ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-898/2021 от 09.08.2021 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-898/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2021 года г.Спасск-Дальний

Приморского края

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Миначёвой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Токаревой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пралич И.Н. об оспаривании решения управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером ,

У С Т А Н О В И Л :

Пралич И.Н. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м. Решением Управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка» утверждена схема расположения нового земельного участка площадью 1 200 кв.м., образованного путём перераспределения земельного участка, находящегося в её собственности с кадастровым номером и соседнего земельного участка входящего в состав квартала с кадастровым номером кадастровой карты. На основании указанного решения были проведены кадастровые работы и сформирован новый земельный участок площадью 1 200 кв.м. и поставлен на кадастровый учёт с кадастровым номером . Таким образом, произошло наложение вновь образованного земельного участка с кадастровым номером с принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером .

Поскольку земельный участок с кадастровым номером , образованный путём перераспределения, имеет такую же площадь, как и принадлежащий ей земельный участок (1 200 кв.м.), и она по закону не имеет право иметь в собственности земельный участок площадью более 12 соток, ей было отказано в составлении соглашения о перераспределении земельного участка, т.к. получится «нулевое перераспределение». А в силу ограничений закона, к её земельному участку нельзя перераспределить ещё часть земель соседнего участка, т.к. будет превышена норма земли, которая по закону может находиться в собственности гражданина в пределах городского округа.

При вынесении решения Управлением градостроительства администрации ГО Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ данные требования не учтены, в результате чего произошло наложение участков и она, как собственник земельного участка с кадастровым номером не может осуществлять право владения и пользования своим участком, т.к. вновь сформированный и поставленный на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером , наложился на принадлежащий ей земельный участок.

Самостоятельно снять с кадастрового учёта данный земельный участок она не может, т.к. не является его правообладателем. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> без обоснований отказывает администрации городского округа Спасск-Дальний в снятии земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учёта.

По изложенному, просит признать недействительным решение Управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка; обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером и снять указанный земельный участок с кадастрового учета.

Суд, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца, поскольку её явка в судебное заседание не признана судом обязательной.

Представитель административного истца – адвокат Петренко И.В., в представленном суду письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении заявленных Пралич И.Н. требований настаивает в полном объёме.

Административный ответчик в лице администрации городского округа Спасск-Дальний по доверенности Сапунов Е.В., в представленном суду письменном заявлении с заявленными требованиями Пралич И.Н. согласился в полном объёме просил рассмотреть дело без его участия.

Административный соответчик – Спасский межмуниципальный отдел управления Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не проинформировал, письменный отзыв суду не представил, об отложении слушания не ходатайствовал, в связи с чем, суд, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, рассмотрел дело в его отсутствие, поскольку явка в судебное заседание не признана судом обязательной.

Привлеченный к участию в деле в порядке ч.2 ст.221 КАС РФ в качестве административного соответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности Глазкова В.В., надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя. Полагает, что в рамках настоящего дела филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> является третьим лицом, как ответчик в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» не является лицом, которое должно отвечать по иску.

Так, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется территориальными органами Росреестра (государственными регистраторами) и не могут быть переданы подведомственному Росреестру учреждению – ФГБУ «ФКП Росреестра». Таким образом, не наделенный соответствующими правомочиями органа государственной регистрации, выходящими за рамки его функций, определенных приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Филиал не обладает процессуальной правоспособностью. На Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> не могут быть возложены полномочия по осуществлению учетно-регистрационных действий.

Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Судом, посредством исследования выписки из Единого государственного реестра недвижимости, установлено, что административный истец Пралич И.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ серии 25 АА 8, является собственником земельного участка, площадью 1 200 кв.м., по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера (номер кадастрового квартала ).

Решением Управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.11.10 Земельного кодекса РФ, ст.35 Правил землепользования и застройки городского округа Спасск-Дальний, заявления Пралич И.Н., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1 200 кв.м., с кадастровым номером , расположенного в границах участка относительно ориентира – жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в пределах территориальной зоны Ж-4 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» с видом разрешенного использования «индивидуальные жилые дома», из категории земель – земли населенных пунктов, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка входящего в состав квартала с кадастровым номером кадастровой карты.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 11.2, подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется, в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.

Сущность перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Случаи, которые допускают перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из объекта недвижимости с кадастровым номером образован объект недвижимости с кадастровым номером (номер кадастрового квартала ), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир – жилой дом; почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств, следует, что принимая решение о перераспределении земельного участка административный ответчик не проверил имеются ли основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в перераспределении земель.

При этом при рассмотрении заявления о перераспределении земельного участка административный ответчик обязан был проверить схему расположения земельного участка на кадастровом плане на соответствие требованиям земельного законодательства.

Однако указанные требования не были выполнены административным ответчиком. Принимая оспариваемое решение об утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на Правила землепользования и застройки городского округа Спасск-Дальний, утвержденные решением Думы городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ N 63 (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ-НПА), административный ответчик на момент принятия оспариваемого решения не проверил схему на соответствие иным требованиям, предъявляемым Земельным кодексом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком в лице администрации городского округа Спасск-Дальний не оспаривался факт наложения земельных участков с кадастровыми номерами при перераспределении земель, а так же согласие администрации с заявленными требованиями, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ затрагивает права административного истца, как собственника земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд,-

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Пралич И.Н. – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления градостроительства администрации городского округа Спасск-Дальний от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка».

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить из кадастрового учёта сведения о земельном участке с кадастровым номером (номер кадастрового квартала ), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; ориентир – жилой дом; почтовый адрес ориентира: <адрес>, и снять указанный земельный участок с кадастрового учёта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Спасский районный суд.

Судья Т.В.Миначёва