ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-893/2022 от 26.09.2022 Кировского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-893/2022

УИД: 42RS0006-01-2022-001509-23

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кировский районный суд гор. Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Куртобашевой И.Ю.,

при помощнике судьи Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кемерово 26 сентября 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению Старчикова Д.М. к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Старчиков Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать за ним право на компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2000,00 руб. за каждый день содержания, в части несоблюдения прав истца на охрану здоровья.

В обоснование требований указал, что Старчиков Д.М. отбывал наказание по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., прибыл в колонию ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, и по распределению с карантинного помещения был определен для отбывания наказания в камеру №*** для некурящих, так как при распределении, поставил администрацию исправительного учреждения, что является некурящим.

До ДД.ММ.ГГГГ истец отбывал наказание с некурящими по камере лицами. С ДД.ММ.ГГГГ. в камеру №*** определили осужденного ФИО1., который являлся курящим.

ДД.ММ.ГГГГ истца перевели в камеру №***

ДД.ММ.ГГГГ истца перевели из камеры №*** в камеру №***, где он снова отбывал наказание с курящими осужденными: ФИО2., ФИО3., ФИО4., до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку до ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ истец для отбывания наказания был определен в камеру №***, где снова отбывал наказание с курящими осужденными, а именно ФИО5

ДД.ММ.ГГГГ. истец для отбывания наказания был определен в камеру №***, где он отбывал наказание с курящими осужденными ФИО6., ФИО7., до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. истец был водворен в штрафной изолятор, в котором находился до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истец для отбывания наказания был определен в камеру для курящих, где отбывал наказание до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. истец для отбывания наказания был определен в камеру №*** для курящих, где отбывал наказание вплоть до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, Старчиков Д.М., не являясь курильщиком и ему крайне не приятен запах табачного дыма, не смотря на неоднократные обращения к сотрудникам администрации на недопустимость совместного содержания его в одной камере с курящими лицами, каких-либо мер по раздельному содержанию администрацией не принято, тем самым истец пробыл с курящими <данные изъяты> дня.

В судебном заседании административный истец Старчиков Д.М. поддержал заявленные требования, пояснил, что просит признать за ним право на компенсацию за нарушение условий содержания в размере 2000,00 руб. за каждый день содержания, в части несоблюдения прав истца на охрану здоровья, поскольку он находился в камере с курящими, запах дыма ему неприятен, кроме того на прогулках и в камерах другие осужденные курили, тем самым нарушав его права.

В судебном заседании представитель ответчиков: ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России - Федосова Е.А., действующая на основании доверенностей/л.д.15,27,117/, исковые требования не признавала, по основаниям изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что осужденный Старчиков Д.М. не обращался с вопросом о переводе его в другую камеру, кроме того, не обращался, по вопросам плохого самочувствия из-за курения других осужденных, кроме того, осужденные, содержащиеся с осужденным Старчиковым Д.М. не могли курить в камерах <данные изъяты>, так как это является административным нарушением и осужденных могли привлечь к дисциплинарной ответственности/л.д.32-39/.

Выслушав стороны, исследуя письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р, в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагает осуществление мероприятий по приведению условий содержания данных лиц в соответствие с законодательством Российской Федерации, выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также УИК РФ) осужденные к лишению свободы в исправительных колониях особого режима, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2016 года (действовавшие в спорный период).

Согласно п. 17 приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016г. №295 осужденным запрещается, в том числе курить в не отведенных для этого местах.

Как видно из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, Старчиков Д.М., в соответствии с требованиями ст. 79,80,82 УИЕ РФ и п.10 приказа Министерства юстиции РФ от 16.12.2016г. №295 и приказа ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№*** «О распределении осужденных из карантинного отделения по отрядам» распределен в <данные изъяты>/л.д.16,106, 96-97/.

За период отбывания наказания, Старчиков Д.М. имеет <данные изъяты> взысканий, поощрений не имеет/л.д.53/.

В судебном заседании истец пояснил, что при распределении, поставил администрацию исправительного учреждения, что является некурящим, вместе отбывал наказание с курящими осужденными, и считает, что он должен был содержаться раздельно от курящих.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2016 года (действовавшие в спорный период), содержали запрет на курение вне специально отведенных для этого мест.

Согласно журнала №*** регистрации вводного инструктажа о мерах пожарной безопасности с осужденными, Старчиков Д.М. с этими мерами был ознакомлен под роспись/л.д.76-78/.

Судом отклоняется довод истца, о том, что содержащиеся с осужденным Старчиковым Д.М. могли курить в камерах <данные изъяты>, поскольку это является административным нарушением и осужденные могли быть привлечены к дисциплинарной ответственности, согласно ст. 115 УИК РФ.

Согласно справок о поощрениях и взысканиях осужденных, содержащихся в спорный период в камерах совместно со Старчиковым Д.М., таких как ФИО8., ФИО9., ФИО10., ФИО11, ФИО12ФИО13., ФИО14., ФИО15., вид нарушения как «курение», отсутствует/л.д.79-95/.

В ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> изданы приказы от ДД.ММ.ГГГГ. №***, от ДД.ММ.ГГГГ. №*** «О регламентации противопожарного режима», где определены места для курения/л.д.63-68/.

Кроме того, судом отклоняется довод истца, о том, что его здоровью причинен вред, поскольку из медицинской справки от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что с момента прибытия осужденного Старчикова Д.М. в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес>, осужденный Старчиков Д.М., ДД.ММ.ГГГГ.р. с жалобами на ухудшение состояния здоровья, связанных с курением осужденных содержащихся совместно с вышеуказанным осужденным не обращался/л.д.42-48/.

Согласно ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ., акты прокурорского реагирования по вопросу курения осужденными в камерах строгих условиях отбывания наказания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не поступали/л.д.62/.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что нарушений условий содержания административного истца при его размещении в спорный период совместно с курящими лицами, не имелось, поскольку положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации раздельное содержание курящих и некурящих осужденных, не предусмотрено и не установлено безусловная обязанность администрации исправительных учреждений во всех случаях размещать курящих осужденных отдельно от некурящих, и как, к следствию оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, в соответствии со ст. 227.1 КАС РФ.

Процесс содержания под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных административных истцом требований не имеется, поскольку не установлено фактов нарушения в <данные изъяты> ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> условий содержания административного истца. Нельзя считать, что условия содержания несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, а исполнение уголовного наказания подвергло его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества, в связи, с чем оснований для присуждения административному истцу компенсации у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180, 227.1-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Старчикова Д.М. к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 03.10.2022г.

Председательствующий: