50RS0№-81
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.о. Люберцы ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Федуновой Ю.С., при секретаре судебного заседания к, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-964/2020 по административному исковому заявлению к, к к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании действий незаконными,
установил:
Административные истцы обратились в суд с вышеизложенными требованиями, указывая в их обоснование, что 25.10.2019г. истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>
07.11.2019г. Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии принято решение о приостановлении государственного учета и государственной регистрации права в отношении указанного объекта недвижимости.
В решении указано, что уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства от 12.09.2019г. и уведомление о соответствии параметров о планируемом строительстве от 19.10.2018г., подписаны ненадлежащим лицом. Указано, что земельный участок находится в долевой собственности истцов, в связи с чем, дом возможно зарегистрировать только в долевую собственность.
Истцы считают решение ответчика не законным и необоснованным, поскольку спорные уведомления получены истцами через региональный портал государственных услуг Московской области, данные документы подписаны электронной подписью. Поскольку электронные подписи не проходили форматный контроль в программе по причине превышения объема, данные уведомления распечатаны и заверены администрацией городского округа Люберцы и приложены к техническому плану, подготовленному кадастровым инженером к, заверены электронной подписью кадастрового инженера. Также приложен запрос в рамках межведомственного взаимодействия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Администрацию муниципального образования г.о. Люберцы Московской области и приложен ответ о соответствии уведомления на бумажном носителе электронной версии.
Кроме того, имеется соглашение, заключенное между к и к об определении долей в праве собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства, заверенное нотариусом к, в соответствии с которым определяется право собственности на дом за истцом к
На основании вышеизложенного, истцы просят суд признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 07.11.2019г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права по заявлению к№ в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Административные истцы к, к в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 25.10.2019г. истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения заявлений и приложенных документов ДД.ММ.ГГг. административным ответчиком принято решение\уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в связи с выявлением по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов выявлено следующее:
- уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства от 12.09.2019г. № и уведомление о соответствии параметров о планируемом строительстве от 19.10.2018г. №, подписаны ненадлежащим лицом;
- по сведениям ЕГРН земельный участок находится в общей долевой собственности истцов, в связи с чем, жилой дом возможно зарегистрировать только в долевую собственность.
Пунктом 21 Требований к техническому плану, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», в случае если законодательством РФ допускается подготовка документа, подлежащего включению в состав Приложения, в форме электронного документа, такой документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа. Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Однако, уведомления получены истцами через региональный портал государственных услуг Московской области, данные документы подписаны электронной подписью. Поскольку электронные подписи не проходили форматный контроль в программе по причине превышения объема, данные уведомления распечатаны и заверены администрацией городского округа Люберцы и приложены к техническому плану, подготовленному кадастровым инженером к, заверены электронной подписью кадастрового инженера. Также приложен запрос в рамках межведомственного взаимодействия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в Администрацию муниципального образования г.о. Люберцы Московской области и приложен ответ о соответствии уведомления на бумажном носителе электронной версии.
Кроме того, истцами к заявлению было приложено соглашение об определении долей в праве собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства от 19.10.2019г., заключенного между истцами к и к, согласно которому сторонами установлен порядок определения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование построенного объекта индивидуального строительства.
Пунктом 5.1. соглашения, доля к, в праве собственности на жилой дом составляет 100%.
Пунктом 5.2. соглашения, доля к в праве собственности на жилой дом составляет 0% (отсутствует).
Согласно ст. 2 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ст. 27 Закона о государственной регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч.11 ст. 41 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что жилой дом, расположенный на земельном участке, зарегистрированном в установленном законом порядке, построен в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом на основании всех необходимых согласований, истцами представлен полный комплект документов для регистрации объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, на кадастровом учете не состоит.
В части 4 статьи 14 Закона о регистрации перечислены случаи, когда возможно провести государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, а именно:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;
2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);
4) переходом права на объект недвижимости;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;
7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Поскольку обращение административного истца с заявлением о государственной регистрации права собственности не подпадает ни под одно из оснований, указанных в части 4 статьи 14 Закона о регистрации, соответственно государственный кадастровый учет должен проводиться одновременно с государственной регистрацией прав (часть 3 статьи 14 Закона о регистрации).
Такое заявление административным истцом было подано, документы были представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-177 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое требование к, к к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании действий незаконными – удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГг. за № и № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости по адресу: <адрес>, г.о. Люберцы, <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить действия по постановке квартиры на государственный кадастровый учет, осуществить государственный кадастровый учет объекта и осуществить государственную регистрацию права собственности к на объект недвижимости по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.
Судья Ю.С. Федунова