ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-896/2021 от 03.06.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

№2а-896/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года город Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Тирановой Л.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Калининского района Тверской области Кириной Д.С.,

при помощнике судьи Пушняковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов

установил:

Прокурор Калининского района Тверской области обратился в Калининский районный суд Тверской области с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в котором с учетом уточнения требований просит: признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газопровода низкого давления к жилым домам. Возложить на Администрацию муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 77,15 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 208,50 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому № жилому дому <адрес>, протяжённостью 105,25 погонных метров.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой района проверки по информации директора филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» в г. Твери установлено, что на территории Эммаусского сельского поселения имеются бесхозяйные объекты газоснабжения - газопровод низкого давления к жилым домам: , протяженностью 77,15 п.м.; , протяженностью 208,50 п.м., -а, протяжённостью 105,25 погонных метров, собственник которых не известен, надлежащее обслуживание не осуществляется. Изложенное требует незамедлительных мер по принятию бесхозяйных сетей газоснабжения, как объектов недвижимого имущества, на баланс для обеспечения безопасности эксплуатации и технического обслуживания.

Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, муниципальное образование обязано принять меры, направленные на обеспечение его надлежащей эксплуатации и совершить действия по подаче соответствующего заявления в регистрирующий орган в силу возложенных на него законом полномочий.

В добровольном порядке обязанности, вытекающие из закона, администрацией муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» не исполняются. 07.08.2020 прокуратурой района в адрес Главы Администрации внесено представление об устранении нарушений закона. Однако нарушения закона, указанные в представлении не устранены, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящими требованиями. Бездействие администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, может привести к ненадлежащему обеспечению потребителей коммунальным услугами, возникновению аварийных ситуаций, вызванной ненадлежащей эксплуатацией сетей газопровода низкого давления.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Газпром газораспределение Тверь».

В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Тверской области Кирина Д.С. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Административный ответчик Администрация муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, извещенная надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание представителя не направила, каких-либо ходатайств (заявлений) не поступило.

Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», АО «Газпром газораспределение Тверь» в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в отсутствии представителей, АО «Газпром газораспределение Тверь» указало, что поддерживает требования прокурора.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор вправе в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 218 Кодекса, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 29 часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Для строительства линейных объектов необходимо получение разрешение на строительство (ст. 51 ГК РФ), а после его завершения — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГК РФ). Следовательно, линейные объекты являются недвижимым имуществом (с точки зрения гражданского законодательства) и право собственности на них должно подтверждаться соответствующим свидетельством.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года.

Согласно п.5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Как указано в п. 6 обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Как установлено судом, право собственности на газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 77,15 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 208,50 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому ,25 погонных метров <адрес> не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно представленным в дело сведениям указанный газопровод низкого давления к жилым домам не значится в реестре федеральной, собственности субъекта (Тверской области), а также муниципальной собственности района, поселения, регистрация охранных зон указанного газопровода отсутствует. Спорные объекты являются объектами недвижимости, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, не имеют собственника, то есть бесхозяйные, данных об обратном не установлено.

Организация надлежащего газоснабжения имеет своей целью, в том числе предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечения качественного и бесперебойного газоснабжения потребителей относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Бездействие администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, может привести к ненадлежащему обеспечению потребителей коммунальным услугами, возникновению аварийных ситуаций, вызванной ненадлежащей эксплуатацией сетей газопровода низкого давления.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства Российской Федерации, материалы дела не содержат.

В данном случае требования прокурора основаны на неисполнении обязанности, возложенной на административного ответчика законом. Учитывая изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Поскольку установленное судом бездействие Администрации МО «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, оно должно быть устранено путём возложения на ответчика обязанности обратиться в регистрирующий орган (Управление Росреестра по Тверской области) с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 77,15 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяженностью 208,50 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяжённостью 105,25 погонных метров.

Суд полагает, что период времени в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является необходимым и достаточным для совершения указанных действий.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

С учетом изложенного госпошлину по делу следует взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Калининский район».

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калининского района Тверской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ИНН , выразившееся в неисполнении возложенной на нее обязанности по принятию мер к постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газопровода низкого давления к жилым домам.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области, ИНН , обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в регистрирующий орган (Управление Росреестра по Тверской области) с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяжённостью 77,15 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяжённостью 208,50 погонных метров; газопровод низкого давления к жилому дому <адрес>, протяжённостью 105,25 погонных метров <адрес>.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области в доход бюджета муниципального образования «Калининский район» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 коп.

Обязать Администрацию муниципального образования «Эммаусское сельское поселение» Калининского района Тверской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Калининского района Тверской области, в течение одного месяца со дня истечения установленного судом срока для исполнения возложенных обязанностей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.В. Тиранова

Решение в окончательной форме с учетом нерабочих дней изготовлено 17 июня 2021 года.

Судья Л.В. Тиранова

№2а-896/2021