ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-896/2022 от 29.09.2022 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-896/2022

УИД 35RS0019-01-2022-001434-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сокол Вологодской области 29 сентября 2022 года

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Б.,

с участием представителя административных ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области Соколовой Н.Е.,

при секретаре Мотовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградовой О.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области о признании незаконными решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; решения по жалобе, которым оставлено без изменения решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Виноградова О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области (далее КУМИ) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель, возложении обязанности устранить нарушения, мотивируя требования тем, что летом 2021 года в <данные изъяты> от несанкционированных построек освободился участок земли с кадастровым номером , смежный с её земельным участком, в связи с чем у неё появилась возможность исправить излом изгороди перед фасадом дома, который вынужденно образовался из-за нахождения незаконных построек на соседнем участке с кадастровым номером .

При обращении в отдел по землепользованию и земельным отношениям КУМИ 23 августа 2021 года и 26 августа 2021 года, ей пояснили, что обременений у участка и причин, препятствующих его делению, не имеется.

На её заявление о перераспределении участка земли площадью 335 кв.м КУМИ отказало в приёме документов со ссылкой на необходимость приложения плана-схемы участка от землеустроителя. 28 августа 2021 года она заключила договор на выполнение кадастровых работ, по которому она произвела оплату в размере 6 000 рублей. 02 сентября 2021 года она предоставила в КУМИ полный пакет документов, замечания к документам отсутствовали. Вместе с тем, 30 сентября 2021 года она получила ответ о том, что участок не может быть перераспределён, поскольку находится в зоне подтопления и принято решение об изменении целевого назначения участка.

Однако, данный участок на кадастровых картах Росреестра в зоне подтопления не значится, следовательно, единственная причина отказа в удовлетворении её обращения безосновательна и неправомерна, поскольку по состоянию как на 30 сентября 2021 года, так и на 03 марта 2022 года зона подтопления р. Большлй Пучкас не установлена, предложения по установлению местоположений береговых линий (границы водного объекта), границ водоохранных зон р. Большой Пучкас от администрации района в Департамент природных ресурсов не поступали.

Кроме того, установление зоны подтопления не является законным основанием для отказа в перераспределении земельных участков, ограничения деятельности в которых закреплены в пункте 3 статьи 67.1 ВК РФ, при этом ограничений на выделение, перераспределение земельных участков, находящихся в зоне затопления, подтопления, водоохранной зоне, прибрежной, береговой полосе водного объекта не установлено (статьи 11.5, 11.7 ЗК РФ), следовательно, отказ в перераспределении земельного участка со ссылкой на расположение участка в зоне подтопления является незаконным.

Согласно ПЗЗ испрашиваемый земельный участок входит в зону населенных пунктов, для которой установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования, к числу которых отнесено разрешенное использование «приусадебный участок личного подсобного хозяйства». Аналогичный вид разрешенного использования имеет земельный участок Виноградовой О.И., а также имел испрашиваемый земельный участок до смены его на основании решения ответчика от 25 ноября 2021 года. Работы по установлению местоположения береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Большой Пучкас Департаментом не выполнялись, зоны затопления, подтопления на территории <данные изъяты> не установлены. Кроме того, отказ в утверждении схемы образования земельного участка и ответ на него содержит однозначного вывода о причинах отказа.

На основании её заявления Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка, которая показала, что решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером принято КУМИ только 25 ноября 2021 года, то есть после отказа в удовлетворении её заявления от 02 сентября 2021 года. Несмотря на внесение представления заместителем межрайонного прокурора от 21 декабря 2021 года должностным лицом, принявшим незаконное решение, решение № 28-234 от 30 сентября 2021 года не отменено, восстановление её прав не осуществлено. Жалоба на решение комитета № 28-234 от 30 сентября 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами , направлялась ею 08 февраля 2022 года руководителю администрации Сокольского муниципального района Рябинину С.А., ответом № 04-38 от 03 марта 2022 года её требования оставлены без удовлетворения.

Просит признать незаконным решение КУМИ № 28-234 от 30 сентября 2021 года об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами , ; возложить на КУМИ обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца путём удовлетворения заявления от 02 сентября 2021 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ей на праве собственности, и части земельного участка с кадастровым номером в размере 335 кв.м, находящегося в государственной собственности.

В дальнейшем административный истец Виноградова О.И. исковые требования увеличила, в окончательном варианте просила признать незаконными: решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области № 28-234 от 30 сентября 2021 года об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; решение администрации Сокольского муниципального района Вологодской области № 04-38 от 03 марта 2022 года по жалобе Виноградовой О.И., которым оставлено без изменения решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; возложить на административных ответчиков обязанность утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1699 кв.м, принадлежащего Виноградовой О.И. на праве собственности, и части земельного участка, площадью 335 кв.м, с кадастровым номером , находящихся в государственной собственности, местоположением: <адрес>, на основании указанной схемы. В случае пропуска процессуального срока на подачу иска, просила данный срок восстановить, признав причины пропуска уважительными, поскольку решение КУМИ было обжаловано в администрацию СМР и в прокуратуру.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 23 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 29 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Сокольского муниципального района Вологодской области (далее администрация СМР), в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области (далее администрация сельского поселения Пригородное).

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 08 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 29 августа 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района с исключением из числа заинтересованных лиц.

В письменном отзыве административный ответчик КУМИ просил в удовлетворении исковых требований Виноградовой О.И. отказать в полном объёме, указав в обоснование, что земельный участок с кадастровым номером , месторасположение <адрес>, принадлежит Виноградовой О.И. на праве собственности, на указанном земельном участке расположен жилой дом. Земельный участок с кадастровым номером является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером и расположен вдоль реки Большой Пучкас в водоохранной зоне. При перераспределении указанных земельных участков путём их присоединения, на вновь образованном земельном участке имелся бы жилой дом, следовательно, присваиваемым такому участку видом разрешённого использования может быть только «ведение личного подсобного хозяйства» (далее ЛПХ). Однако, поскольку земельный участок расположен в береговой охранной зоне, то такой участок не может использоваться для ЛПХ, так как это не предусмотрено законодательством. Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами, о чем Виноградовой О.И. сообщено в письме за номером № 28-234, следовательно, решение от 30 сентября 2021 года является законным и обоснованным. Кроме того, полагает, что истцом на момент обращения с данным иском пропущены процессуальные сроки.

Административный истец Виноградова О.И., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании Виноградова О.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что ранее спорный земельный участок с кадастровым номером находился во владении Самсонова А.В., на котором располагались незаконно гаражи, в связи с чем она не имела возможности сформировать правильно принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером , в дальнейшем данные гаражи были демонтированы, подтопления от р. Б. Пучкас не имелось. Решением КУМИ ей отказано в утверждении схемы перераспределения земельного участка, поскольку данный участок находится в зоне подтопления, однако, такие сведения в ЕГРН отсутствуют, вид разрешенного использования земельного участка изменен только в ноябре 2021 года, тогда как ей был вынесен отказ в перераспределении земель 30 сентября 2021 года, при этом в 2021 году вид разрешенного использования участка с кадастровым номером в ЕГРН указан как ЛПХ. Просила иск удовлетворить в полном объеме, поскольку нарушены ее права.

Представитель административного истца Виноградовой О.И. по доверенности Хайдукова В.В. после перерыва в судебный процесс не явилась, до перерыва в судебном заседании увеличенные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что решение КУМИ от 30 сентября 2021 года, которым отказано истцу в перераспределении земельных участков, и решение администрации СМР от 03 марта 2022 года по жалобе Виноградовой О.И., которым решение КУМИ оставлено без изменения, являются незаконными и необоснованными, поскольку отказ мотивирован тем, что участок земли находится в зоне подтопления, тогда как данный факт не подтвержден согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, и по информации Департамента природных ресурсов, зона подтопления не установлена, вид разрешенного использования участка на момент вынесения решения об отказе указан как ЛПХ, изменен только в ноябре 2021 года. Поскольку данными решениями нарушены права истца, решение противоречит требованиям законодательства, просила иск удовлетворить, а также в случае пропуска срока на обжалование указанных решений, просила его восстановить.

Представитель административных ответчиков КУМИ и администрации СМР по доверенности Соколова Н.Е. с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что после заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям в районе в Департамент природных ресурсов направлены сведения о подтопляемых участках, поскольку в 2020 году в связи с техногенной ситуацией на Волго-Балтийском канале произошло подтопление на нескольких участках, в связи с чем водоохранные зоны были расширены, выделены отдельные зоны подтопления, которые находятся в зоне риска, данное решение принималось КУМИ не единолично. Указанный земельный участком не является ранее учтенным, он был вновь образован при распределении в 2021 году. В 2020 году даны рекомендации не выделять и не формировать земельные участки в зоне подтопления в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций. Основаниями для отказа истцу в перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 35:26:0105004:57 и явилось то, что участок с кадастровым номером находится в зоне подтопления со ссылкой на подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, а также принято решение об изменении вида разрешенного использования. Работа по данному участку велась, в ноябре 2021 года вид разрешенного использования данного земельного участка изменен, участок передан по договору безвозмездного пользования администрации сельского поселения Пригородное для организации зоны отдыха, строительства детской площадки и высадки растений для укрепления берега. Строительство зданий на участке, находящемся в водоохранной зоне, запрещено, в связи с чем данный участок не подлежит передаче под ЛПХ. Ранее вид разрешенного использования данного участка не соответствовал ПЗЗ, в связи с чем он приведен в соответствие с ПЗЗ. В настоящее время в Департамент природных ресурсов внесены предложения о зонах подтопления. Обращение Виноградовой О.И. на решение КУМИ администрацией района рассмотрено как жалоба, поскольку истцом обжаловался отказ КУМИ в перераспределении земель, оснований для удовлетворения жалобы не имелось в связи с тем, что решение КУМИ является законным. Просила в удовлетворении иска Виноградовой О.И. отказать, а также отказать в восстановлении срока обжалования решений.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Пригородное в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве решение вопроса по иску Виноградовой О.И. оставил на усмотрение суда.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пунктами 1,3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Статьей 11.5 ЗК РФ определено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ определены случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ).

Согласно пункту 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания - на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания, если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса

Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам:

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ регламентировано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу пункта 10 статьи 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Таким образом, исходя из указанных норм земельного законодательства, при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Статьёй 7 Закона № 59-ФЗ предусмотрено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (статья 9 Закона № 59-ФЗ).

В силу статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области подтверждено, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 1699 кв.м, категорией земель – «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенном по адресу: <адрес>. По земельному участку в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном 05 марта 2009 года праве собственности Виноградовой О.И., земельный участок имеет статус «актуальные», сведения о нем внесены в кадастр недвижимости 05 декабря 2008 года.

Таким образом, Виноградова О.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1699 кв.м, категорией земель – «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, 02 сентября 2021 года Виноградова О.И. обратилась в КУМИ с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1699 кв.м, принадлежащего ей на праве собственности, и части земельного участка с кадастровым номером , находящегося в государственной собственности, местоположением: <адрес>, с разрешённым использованием: «для ведения личного подсобного хозяйства». К заявлению приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане площадью 2034 кв.м, подготовленная кадастровым инженером.

По сведениям администрации сельского поселения Пригородное, земельный участок с кадастровым номером , площадью 735 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, частично попадает в зону подтопления разлива реки Пучкас, в 2019 году полностью затоплен, объектов недвижимости на данном участке не имеется.

По информации Управления архитектуры и градостроительства администрации СМР, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Сухона в пределах Сокольского района (исток – д. Селище) Вологодской области, указанные зоны отражены на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения. Проект межевания для данной территории не разрабатывался, участок с кадастровым номером к зонам с особыми условиями территорий не относится.

Решением КУМИ от 30 сентября 2021 года № 28-234 Виноградовой О.И. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 1699 кв.м, принадлежащего Виноградовой О.И., и части земельного участка с кадастровым номером , площадью 335 кв.м, находящегося в государственной собственности, местоположением: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Из заявления следует, что соглашение о перераспределении земельных участков не может быть заключено на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ, поскольку земельный участок с кадастровым номером частично находится в зоне подтопления реки Большой Пучкас. Часть земель этого участка, которую предполагается перераспределить, также попадает в зону подтопления. Образование земельного участка и дальнейшее его использование для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта может представлять опасность для жизни и здоровья граждан в период паводка. В настоящее время уполномоченным органом принято решение об изменении целевого назначения земельного участка с кадастровым номером на «озеленение и благоустройство территории». В целях предотвращения негативного воздействия вод на указанном земельном участке запланированы мероприятия по организации зеленых насаждений в зоне подтопления, и обустройство площадки для отдыха граждан на часть земельного участка, не попадающей в зону подтопления.

09 февраля 2022 года Виноградова О.И. обратилась в администрацию СМР с жалобой на вышеуказанное решение КУМИ, в которой просила принять меры по восстановлению ее прав и законных интересов в связи с нарушением КУМИ требований земельного законодательства по вопросу перераспределения земельных участков, полагая причину отказа КУМИ от 30 сентября 2021 года незаконной и необоснованной. Данное обращение зарегистрировано 09 февраля 2022 года за номером №04-38, что подтверждается регистрационно-контрольной карточкой.

Решением администрации СМР, изложенным в письме от 03 марта 2022 года № 04-38, Виноградовой О.И. отказано в удовлетворении жалобы, оставлено без изменения решение КУМИ от 30 сентября 2021 года № 28-234, из которого следует, что решение об отказе в перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами и принято с учётом информации отдела по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения администрации СМР, поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в зоне подтопления реки Большой Пучкас, и в 2020 году был полностью затоплен. Решением заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Вологодской области от 27 февраля 2019 года рекомендовано исключить предоставление и межевание земельных участков под строительство в границах зон ежегодного подтопления (затопления). Во исполнение протокола расширенной коллегии Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 18-19 февраля 2021 года, предложения по определению границ зон затопления, подтопления 28 мая 2021 года направлены в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Перераспределение земельного участка с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером привело бы к невозможности использования вновь образованного земельного участка в соответствии с разрешённым использованием.

Кроме того, с 2013 года при проведении общих сходов от жителей <данные изъяты> неоднократно устно и письменно главе сельского поселения Пригородное поступали предложения об организации на месте земельного участка с кадастровым номером зоны отдыха. Для реализации данных предложений органами местного самоуправления района проведена работа по прекращению в судебном порядке права собственности гражданина на земельный участок с кадастровым номером , освобождению его от незаконно установленных гаражей. Затем КУМИ было принято решение от 25 ноября 2021 года № 340 об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «обслуживание жилой застройки – озеленение и благоустройство территории». Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование администрации сельского поселения Пригородное. Со ссылкой на подпункты 2,9,11,12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ указано, что перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами и невозможно.

Решением КУМИ от 25 ноября 2021 года № 340 изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером из земель категории «земли населённых пунктов», адрес (местоположение): <адрес>, площадью 735 кв.м «для ведения личного подсобного хозяйства» на основной вид разрешённого использования «обслуживание жилой застройки», вспомогательный вид использования «озеленение и благоустройство территории».

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 735 кв.м, категорией земель – «земли населённых пунктов», видом разрешённого использования – «для объекта жилой застройки», расположенном по адресу: <адрес>. По данному земельному участку сведения о зарегистрированных правах и(или) ограничениях (обременениях) прав в ЕГРН отсутствуют. Данный земельный участок является ранее учтённым объектом недвижимости, сведения о данном земельном участке внесены в кадастр недвижимости 21 августа 2007 года.

29 декабря 2021 года на основании заявления и решения КУМИ от 25 ноября 2021 года № 340 «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером , справки администрации сельского поселения Пригородное от 02 декабря 2021 года № 218 в ЕГРН 19 января 2022 года внесены сведения об изменении вида разрешённого использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «объекты жилой застройки», что подтверждается также уведомлением Управления Росреестра от 20 января 2022 года.

Кроме того, из Выписки из ЕГРН следует, что ранее собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 735 кв.м, категорией земель – «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», с 09 января 2008 года являлся Самсонов А.В., право собственности которого прекращено 23 января 2018 года на основании решения Сокольского районного суда Вологодской области от 16 ноября 2017 года, вступившего в законную силу.

По договору безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности на территории Сокольского муниципального района, от 21 января 2022 года № 160 КУМИ предоставил администрации сельского поселения Пригородное в безвозмездное пользование земельный участок из земель населённых пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 735 кв.м, находящийся в государственной собственности, в границах, сведения о которых содержатся в ЕГРН, участок предоставлен с разрешенным использованием «обслуживание жилой застройки, озеленение и благоустройство территории», ограничений и обременений не установлено. Срок действия договора установлен до 20 декабря 2022 года.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

Как следует из Правил землепользования и застройки сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 30 июня 2017 года № 152, земельные участки: с кадастровыми номерами , площадью 735 кв.м, местоположением: <адрес>, и , площадью 1699 кв.м, местоположением: <адрес>, относились к земельным участкам с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) - 2.2. В соответствии со статьей 34 «Градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» установлены следующие: минимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства составляет 400 кв.м, максимальный размер - 5000 кв.м.

Таким образом, согласно указанным правилам землепользования и застройки сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района земельные участки с кадастровыми номерами , входят в зону ЗН (Зона населенных пунктов), для которой установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», следовательно, земельный участок с кадастровым номером , площадью 735 кв.м, местоположением: <адрес>, как и земельный участок с кадастровым номером , относились к земельным участкам с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) - 2.2, что подтверждается также выписками из ЕГРН, кадастровым и землеустроительным делом указанных объектов недвижимости.

Постановлением Правительства Вологодской области от 05 мая 2022 года № 574 утверждены новые Правила землепользования и застройки сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области, согласно которым земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне «ЗН» - зона населенного пункта с установленным видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» – 2.2, вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером , находящийся в территориальной зоне «ЗН» - зоне населенного пункта, имеет вид разрешенного использования «благоустройство территории» - 12.0.2.

По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», через земельный участок с кадастровым номером проходят: зона с особыми условиями использования территории, тип зоны (территории) – «Прибрежная защитная полоса», вид (наименование) объекта по документу – «Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Сухона в пределах Сокольского района (исток – д. Селище) Вологодской области», сведения о данной зоне внесены в кадастр недвижимости 01 сентября 2015 года; зона с особыми условиями использования территории, тип зоны (территории) – «Водоохранная зона», вид (наименование) объекта по документу – «Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Сухона в пределах Сокольского района (исток – д. Селище) Вологодской области», сведения о данной зоне внесены в кадастр недвижимости 01 сентября 2015 года. Вместе с тем, сведения о внесении информации о границах зон затопления и подтопления данного земельного участка в ЕГРН отсутствуют.

По информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, согласно данным публичной кадастровой карты, земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: <адрес>, находятся в границах водоохранной зоны (реестровый номер 35:26-6.135) и прибрежной защитной полосы (реестровый номер 35:26-6.102) р. Сухоны, ширина которых составляет 200 м.

Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктами 15 -17 статьи 65 ВК РФ установлены ограничения хозяйственной и иной деятельности в прибрежной полосе и водоохранной зоне водных объектов.

В силу статьи 15 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение кладбищ, скотомогильников и т.д.; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов; хранение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения (статья 16 ВК РФ).

В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (статья 16.1 ВК РФ).

В силу статьи 17 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

На основании пункта 6 статьи 6 ВК РФ береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования, береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет двадцать метров.

Протяженность р. Большой Пучкас составляет 26 км, р. Сухона – 558 км, в связи с чем ширина ширина береговой полосы р. Большой Пучкас и р. Сухона составляет 20 м.

В пределах береговой полосы запрещается приватизация земельных участков (часть 8 статьи 27 ЗК РФ). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосы (часть 4 статьи 39.8 ЗК РФ).

Работы по установлению местоположения береговых линий (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Большой Пучкас в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», от 29 апреля 2016 года № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» Департаментом природных ресурсов Вологодской области не выполнялись.

Предложений по установлению местоположения береговых линий (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Большой Пучкас, по подготовке предложений по установлению границ зон затопления, подтопления в д. Капустино от администрации Сокольского муниципального района в Департамент не поступало.

Зоны затопления, подтопления устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360 «О зонах затопления, подтопления».

Ограничения деятельности в границах зоны затопления, подтопления установлены пунктом 3 статьи 67.1 ВК РФ, согласно которым в границах зон затопления, подтопления запрещаются:

1) строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод;

2) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия;

3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

Администрацией Сокольского муниципального района Вологодской области письмом от 30 мая 2022 года № 2609 направлена в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области информация о необходимости установления зон затопления, подтопления в д. Капустино Сокольского муниципального района. Данная информация учтена Департаментом при подготовке проекта предложений на реализацию мероприятий на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов по государственной программе «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 07 октября 2019 года № 938.

По результатам заседания комиссии по разработке и реализации государственных программ Вологодской области от 06 сентября 2022 года принято решение о выделении средств областного бюджета в 2024 году на мероприятие «Подготовка предложений об установлении границ зон затопления, подтопления на территориях населённых пунктов Белозерского, Грязовецкого, Сокольского муниципального округа Вологодской области».

Таким образом, Департамент планирует в 2023 году заключить государственный контракт на выполнение работ по подготовке предложений по установлению границ зон затопления, подтопления, в том числе в д. Капустино Сокольского района, с завершением работ в 2024 году.

Предложения по установлению границ зон затопления, подтопления, согласованные с государственными органами исполнительной власти, будут направлены в Федеральное агентство водных ресурсов на утверждение (пункты 6,13 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года №360).

Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы) в течение 5 рабочих дней со дня издания акта об установлении зон затопления: вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; направляет (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются зоны затопления, подтопления; направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведения о зонах затопления, подтопления для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 17 Положения).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Положения).

Из ответа Федерального агентства водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует, что сведения о зонах затопления, подтопления, а также о береговой линии (границы водного объекта) реки Большой Пучкас в Государственном водном реестре отсутствуют.

Таким образом, до настоящего времени зоны затопления, подтопления на территории д. Капустино Сокольского муниципального района Вологодской области не установлены, в ЕГРН сведения о них не внесены.

Вместе с тем, из информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области следует, что ограничений на выделение, перераспределение земельных участков, находящихся в зоне затопления, подтопления, водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, береговой полосе водного объекта не установлено (статьи 11.5, 11.7 ЗК РФ, статьи 65, 67.1 ВК РФ). Использование земельных участков с кадастровыми номерами , , возможно с учетом требований, установленных пунктами 15 – 17 статьи 65 ВК РФ.

Невнесение в государственный кадастр недвижимости границ зон затопления, подтопления не свидетельствует о том, что испрашиваемый истцом земельный участок не подпадает под установленные законом ограничения, однако надлежащего отображения указанных зон и границ в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий не имеется.

