

К методам деятельности СВК относится проверка и оценка деятельности Банка во всех его подразделениях.

Одним из основных способов (методов) осуществления проверок СВК является проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (в том числе, но не исключительно: банковского, о рынке ценных бумаг, по вопросам ПОД/ФТ, о налогах и сборах) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов Банка и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которого является оценка качества и соответствия созданных в Банке систем обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных актов.

В соответствии со статьей 17 Устава Банка СВК входит в систему внутреннего контроля, которая обеспечивает:

эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками;

достоверность, полноту, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности, а также информационную безопасность Банка;

соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов Банка;

исключение вовлечения Банка и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России.

По результатам анализа материалов (отчетов) СВК Банка за 2020 год установлено, что информация о выявленных недостатках/нарушениях в области ПОД/ФТ в указанных отчетах не содержалась.

Факт реализации в деятельности Банка рисков, приведших к возникновению оснований для отзыва у Банка лицензии на осуществление банковских операций, при том, что в ходе проведенных СВК в 2020 году проверок недостатки/нарушения в области ПОЩФТ не выявлялись, свидетельствует о неэффективности работы СВК.

С учетом того, что допущенные Банком нарушения, приведшие к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, были совершены в период осуществления Широковым Е.В. полномочий руководителя СВК, административным истцом в рамках осуществления возложенных на него должностной инструкцией полномочий не были приняты надлежащие меры для предотвращения нарушений, послуживших основанием для отзыва у Банка лицензии.

Необходимо также отметить, что, исходя из системного толкования пункта 1 части 1 статьи 16 Закона о банках и пункта 6.10 Положения, обязанность по сбору и представлению в Банк России доказательств непричастности лица к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в целях исключения сведений из базы данных, лежит именно на данном лице.

Документы, представленные Широковым Е.В. в Комиссию Банка России в качестве обоснования непричастности к отзыву лицензии Банка, не содержали доказательств его непричастности, в связи с чем, с учетом компетенции административного истца как руководителя СВК, Комиссией Банка России было принято решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), а также с учетом пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания действия (бездействия) в судебном порядке незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемое действие (бездействие) должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушать права и охраняемые законом интересы обратившегося лица.

Поскольку включение сведений об административном истце в Базу данных было осуществлено на основании императивного требования законодательства Российской Федерации, а достаточных доказательств непричастности к допущенным Банком нарушениям представлено не было, действия Банка России не противоречат закону или иному нормативному правовому акту и, следовательно, основания для удовлетворения рассматриваемого в рамках настоящего дела административного искового заявления отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Широкова Евгения Викторовича к Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации об оспаривании решения, Банку России, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца с момента вынесения.

Судья: