ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-895/2022 от 06.09.2022 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело №2а-895/2022

26RS0015-01-2022-001482-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе:

судьи Цымбала М.В., с участием

административных истцов Неркараряна Д.С., Алексюк В.А., Шелудько И.И.,

представителя административных истцов Кулагина С.С.,

представителя административного ответчика - администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края Савченко А.В.,

представителя заинтересованного лица – ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» Титовой Т.В.,

при секретаре Ивченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жуковой Л.В., Неркараряна Д.С., Тертышник Е.А., Курдусовой М.И., Юнда А.А., Газюра Л.А., Иштрякова Р.Ш., Алексюк В.А., Шматько В.А., Шелудько И.И., Попрядуха М.Ю., Лотковой Е.А., Тимошиной В.И., Сешко С.Г., Филькина В.Д., Нестеренко М.Г., Матенковой Н.Н., Чопова А.С., Литвинова И.В., Павлюк Д.В. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Жукова Л.В. и другие истцы обратилась в суд с данным административным иском (в последствии уточненным), в котором указали, что постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23 июня 2020 г. №787 «Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период 2020 до 2040» было принято с нарушением федерального законодательства, нарушает права жителей 146 многоквартирных домов г.Ипатово Ставропольского края.

С 2013 по 2018 год на территории Ипатовского муниципального образования, действовала схема теплоснабжения, согласно которой в зону действия индивидуальных источников тепловой энергии входили все многоквартирные дома г.Ипатово.

В 2018 году была разработана и утверждена схема теплоснабжения Ипатовского городского округа на 2019 г. и на период до 2029 г. (с перспективой до 2033г.). Согласно п. 2.2. схемы в описание существующих и перспективных зон действия индивидуальных источников тепловой энергии на территории Ипатовского городского округа входили одновременно все населенные пункты. Кроме того указанно, что в связи с наличием в многоквартирных домах (далее - МКД) жилых помещений, которые оборудованы индивидуальными теплогенераторами, в целях отопления, возможно рассмотреть вопрос перевода МКД на индивидуальное отопление в соответствии с действующим законодательством.

Данная схема была незаконно отменена и в 2020г. была принята новая схема теплоснабжения Ипатовского городского округа на период с 2020 по 2040 год. В данной схеме отсутствуют существующие и перспективные зоны действия индивидуальных источников тепловой энергии, индивидуальное теплоснабжение ограничено индивидуальной жилой застройке.

Таким образом, администрация Ипатовского городского округа нарушила права жителей 146 МКД Ипатовского городского округа Ставропольского края (приложение к административному исковому заявлению).

Принятая схема противоречит нормам действующего федерального законодательства в сфере теплоснабжения. В частности, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", Приказу Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения."

Действия администрации Ипатовского городского округа о принятие незаконной схемы теплоснабжения неоднократно обжаловались в прокуратуре , прокуратуре Ставропольского края.

Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома по были включены в схему теплоснабжения Ипатовского городского округа с учетом перехода на индивидуальные источники теплоснабжения. В обеспечении законных правах и интересов жителей 146 МКД Ипатовского городского округа администрация Ипатовского городского округа бездействует, а права граждан нарушаются.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах поселения муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" прописаны полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения, в том числе, утверждение схем теплоснабжения.

Согласно п.2 Положения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения") проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления городских округов.

Согласно п.9 этого же Положения проект схемы теплоснабжения разрабатывается с соблюдением следующих принципов: обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения с учетом экономической обоснованности; соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с п.11 Положения в части, не противоречащей актуализированной схеме теплоснабжения, применяются схема теплоснабжения, предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения.

Постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, а так же Постановлением администрации Ипатовского городского округа от 28.05.2021г. «Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период 2020 до 2040» утверждена актуализированная схема теплоснабжения Ипатовского городского округа. Многоквартирные дома (указанные в приложении к административному исковому заявлению), не учтены в части включения в схему теплоснабжения, в которых возможен переход на индивидуальное отопление.

Переход граждан на альтернативные источники отопления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (ст.14, ст.18, ст.23, ст.13) не учтены схемой теплоснабжения.

Жителями Ипатовского городского округа неоднократно направлялись предложения и замечания по изменению схемы теплоснабжения, но данные заявления игнорировались руководством администрации Ипатовского городского округа.

Считают, что схема теплоснабжения Ипатовского городского округа противоречит закону и нарушает законные права и интересы жителей Ипатовского городского округа Ставропольского края.

Таким образом, жители Ипатовского городского округа лишены права в соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ"О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" перехода на альтернативные источники теплоснабжения в связи с принятым Постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период 2020 до 2040», а так же Постановлением администрации Ипатовского городского округа от 28.05.2021г. , нарушают законные права и интересы жителей Ипатовского городского округа.

С учетом уточненного иска просят:

признать незаконным бездействие администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края и управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, в части непринятия в 2020, 2021, 2022 году должных мер по актуализации схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа;

обязать администрацию Ипатовского городского округа провести актуализацию схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа путем включения в перечень домов, подлежащих включению в существующую зону действия индивидуальных источников тепловой энергии, с возможностью альтернативного отопления жилых и не жилых помещений, содержащейся в указанной схеме теплоснабжения, сведений о многоквартирных домах чье право перехода на альтернативные источники теплоснабжения нарушено в течение одного месяца (приложение МКД чье право перехода нарушено).

В судебное заседание административные истцы Жукова Л.В., Тертышник Е.А., Курдусова М.И., Юнда А.А., Газюра Л.А., Иштряков Р.Ш., Шматько В.А., Попрядуха М.Ю., Лоткова Е.А., Тимошина В.И., Сешко С.Г., Филькин В.Д., Нестеренко М.Г., Матенкова Н.Н., Чопов А.С., Литвинов И.В., Павлюк Д.В., при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя.

Административные истцы Неркарарян Д.С., Алексюк В.А., Шелудько И.И. в судебном заседании доводы и требования уточненного иска поддержали в полном объеме. Просили иск удовлетворить.

Представитель административных истцов Кулагин С.С. уполномоченный заявлениями административных истцов, с правом на совершение действий, предусмотренных ч.2 ст.56 КАС РФ, доводы и требования уточненного иска поддержал в полном объеме. Просил иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края по доверенности ведущий специалист отдела правового и кадрового обеспечения Савченко А.В. требования административного иска не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель административного ответчика - Управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица – ГУП СК «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» по доверенности юрисконсульт Ипатовского филиала Титова Т.В. полагала, что требования административного иска не подлежат удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагала, что в удовлетворении административного иска следует отказать.

Суд, в порядке ст.150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ каждый имеет право обжаловать в суд решения и действия(или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Как установлено судом, административные истцы – собственники квартир в многоквартирных домах обратилась в суд, полагая, что административными ответчиками нарушены их права и законные интересы, связанные с переходом на индивидуальное теплоснабжение.

Полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения, в том числе утверждение схем теплоснабжения установлены в ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – 190- ФЗ).

Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – постановление ) устанавливает требования к составу схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения) поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Согласно п.15 постановления со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней размещает на официальном сайте городского округа в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»:

а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения);

б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 14 календарных дней со дня получения запроса ответственного лица предоставляет на бумажном носителе и в электронной форме действующие на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) копии инвестиционных программ теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также следующую информацию о ценах (тарифах) в сфере теплоснабжения:

а) динамика утвержденных цен (тарифов), устанавливаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), по каждому из регулируемых видов деятельности и по каждой теплосетевой и теплоснабжающей организации на территории соответствующего поселения, городского округа, города федерального значения за последние 3 года;

б) структуру цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

в) размер платы за подключение к системе теплоснабжения и размер необходимой валовой выручки от осуществления указанной деятельности;

г) размер платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, в том числе для социально значимых категорий потребителей.

Согласно п. 19. Постановления органы местного самоуправления, в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:

а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);

б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования);

в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).

Согласно п.п. 21, 22 постановления предусмотрена организация сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения. Срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта. Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней.

Согласно п.п. 24, 26 постановления итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний. С учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте, в установленном порядке.

Глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений:

утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения);

продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости);

возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ управлением по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа (далее – управление) было принято решение о разработке схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период до 2040 года (далее – схема теплоснабжения).

ДД.ММ.ГГГГ управлением с ООО «Спектр-С» заключен договор на выполнение работ по разработке проекта схемы теплоснабжения. Срок выполнения работ по данному договору до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был размещен проект схемы теплоснабжения. Вместе с проектом схемы теплоснабжения размещена информация о том, что сбор предложений и замечаний к проекту схемы теплоснабжения осуществляется по адресу , .

ДД.ММ.ГГГГ данная информация так же была опубликована в общественно - политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края «Степные Зори».

Администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года». Информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с указанием срока сбора замечаний и предложений до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения. По итогам публичных слушаний проект схемы теплоснабжения одобрен. Администрации рекомендовано утвердить схему теплоснабжения.

В установленный период для сбора замечаний и предложений, а так же при проведения публичных слушаний замечаний и предложений в отношении проекта схемы теплоснабжения не поступило.

В соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ протокол собрания участников публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения ДД.ММ.ГГГГ размещен на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года утверждена постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Так же информация о месте размещения схемы теплоснабжения опубликована ДД.ММ.ГГГГ в общественно - политической газете Ипатовского городского округа «Степные Зори».

Согласно пункта 36 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.

Во исполнение данных норм законодательства РФ ДД.ММ.ГГГГ управлением принято решение о начале разработки проекта актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено уведомление о начале разработке проекта актуализированной на 2022 г. схемы теплоснабжения.

При разработке проекта актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения управлением ДД.ММ.ГГГГг. размещен проект актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения на официальном сайте администрации и опубликованы в общественно - политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края «Степные Зори» сведения о размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения с объявлением об организации сбора замечаний и предложений к проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения со сроком их сбора до ДД.ММ.ГГГГ

Администрацией Ипатовского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года»

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по проекту актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения. По результатам проведенных публичных слушаний администрации рекомендовано утвердить актуализированную на 2022 год схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года.

Администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года».

Актуализированная на 2022 г. схема теплоснабжения размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», так же информация о размещении актуализированный на 2022 г. схемы теплоснабжения опубликована в общественно - политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края «Степные Зори».

Кроме того, постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГг. принято решение о проведении внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года, в целях включения МКД по в перечень домов с возможность перехода на индивидуальное теплоснабжение.

ДД.ММ.ГГГГг. на официальном сайте администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено уведомление о начале разработки проекта внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года с указанием на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированная схема теплоснабжения.

Сбор замечаний и предложений к проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года до 2040 года осуществлялся по адресу: , 1 этаж, кабинет , в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Также сведения о размещении проекта внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года до 2040 года опубликованы ДД.ММ.ГГГГг. в газете «Степные зори».

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по проекту внеплановой актуализации на 2022 г схемы теплоснабжения. По результатам публичных слушаний принято решение о возвращении на доработку проекта внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения (постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГг. ).

Доработанный проект внеплановой актуализации на 2022 г схемы теплоснабжения размещен на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием срока сбора замечаний и предложений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по проекту внеплановой актуализации на 2022 г схемы теплоснабжения (постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ управлением принято решение о начале разработки проекта актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения (постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам публичных слушаний внеплановая актуализация на 2022 год схема теплоснабжения направлена на доработку.

Сбор замечаний и предложений к проекту доработанной внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года до 2040 года осуществлялся по адресу: , 1 этаж, кабинет , в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по доработанному проекту внеплановой актуализации на 2022 год схемы теплоснабжения. По результатам публичных слушаний принято решение разработать проект актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено уведомление о начале разработке проекта актуализированной на 2023 г. схемы теплоснабжения.