Так, исследуя представленную административными ответчиками градостроительную документацию (выкопировку из ситуационного плана сельского поселения Пригородное, <данные изъяты>, карту отображения водоохранных зон - схематичное расположение границы водоохранной зоны <данные изъяты>, выкопировку из публичной карты, выкопировку из генерального плана сельского поселения Пригородное, выкопировку топографического плана, выкопировку из Правил землепользования и застройки Пригородного с/с от 30 июня 2017 года №152, и от 05 мая 2022 года №574, выкопировку из карты градостроительного зонирования), суд приходит к выводу о том, что данные документы не содержит никаких сведений об установлении границ зоны затопления, подтопления реки Большой Пучкас в районе земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, судом установлено, что только после внесения в установленном порядке в государственном водном реестре сведений о зонах затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов будет направлено в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости описание местоположения границ, после чего информация в цифровом формате будет отражена на публичной кадастровой карте.

Как усматривается из решения КУМИ от 30 сентября 2021 года в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ, указано на разработку схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам со ссылкой на то, что земельный участок с кадастровым номером частично находится в зоне подтопления реки Большой Пучкас, часть которого предполагается перераспределить, а также подпадает в зону подтопления, кроме того, уполномоченным органом принято решение об изменении целевого назначения земельного участка с кадастровым номером на «озеленение и благоустройство территории».

Данные основания отказа в силу пункта 10 статьи 39.29 ЗК РФ должны быть исчерпывающими, поскольку иные основания отказа в оспариваемом решении не указаны.

Судом установлено, что данное решение КУМИ от 30 сентября 2021 года не мотивировано, не указано какие нормы требований законодательства нарушены, как того требует пункт 6 статьи 11.9 КоАП РФ, следовательно, доказательств о том, что Виноградовой О.И. при разработке схемы расположения земельного участка нарушен пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ, решение не содержит, поскольку документы территориального планирования и градостроительного зонирования и документация по планировке территорий сведений о наличии зон затопления, подтопления не содержат, в государственном водном реестре сведений о зонах затопления, подтопления отсутствуют, в ЕГРН указанная информация также не внесена, на публичной кадастровой карте - не отражена, административными ответчиками таких доказательств суду не представлено, таким образом, решение КУМИ от 30 сентября 2021 года № 28-234 об отказе в перераспределении земельных участков со ссылкой на расположение земельного участка с кадастровым номером в зоне подтопления, является незаконным и необоснованным.

Кроме того, в оспариваемом решении от 30 сентября 2021 года Комитет ссылается на принятие решения об изменении целевого назначения земельного участка с кадастровым номером на «озеленение и благоустройство территории», однако, на момент принятия 30 сентября 2021 года Комитетом такого решения, согласно сведениям ЕГРН, данный земельный участок содержал сведения о виде разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», при этом решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером принято КУМИ только 25 ноября 2021 года, указанные изменения внесены в ЕГРН 19 января 2022 года, то есть после вынесения решения от 30 сентября 2021 года, что также послужило причиной вынесения необоснованного решения.

Кроме того, по данному факту на основании обращения Виноградовой О.И. (№ 907ж-2021) прокуратурой проведена проверка, по результатам которой заместителем Сокольского межрайонного прокурора 21 декабря 2021 года в адрес руководителя администрации Сокольского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, из которого следует, что отказ в удовлетворении заявления Виноградовой О.И. о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами , является незаконным, противоречит требованиям законодательства, кроме того, решение Комитетом об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером принято только 25 ноября 2021 года, то есть после отказа в удовлетворении заявления Виноградовой О.И. от 02 сентября 2021 года.

Данное представление прокуратуры рассмотрено администрацией Сокольского муниципального района Вологодской области 21 января 2022 года с участием представителя прокуратуры, удовлетворено.

