Дело № 2а-894/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 16 июля 2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.Л.,
с участием представителя административного истца ФИО2, на основании доверенности,
представителя административного ответчика ФИО7, на основании доверенности,
заинтересованного лица ФИО9,
при секретаре судебного заседания Долгих Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации Гремячинского муниципального района к Министерству территориальной безопасности <адрес> об отмене предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ№,
у с т а н о в и л:
Администрация Гремячинского муниципального района обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству территориальной безопасности <адрес> об отмене предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ№, в обоснование заявленных требований указав, что в адрес Администрации Гремячинского муниципального района поступило Предписание об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанное консультантом сектора регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности <адрес>ФИО5
Административный истец выражает не согласие с вышеуказанным предписанием по следующим основаниям:
Согласно Положению об администрации Гремячинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об администрации Гремячинского муниципального района» администрация Гремячинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Гремячинского муниципального района. Как юридическое лицо она действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
По пунктам 1 и 4 Предписания:
Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у муниципального района полномочия по созданию аварийно-спасательных служб и формирований отсутствуют.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований относятся к вопросам местного значения поселений.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены ч.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Установленный перечень полномочий не включает в себя обязанность муниципального района по созданию аварийно-спасательных служб и формирований.
Согласно пунктам «а» и «е» ч.2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно:
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают, общественный порядок при их проведении.
Законом № 68-ФЗ определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закон № 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Из вышеизложенного следует, что именно Закон № 68-ФЗ регламентирует вопросы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов в указанной сфере.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей":
-аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;
-аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Согласно ст. 2 Закона № 151-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Из п. 2 ст. 7 Закона № 151-ФЗ следует, что профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования в том числе создаются в органах местного самоуправления по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Из ст. 8 Закона № 151-ФЗ следует, что состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их органы местного самоуправления.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А26-1062/2011 отметил, что нормы права не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования, при этом при создании и деятельности аварийно-спасательных служб и (или) формирований учитывается ряд других положений федерального законодательства. Органы местного самоуправления на своей территории должны обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но самостоятельно должны решить, как именно и за счет каких средств осуществить данную функцию.
Таким образом, исполнение обязанностей по защите населения и территории от ЧС, в том числе в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ, не обязательно должно осуществляться в рамках создания спасательных служб, так как создание таких служб является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.
В целях исполнения требований вышеуказанного законодательства администрация Гремячинского муниципального района самостоятельно определила постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о <адрес>ном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>»:
- Перечень органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с которыми органы районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес> осуществляют взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на территории ГМР (с учетом внесенных изменений);
- Перечень служб районного звена, действующих в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес> (далее — ТП РСЧС) и осуществляющих взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на территории ГМР (с учетом внесенных изменений).
Согласно п. 19.3. Положения одними из основных мероприятий, проводимых органами управления и силами районного звена ТП РСЧС в режиме чрезвычайной ситуации, являются:
- проведение мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннее обеспечение действие сил и средств районного звена ТП РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, администрация Гремячинского муниципального района исполнила требования пунктов «а» и «е» ч.2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ.
По пункту 2 Предписания:
Положения пп. «а» п.2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ, п.п. 2,4,6,14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.28 Положения о РСЧС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 18 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п не содержат положений об обязательном наличии муниципального правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области ГОЧС в 2017 году и задачах на 2018 год».
Согласно п. 2. Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 547, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население).
Члены КЧС и ОПБ Гремячинского муниципального района являются работниками организаций, т.е. работающим населением.
Согласно п. 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 547, финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
Администрация Гремячинского муниципального района вправе обязать проходить обучение в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций только работников своей организации.
Муниципальные служащие администраций Гремячинского муниципального района прошли обучение в данной сфере.
В целях обучения членов комиссии КЧС и ОПБ Гремячинского муниципального района, которые не являются служащими администрации района, администрацией Гремячинского муниципального района неоднократно направлялись в адрес заинтересованных лиц (членов КЧС и ОПБ района) письма о необходимости прохождения обязательного обучения в области ГО и ЧС. Также направлена заявка на обучение в адрес КГБУ ДПО «УМЦ по ГО и ЧС <адрес>» (письма от ДД.ММ.ГГГГ № И-675/01-24, от ДД.ММ.ГГГГ № И-987/01-24, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ № И-192/01-24, от ДД.ММ.ГГГГ № И-196/01-24, от ДД.ММ.ГГГГ №И-366/01-24).
По пункту 3 Предписания:
Согласно п. «д» ч.2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, законодательством предусмотрено право, а не обязанность органов местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Исходя из данного права Решением Земского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете ГМР на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в бюджете района на 2018 год предусмотрен резервный фонд в размере 400,00 тыс. руб., который согласно Порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Гремячинского муниципального района, утвержденному Постановлением Администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 71, может быть направлен на:
- проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах Гремячинского муниципального района, включая поощрение участников ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- проведение противопаводковых мероприятий в границах Гремячинского муниципального района;
- урегулирование непредвиденных экономических ситуаций на территории Гремячинского муниципального района;
- проведение встреч и семинаров по проблемам районного значения;
- предотвращение сложной социально-экономической или чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро- тепло-, водоснабжения целых населенных пунктов поселений, входящих в состав муниципального района;
- другие непредвиденные мероприятия.
Также постановлением администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены:
-Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера администрации Гремячинского муниципального района;
-Номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрации Гремячинского муниципального района.
По пункту 5 Предписания:
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации.
Согласно ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг); если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 приказа Федерального агентства по техническом регулированию метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ст. гласит:
-Утвердить для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (далее — ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2016).
Таким образом, указанный в предписании ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2016, не является нормативным правовым актом, обязательным к применению.
Основными документами, определяющие порядок и перечень конкретного необходимого оборудования для ЕДДС муниципальных образований <адрес> являются:
-ФИО1-Уральского регионального центра;
-Методические рекомендации по созданию и функционированию ЕДДС муниципальных образований на территории <адрес>;
-Рекомендации ГУ МЧС России по <адрес> по оснащению ЕДДС муниципальных образований.
Данные документы не являются нормативно-правовыми актами содержащими требования обязательные к исполнению для органов местного самоуправления.
Согласно п. 9 Положения о правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ «О правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» решения Комиссии являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не для органов местного самоуправления.
Следовательно, Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительствен-ной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N 7, для органов местного само-управления носит рекомендательный характер.
По пункту 6 Предписания:
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру, «112» органам местного самоуправления рекомендовано:
-завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе путем реализации целевых программ;
-предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия.
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории Гремячинского муниципального района создана на базе единой дежурно-диспетчерской службы Гремячинского муниципального района, что подтверждается п. 1 постановления администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб но единому номеру 112 на территории Гремячинского муниципального района».
Вышеуказанным постановлением администрации Гремячинского муниципального района утвержден:
-перечень служб системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единой дежурно-диспетчерской службы администрации Гремячинского муниципального района;
-положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Гремячинского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт между администрацией Гремячинского муниципального района и Обществом с ограниченной ответственностью «Системы телекоммуникаций» на приобретение автоматизированного рабочего места единой диспетчерской службы Системы 112 №.
Согласно акту выполненных работ, накладной муниципальный контракт исполнен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
По пункту 7 Предписания:
Создание местной системы оповещения и информирования населения Гремячинского муниципального района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий подтверждается п. 1 постановления администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О местной системе оповещения и информирования населения Гремячинского муниципального района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
Система оповещения населения Гремячинского муниципального района технически и программно не может быть сопряжена с системой оповещения регионального уровня, межрегионального и федерального (письма ГКУ Пермско-го края «Гражданская защита» от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-02-25 «О предоставлении информации», от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-02-135 «О предоставлении разъяснений»).
На территории <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в <адрес>» утверждены зоны, подверженные угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химически опасных объектах (14 зон), на потенциально опасных гидротехнических сооружениях (3 зоны) и т. д.
Гремячинский муниципальный район в вышеуказанные зоны не входит, т. е. необходимость отсутствует.
<адрес> направила возражения на Предписание, с просьбой отменить его, так как оно не соответствует действующему законодательству.
На возражение представлен отказ, письмо Министерства территориальной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-10-01.3-04-63 «О направлении ответа на возражения».
Представитель административного истца ФИО3 на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель административного ответчика – Министерства территориальной безопасности <адрес>ФИО4 с административным иском не согласен, считает, что вынесенное предписание является законным и обоснованным, вынесено на основании проверки, проведенной консультантом сектора регионального надзора в области защиты от ЧС управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора министерства территориальной безопасности <адрес>, в подтверждение своей позиции представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с утвержденным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> Министерством проведена плановая документарная проверка Администрации Гремячинского муниципального района.
В соответствии с п. 3.3.8.1. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории <адрес>, утвержденного приказом Министерства территориальной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-10-03-04-81 предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах субъекта надзора, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе решением вопросов обеспечения безопасности детей в местах их отдыха, исполнением предписаний Министерства.
По совокупности выявленных в ходе проверки нарушений должностным лицом сектора регионального надзора в области защиты от ЧС Министерства составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесено предписание об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС от ДД.ММ.ГГГГ№.
При оформлении акта проверки, предписания об устранении нарушений, установленных требований в области защиты населения и территорий от ЧС должностное лицо Министерства руководствуется, в том числе, требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По пунктам 1 и 4 предписания.
В обосновании нарушения об отсутствии сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ административным истцом допущена некорректная ссылка на пп.21 п.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.4. ст. 14 названного закона вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в частности, «создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения», на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пп. «е» п.2 ст.11 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Издание постановлений администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения на территории Гремячинского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального и локального характера» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о <адрес>ном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>» при фактическом отсутствии необходимых сил и средств (аварийно-спасательных формирований), не является исполнением требований законодательства.
Полномочия органа местного самоуправления, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не реализованы.
По пункту 2 предписания.
В п.3. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указано, что методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. (далее - МЧС России).
МЧС России разработаны «Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Распорядительный документ «Об итогах прошедшего года и задачах муниципального района на новый учебный год, включающий создание учебных групп, назначение руководителей занятий, итоги работы в минувшем году и задачах обучения на следующий год» предусмотрен данными методическими рекомендациями.
Члены КЧС и ОПБ Гремячинского муниципального района должны пройти подготовку в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Среди членов КЧС и ОПБ подготовку не прошли как работники отдельных организаций, так и некоторые главы поселений, входящих в Гремячинский муниципальный район <адрес>.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении положения «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются -неработающее население);
в) лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее именуются -обучающиеся);
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются -председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).
По пункту 3 предписания.
По вопросу создания резервов финансовых и материальных ресурсов, издание постановления администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального и локального характера» при фактическом отсутствии данных материальных резервов не является исполнением требований законодательства.
Административным истцом неверно истолкованы положения действующего законодательства в части необязательного исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии со ст. 25. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»:
ст. 20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
ст.28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№» О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
п.3. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
п.13. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления - за счет средств местных бюджетов.
По пункту 5 предписания.
В соответствии с ФИО8 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения» п.8.3. Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
- нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
В постановлении администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании единой дежурно-диспетчерской службы при администрации <адрес>» в первом абзаце звучит: «Во исполнение....ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба», следовательно ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-99 «Единая дежурно-диспетчерская служба» (ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2016 от ДД.ММ.ГГГГ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения») в котором, в частности, в п.3.10 сказано: «В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник».
Таким образом исполнение вышеназванного ГОСТа является для администрации Гремячинского муниципального района обязательным для исполнения документом.
Кроме этого, пункт 8.4. ФИО8 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения» гласит: В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О техническом регулировании» сохраняется обязательность принятых до вступления в силу данного Закона государственных стандартов Российской Федерации и действовавших в этом качестве межгосударственных стандартов, а также стандартов отраслей в части требований, направленных на:
- защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является одной из целей создания ЕДЦС и стоящих перед данной службой задач в соответствии с постановлениями администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании ЕДЦС при администрации Гремячинского муниципального района» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о ЕДДС Гремячинского муниципального района».
На основании вышесказанного требование об увеличении дежурной смены ЕДДС до двух человек обоснованно.
По пункту 6 предписания
Система обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру «112», несмотря на наличие постановления администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и установленное автоматизированное рабочее место в полном объеме не работает ввиду отсутствия штатных единиц».
По пункту 7 предписания.
Довод о том, что Гремячинский муниципальный район не входит в зоны, подверженные угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химических или потенциально опасных объектах, и поэтому отсутствует необходимость в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях противоречит действующему законодательству РФ.
В п. п. «в, м» п.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. п. 4,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствуют какие-либо условия, при которых допускается невыполнение указанных требований.
В настоящее время существующая схема оповещения населения Гремячинского муниципального района не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории района.
Кроме того, Администрацией Гремячинского муниципального района возражения на предписание от 05.04.2018г № в адрес Министерства территориальной безопасности <адрес> не направляла. Указанное в исковом заявлении письмо Министерства территориальной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-10-01.3-04-63 «О направлении ответа на возражения» относилось к акту проверки № от 29.05.2018г. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ст.20.6. КоАП РФ в отношении главы администрации ФИО6, который рассмотрен мировым судьей, и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о привлечении ФИО6 к административной ответственности в виде штрафа.
Доводы, изложенные в Административном исковом заявлении считают несостоятельными, требования Министерства территориальной безопасности <адрес>, изложенных в Оспариваемом предписании, законны и внесены с соблюдением порядка и действующего законодательства. Содержание требований, установленных оспариваемым предписанием, соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении заявленного административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании пояснил, что с заявленными требованиями не согласен, поскольку требования предписания свидетельствуют о выявленных нарушениях, являются законными и обоснованными.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, материал проверки, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании пп. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» в <адрес> принято постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в <адрес>».
Настоящее положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Согласно пункта 1.2. Положения, Региональный государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соблюдения органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", если они не подлежат федеральному государственному надзору, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Объектами надзора, в отношении которых осуществляется региональный государственный надзор, являются органы местного самоуправления <адрес> (муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения), а также юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане, если они не подлежат федеральному государственному надзору (пункт 1.3 Положения).