Материалами дела также подтверждено, что при разработке проекта актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения управлением ДД.ММ.ГГГГ размещен проект актуализированной на 2023 год схемы теплоснабжения на официальном сайте администрации и информация о том что, проводится работа по актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения опубликована в общественно - политической газете Ипатовского городского округа Ставропольского края «Степные Зори» с объявлением об организации сбора замечаний и предложений к проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения со сроком их сбора до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года». Так же информация о проведении публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по проекту актуализации на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года. По результатам проведенных публичных слушаний администрации рекомендовано утвердить актуализированную на 2023 год схему теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года.

Администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной на 2023 год схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года».

С учетом изложенного у административных истцов было право на подачу замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, проекту актуализированной схемы теплоснабжения на 2022 год, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а так же проекту актуализированной схемы теплоснабжения на 2023 год, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Действующее законодательство РФ не содержит обязанностей органов местного самоуправления по актуализации схемы теплоснабжения в части включения в перечень многоквартирных домов, сведений о домах, предусматривающих переход помещений на индивидуальные источники теплоснабжения, в одностороннем порядке, по своей инициативе. На законодательном уровне утвержден Порядок разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, положения которого подлежат неукоснительному соблюдению органами местного самоуправления.

Учитывая положения ч.1 ст.219 КАС РФ и характер заявленного требования в части признания незаконным бездействия администрации и управления в части непринятия в 2020, 2021, 2022 году должных мер по актуализации схемы теплоснабжения, административное исковое заявление в данной части должно было быть предъявлено административными истцами в течение трехмесячного срока со дня когда им стало известно о нарушении их прав.

С учетом указанного, требование административных истцов о признании бездействия ответчиков в части непринятия мер в 2020, 2021, 2022 годах по актуализации схемы теплоснабжения опровергаются представленными материалами, являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

В силу ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Переустройство жилого помещения должно производиться в соответствии с нормами главы 4 ЖК РФ, положениями Градостроительного кодекса РФ и соблюдением иных норм права.

При этом ст.8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома.

Часть 4 ст. 17 ЖК РФ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Как указано в п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила 491) в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В соответствии с п. 6 Правил 491 в состав общего имущества также включается система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В связи с этим, отключение всех квартир в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией/переустройством каждого помещения многоквартирного дома, которое непосредственно связано с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т. п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Данное согласие должно быть получено в установленной пунктом 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ форме — на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД о реконструкции многоквартирного дома.

Согласно ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.

Часть 3 ст.36, как и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ направлены на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме и недопущение, в частности, произвольного уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме.

Приведенные выше правовые нормы Жилищного кодекса РФ свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление любой реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.

Минстрой России в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ N 29077-АТ/04 указал, что переход на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирном доме возможен только при соблюдении всех требований, установленных законодательством и, что, отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом и в этом случае соответствующее решение должны принять собственники помещений, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами, внести изменения в техническую (проектную) документацию на многоквартирный дом.

Принятие решения о переходе на индивидуальные источники отопления без согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме является нарушением их прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Также административными истцами заявлено требование об актуализации схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края в течение одного календарного месяца.

При этом, суд учитывает, что постановлением администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края» схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 до 2040 года признана утратившей силу. В том числе, ранее оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ определены мероприятия по разработке схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края.

При таких обстоятельствах требование истцов об актуализации фактически не существующей схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края в течение одного календарного месяца, также удовлетворению не подлежит.

С учетом указанного, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Жуковой Л.В., Неркараряна Д.С., Тертышник Е.А., Курдусовой М.И., Юнда А.А., Газюра Л.А., Иштрякова Р.Ш., Алексюк В.А., Шматько В.А., Шелудько И.И., Попрядуха М.Ю., Лотковой Е.А., Тимошиной В.И., Сешко С.Г., Филькина В.Д., Нестеренко М.Г., Матенковой Н.Н., Чопова А.С., Литвинова И.В., Павлюк Д.В. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца после изготовления его в окончательном виде. Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья – подпись

Верно: судья -