Заместителем Сокольского межрайонного прокурора от 21 декабря 2021 года и от 27 января 2022 года (№ 907ж-2021) на обращения Виноградовой О.И. от 22 ноября 2021 года и от 10 декабря 2021 года направлены мотивированные ответы.

Также суд учитывает, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков регламентирован подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ в связи с нарушением требований статьи 11.9 ЗК РФ, которая расширительному толкованию не подлежит.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что, поскольку КУМИ не были должным образом проверены и изучены все иные возможные основания отказа в перераспределении земельных участков, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ, соответственно, суд при выборе способа устранения нарушенного права не может возложить обязанность по устранению нарушений прав посредством образования земельного участка путем перераспределения.

Вместе с тем, в данном случае суд вправе самостоятельно определить надлежащий способ устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу, связанных с неполнотой, необоснованностью и немотивированностью вынесенного отказа при рассмотрении заявления Виноградовой О.И., что должно быть устранено путем повторного рассмотрения КУМИ заявления Виноградовой О.И. от 02 сентября 2021 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель с соблюдением требований статей 39.27, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что исковые требования Виноградовой О.И. о признании решения КУМИ от 30 сентября 2021 года незаконным подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о признании решения администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 03 марта 2022 года № 04-38 об отказе в удовлетворении жалобы Виноградовой О.И., которым оставлено без изменения решение КУМИ от 30 сентября 2021 года № 28-234, незаконным и необоснованным. Кроме того, в ответе администрации Сокольского муниципального района Вологодской области необоснованно сделана ссылка на иные основания для отказа в перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами , , предусмотренные пунктом 9 статьи 39.39 ЗК РФ, в противоречие вынесенному КУМИ решению, которое обжаловано Виноградовой О.И., что недопустимо действующим законодательством.

Таким образом, административные исковые требования Виноградовой О.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области подлежат удовлетворению частично. При этом в удовлетворении исковых требований Виноградовой О.И. к администрации сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района Вологодской области следует отказать.

Суд, рассматривая вопрос о пропуске административным истцом срока обращения в суд, о котором заявлено административными ответчиками, суд приходит к следующему.

Так, согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что с данным административным исковым заявлением Виноградова О.И. обратилась в суд 20 мая 2022 года, определением Сокольского районного суда Вологодской области от 25 мая 2022 года административный иск оставлен без движения, 23 июня 2022 года после устранения нарушений административный иск принят к производству суда, административный истец ходатайствовал о восстановлении срока, поскольку по данному факту в связи с нарушением своих прав Виноградова О.И. обращалась 17 ноября 2021 года с заявлением в прокуратуру Вологодской области, направившей для рассмотрения данное обращение в Сокольскую межрайонную прокуратуру, которой после проведения прокурорской проверки истцу направлены ответы 21 декабря 2021 года и 27 января 2022 года, кроме того, Виноградова О.И., получив ответ прокуратуры, обратилась 09 февраля 2022 года с жалобой на решение КУМИ от 30 сентября 2021 года в администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области в порядке подчиненности, решением которой от 03 марта 2022 года истцу отказано в удовлетворении жалобы, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на обжалование оспариваемых решений не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Виноградовой О.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области о признании незаконными решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; решения по жалобе, которым оставлено без изменения решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель; возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 30 сентября 2021 года № 28-234 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель по заявлению Виноградовой О.И..

Признать незаконным решение администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 03 марта 2022 года № 04-38 по жалобе Виноградовой О.И., которым оставлено без изменения решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района от 30 сентября 2021 года № 28-234.

Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района обязанность устранить нарушение прав Виноградовой О.И. путём повторного рассмотрения заявления Виноградовой О.И. от 02 сентября 2021 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель с соблюдением требований земельного законодательства.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Виноградовой О.И. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Виноградовой О.И. к администрации сельского поселения Пригородное Сокольского муниципального района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Б. Попова

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2022 года.