Региональный государственный надзор осуществляется исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора (пункт 1.4 Положения).
В <адрес> Уполномоченным органом, на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Положения о Министерстве территориальной безопасности <адрес>» является Министерство, осуществляющее региональный государственный надзор по соблюдению органами местного самоуправления требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в целях реализации предоставленных законом полномочий, в соответствии с распоряжением Министра территориальной безопасности <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка юридического лица – Администрация Гремячинского муниципального района с целью контроля за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок органов местного самоуправления.
В ходе проверки, проведенной консультантом сектора регионального надзора в области защиты от ЧС, управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности <адрес>ФИО5, выявлены ряд нарушений при выполнении требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Главы Гремячинского муниципального района <адрес> о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
На основании выявленных нарушений, администрации Гремячинского муниципального района выдано предписание № об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлен срок устранения ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Горнозаводского судебного района <адрес> исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Губахинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Глава Гремячинского муниципального района <адрес>ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Оспаривая данное предписание, административный истец ссылается на следующие обстоятельства, а именно:
Отсутствие у муниципального района полномочий по созданию аварийно-спасательных служб и формирований, исполнение обязанностей по защите населения и территории от ЧС, в том числе в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ, не обязательно должно осуществляться в рамках создания спасательных служб, так как создание таких служб является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, в связи с чем администрация Гремячинского муниципального района самостоятельно определила постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о <адрес>ном звене территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>» (пункт 1 и 4 Предписания).
Положения Закона № 68-ФЗ, о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не содержат положений об обязательном наличии муниципального правового акта «Об итогах подготовки и обучения населения в области ГОЧС в 2017 году и задачах на 2018 год (пункт 2 Предписания).
Законодательством предусмотрено право, а не обязанность органов местного самоуправления по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 3 Предписания).
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для органов местного самоуправления носит рекомендательный характер (пункт 5 Предписания).
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории Гремячинского муниципального района создана на базе единой дежурно-диспетчерской службы Гремячинского муниципального района (пункт 6 Предписания).
Система оповещения населения Гремячинского муниципального района технически не может быть сопряжена с системой оповещения регионального уровня, межрегионального и федерального. На территории <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в <адрес>» утверждены зоны, подверженные угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химически опасных объектах (14 зон), на потенциально опасных гидротехнических сооружениях (3 зоны). Гремячинский муниципальный район в вышеуказанные зоны не входит, т. е. необходимость отсутствует (пункт 7 Предписания).
Вместе с тем, с мнением административного истца согласиться нельзя, поскольку оно противоречит действующему законодательству.
Требование о создании аварийно-спасательных служб и формирований закреплено в п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в пп. «а» п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в понятии ликвидация чрезвычайных ситуаций, которое содержится в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то соответственно указанный государственный орган вправе издавать, в силу своей компетенции, методические рекомендации и иные акты для исполнения поставленной перед ним задачи. В связи с чем, Министерством Российской Федерации разработаны Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления.
В акте проверки указано на фактические отсутствие запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Издание постановления администрацией Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального и локального характера» не может являться фактическим исполнением действующего законодательства.
В соответствии с пп. «е» п.2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Доводы административного истца о том, что Национальный стандарт РФ ФИО8ДД.ММ.ГГГГ-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», а также решение правительственной комиссии, для административного истца является не обязательным, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Проверкой установлено о наличии постановления администрации Гремячинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, как установлено проверкой система оповещения «112» в полном объеме не работает, штатные единицы отсутствуют.
Существующая схема оповещения населения Гремячинского муниципального района не обеспечивает доведение информации до каждого жителя.
Довод о том, что Гремячинский муниципальный район не входит в зоны, подверженные угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химических или потенциально опасных объектах, и поэтому отсутствует необходимость в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, противоречит действующему законодательству.
В п. п. «в, м» п.2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. п. 4,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствуют какие-либо условия, при которых допускается невыполнение указанных требований.
В настоящее время существующая схема оповещения населения Гремячинского муниципального района не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории района.
В указанных выше нормативных документах закреплена обязанность органов местного самоуправления по оповещению населения о чрезвычайных ситуациях, и это не может зависеть от места расположения региона.
Оценив собранные по делу доказательства, проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, наличия у консультанта полномочий на его вынесение и отсутствия нарушения данным предписанием прав и законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленного требования административного истца - Администрации Гремячинского муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Гремячинского муниципального района к Министерству территориальной безопасности <адрес> об отмене предписания об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций от ДД.ММ.ГГГГ№ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд (постоянное судебное присутствие в г. Гремячинске) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Волкова Е.Л.