ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8947/15 от 30.10.2015 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-8947/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2015 года город Казань

Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

секретаре судебного заседания Воробьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 ФИО4 к муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...", Исполнительному комитету муниципального образования ... ... об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...", Исполнительному комитету муниципального образования ... ... об оспаривании решения.

В обоснование требований указано, что в июне 2015 года административный истец обратился в МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ..., к заявлению приложил все необходимые документы в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Письмом заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." от --.--.---- г.№-- ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство.

Административный истец указывает, что в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказано незаконно, в письме от --.--.---- г.№-- нет ни одного из предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче запрашиваемого разрешения.

ФИО1 указывает, что в 1997 году им получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома от --.--.---- г.№--, выданное главным архитектором ... ... Республики Татарстан бессрочно. Фактически административный истец, подав в июне 2015 года заявление, просил переоформить ранее выданное разрешение на строительство и привести его в соответствии с действующим градостроительным законодательством.

В этой связи административный истец просил признать незаконным отказ МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...", выраженный в письме от --.--.---- г.№--, в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ..., и возложить на административных ответчиков обязанность по выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ... десятидневный срок со дня вынесения решения.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." исковые требования не признал.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования ... ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Порядок выдачи разрешения на строительство в ... ... регламентирован Градостроительным кодексом Российской Федерации и "Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства Исполнительным комитетом муниципального образования ... ...", утвержденным Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ... ... от --.--.---- г.№--.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 51 этой же статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

По правилам части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Исходя из части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 2.9 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства Исполнительным комитетом муниципального образования ... ...", утвержденного Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ... ... от --.--.---- г.№--, исчерпывающими основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства являются:

1) заявителем представлены документы не в полном объеме, либо в представленных заявлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация;

2) несоответствие документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

В силу части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно пункту 3.1.1 "Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...", утвержденном Решением Казанской городской Думы от --.--.---- г. N 26-3, в полномочия Управления входит выдача разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории ... ..., в том числе прием от заинтересованных лиц необходимых документов.

В соответствии с пунктом 15 статьи 40 Устава муниципального образования ... ..., утвержденного решением Представительного органа муниципального образования ... ... от --.--.---- г. N 3-5, Исполнительный комитет ... ... выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории ... ....

Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 3698 кв.м., категория земель: земли поселений, кадастровый №--, расположенный по адресу: ... ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... ... от --.--.---- г..

ФИО1 обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... .... К данному заявлению были приложены документы: разрешение на строительство от --.--.---- г.№--, копия письма руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от --.--.---- г.№--, копия архитектурно-планировочного задания, согласованного с главным архитектором ... ... от --.--.---- г., копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от --.--.---- г., копия эскизного проекта индивидуального жилого дома, копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия кадастрового паспорта на земельный участок.

Письмом заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." от --.--.---- г.№-- ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на то, что выдача разрешения на строительство построенного объекта капитального строительства теряет свою сущность и противоречит градостроительному законодательству.

Судом установлено, что ФИО1 ранее было выдано разрешение от --.--.---- г.№-- на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... .... Разрешение выдано главным архитектором ... ... Республики Татарстан бессрочно, что подтверждается текстом разрешения и письмом руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района от --.--.---- г.№--, в котором подтверждается факт выдачи разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от --.--.---- г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признаются действительными.

Суд, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что отказ ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что в выдаче разрешения на строительство было отказано по основаниям, которые не предусмотрены ни в с части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни в пункте 2.9 "Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства Исполнительным комитетом муниципального образования ... ...".

Закон не предусматривает расширительное толкований оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Уполномоченный орган не вправе отказать в выдаче разрешения на строительство иначе, чем по основаниям, исчерпывающим образом предусмотренным в федеральном законе. Реализация полномочий по принятию решения об отказе в выдаче разрешения на строительство не может носить произвольный характер, исходя из собственного усмотрения уполномоченного органа.

В рассматриваемом случае уполномоченный орган произвольно, без учёта требований законодательства, закрепивших исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения, отказал в выдаче разрешения на строительство. Основания, по которым ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, не предусмотрены положениями действующего законодательства. Письмо от --.--.---- г.№--, которым оформлен отказ, не содержит ссылок на нормы федерального закона, по которому ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство, стало быть, решение об отказе нельзя признать правомерным.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на том основании, что выдача разрешения на строительство построенного объекта капитального строительства теряет свою сущность и противоречит градостроительному законодательству, административный ответчик не учёл, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрет на выдачу разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в отношении построенного объекта капитального строительства, при условии соблюдения заказчиком требований, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об этом указано в письме директора Департамента государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от --.--.---- г.№---ОГ/06 (л.д.20).

Таким образом, отказ ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным, поскольку основания, по которым было принято решение об отказе, не предусмотрены положениями законодательства, а сам лишь факт, что объект капитального строительства построен не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Суд приходит к выводу о том, что ФИО1 при подаче в МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ... представил все необходимые документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и оснований для отказа в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома не имелось.

Административные ответчики не предоставили суду доказательств тому, что поданные административным истцом документы для получения разрешения на строительство не соответствуют предъявляемым требованиям.

С учётом изложенного суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу было отказано неправомерно, по мотивам, которые не предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, нарушено право административного истца на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке, при этом имелись предусмотренные законом основания для выдачи ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ....

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым указать разумный срок для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ...", оформленное письмом от --.--.---- г.№--, об отказе ФИО1 ФИО5 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ... ....

Обязать муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ... ..." и Исполнительный комитет муниципального образования ... ... оформить и выдать ФИО1 ФИО6 разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 16:50:14 01 03:0049 по адресу: ... ... течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Шамгунов А.И.