ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-897/2021 от 23.06.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-897/2021

67RS0007-01-2021-001086-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сафоновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего федерального судьи Мельничук Е.В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием старшего помощника Сафоновского межрайонного прокурора Никоновой А.В., представителя административного ответчика - Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по доверенностям ФИО1, представителей заинтересованных лиц: МУП «Водоканал» по доверенности ФИО2, администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО3, Главного управления МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафоновской межрайонной прокуратуры <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях о понуждении к совершению действий,

установил:

И.о. Сафоновского межрайонного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая, что Сафоновской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Сафоновского и <адрес>ов ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка, расположенного на территории МУП «Водоканал» защитного сооружения. На территории муниципального унитарного предприятия «Водоканал» по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище, которое не готово к приему укрываемых, а именно: не проводятся ежегодные, специальные (внеочередные) осмотры и оценка технического состояния ЗС ГО сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от дд.мм.гггг№ ххх; не определен перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовыми планами планово-предупредительных ремонтов; в ЗС ГО не проводятся текущий и капитальные ремонты строительных конструкций и защитных устройств; при эксплуатации ЗС и ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность защитных свойств герметических дверей. В соответствии с паспортом убежища ЗС ГО класс защитного сооружения ОС-3, вместимость 50 человек, общая площадь 102 кв.м., год ввода в эксплуатацию – 1980. Согласно выписке из реестра федерального имущества объект зарегистрирован со статусом «защитное сооружение гражданской обороны». В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерно-техническое оборудование находится в неисправном состоянии. Межрегиональным Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях не принято мер по обеспечению сохранности имущества, находящегося в федеральной собственности, каких-либо договоров, соглашений не заключалось, доступ посторонних лиц не ограничен. Руководствуясь положениями Федерального закона от дд.мм.гггг №28-ФЗ «О гражданкой обороне» просит суд признать незаконным бездействие Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (убежище) с инвентарным номером 67-у-0175, расположенного на территории МУП «Водоканал» по адресу: <адрес>; обязать Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения: провести осмотр и оценку технического состояния ЗС ГО; определить перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовым планами планово-предупредительных ремонтов; в ЗС ГО провести текущий ремонт строительных конструкций и защитных устройств; обеспечить герметичность убежища.

В судебном заседании административный истец - старший помощник Сафоновского межрайонного прокурора Никонова А.В. требования поддержала.

Представитель административного ответчика - Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях - по доверенности ФИО1 считала иск не подлежащим удовлетворению; представлены письменные возражения на административный иск (л.д.43-47).

Представитель заинтересованного лица - МУП «Водоканал» - по доверенности ФИО2 считал административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Представитель Главного управления МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО4 считала административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению; представлен письменный отзыв на иск (л.д.57-59).

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО3 считала иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные документы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов в суд может обратиться также прокурор.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории муниципального унитарного предприятия «Водоканал» по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище, которое не готово к приему укрываемых, а именно: не проводятся ежегодные, специальные (внеочередные) осмотры и оценка технического состояния ЗС ГО сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от дд.мм.гггг№ ххх; не определен перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовыми планами планово-предупредительных ремонтов; в ЗС ГО не проводятся текущий и капитальные ремонты строительных конструкций и защитных устройств; при эксплуатации ЗС и ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность защитных свойств герметических дверей. В соответствии с паспортом убежища ЗС ГО класс защитного сооружения ОС-3, вместимость 50 человек, общая площадь 102 кв.м., год ввода в эксплуатацию – 1980. Согласно выписке из реестра федерального имущества объект зарегистрирован со статусом «защитное сооружение гражданской обороны». В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, состояние систем жизнеобеспечения не соответствует предъявляемым к ним требованиям, инженерно-техническое оборудование находится в неисправном состоянии.

Данные обстоятельства подтверждается объяснениями участвующих в деле лиц, копией паспорта убежища, информацией о перечне объектов гражданской обороны, расположенных на территории <адрес> и числящихся в реестре федерального имущества (л.д. 9,-11,13,14,17-19,20-21).

Выписка из реестра федерального имущества от дд.мм.гггг№ ххх содержит сведения о Защитном сооружении гражданской обороны (убежище), учет которого осуществляется в Межрегиональном Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях: реестровый номер – В 13420001875 от дд.мм.гггг; правообладатель – Российская Федерация; общая площадь – 300 кв.м, инвентарный номер – 67-у-0175 (л.д.22-23). Согласно сведениям Росреестра федерального имущества в реестре числится, в том числе, защитное сооружение гражданской обороны В 13420001875 по адресу: <адрес>; сведения о ЗС ГО, в отношении которых утрачено право федеральной собственности в результате приватизации, - отсутствуют (л.д.24-26).

Согласно статьям 1, 2 и 6 Федерального закона от дд.мм.гггг № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от дд.мм.гггг№ ххх «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны». К объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На основании приложения № ххх к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх-I осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии состатьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерациисобственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Пунктом 5 Приказа Росимущества от дд.мм.гггг№ ххх «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях согласно приложению к настоящему приказу.

В силу п.1,5.4, 5.5 упомянутого Положения Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - территориальный орган) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом; организовывает и проводит в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации; принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также нарушений, возникающих при осуществлении полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории <адрес> функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое, помимо прочего, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (пункты 1 и дд.мм.гггг утвержденного приказом Росимущества от дд.мм.гггг№ ххх Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях).

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории <адрес> федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Системный анализ приведенного выше законодательства, обстоятельства, установленные в судебном процессе опровергают доводы представителя административного ответчика о том, что Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях надлежащим ответчиком по делу не является.

Приказом МЧС России от дд.мм.гггг№ ххх утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, согласно п.2 которого содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Из материалов дела достоверно усматривается, не оспаривается сторонами, что общее состояние защитного сооружения по адресу: <адрес> неудовлетворительное, как следствие, - выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны не может быть реализовано.

Исходя из вышеизложенного, подтверждающего, что защитное сооружение гражданской обороны - убежище - кому-либо в установленном порядке в пользование не передано и что в отношении его не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения, суд, руководствуясь вышеизложенными нормами права приходит к выводу к законности и обоснованности требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

Признать незаконным бездействие Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по не принятию мер по обеспечению сохранности и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения (убежище) с инвентарным номером 67-у-0175, расположенного на территории МУП «Водоканал» по адресу: <адрес>.

Обязать Межрегиональное Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению сохранности, ограничению доступа посторонних лиц и надлежащему содержанию в соответствии с целевым назначением, предусмотренном законодательством о гражданской обороне защитного сооружения: провести осмотр и оценку технического состояния ЗС ГО; определить перечень, объемы работ, необходимое количество сил и средств, сроки выполнения работ в соответствии с годовым планами планово-предупредительных ремонтов; в ЗС ГО провести текущий ремонт строительных конструкций и защитных устройств; обеспечить герметичность убежища.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В.Мельничук

Решение в окончательной форме

составлено дд.мм.гггг.