ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-899/18 от 18.10.2018 Охинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-899/18

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 октября 2018 года г. Оха Сахалинской области

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.М., при секретаре Гонтарь А.С., с участием заместителя Охинского городского прокурора Бутенко Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству лестного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия в части не проведения лесоустройства путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,

у с т а н о в и л:

Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Охинский городской суд с иском,с учетом уточнений, к министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействие в части не проведения лесоустройства путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества, возложении обязанности на ответчика в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу проведения лесоустройства путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества площадью 1 171 703 га.

В обоснование своих требований,с учетом уточнений прокурор указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в деятельности министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда на территории Сахалинской области, в ходе которой выявлены нарушения. Так, в соответствии с п.п. 1.3, 2.2, 3.2.2.11 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 № 72, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в области лесных отношений. Задачами министерства является организация и осуществление эффективного исполнения отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство наделено полномочиями по проведению на землях лесного фонда лесоустройства. Таким образом, на министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность по проведению таксации лесов лесного фонда, при этом данная обязанность предусматривалась как ранее действующим законодательством, так нормами вновь принятой Лесоустроительной инструкции. Согласно размещенной на официальном сайте министерства httр:/lеs.sаkhаlin.gоv.ru информации (раздел Деятельность - Лесоустройство), на территории Охинского городского округа создано Охинское лесничество, включающее в себя, в том числе Охинское, Рыбновское, Тунгурское участковые лесничества, площадью 1 171 703 га, при этом последнее лесоустройство данного участкового лесничества проведено в 1992 году, то есть более 20 лет назад. Указанное также подтверждается и объяснениями начальника отдела организации воспроизводства лесов министерства Косицкого Ю.Н. Согласно информации министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области общая сумма, необходимая для проведения лесоустройства на территории области составляет 120,542 млн. рублей, фактически в 2017 году бюджетные средства из федерального бюджета согласованы на сумму 8 млн. рублей, в 2018 году 29,7 млн. рублей, при этом средства на проведение таксации рассматриваемого участкового лесничества не запланированы. Дополнительные средства из федерального бюджета не запрашивались. Таким образом, в ходе проверки установлено, в нарушение вышеуказанных норм законодательства министерством длительное время не проводилось лесоустройство, а соответственно таксация лесов в Охинском, Рыбновском, Тунгурском участковых лесничествах Охинского лесничества. 11.05.2018 в связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления, 30.05.2018 в адрес прокуратуры направлен ответ, согласно которому меры по устранению нарушений не приняты. Работы по проведению таксации леса в Охинском лесничестве не организованы. При этом, согласно ответу министерства от 30.05.2018 № 3.28-4701/18 периодичность проведения таксации лесов земель лесного фонда Сахалинской области составляет - 15 лет.

Протокольным определением от 13.09.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное казенное учреждение «Сахалинские лесничества».

В судебном заседании представитель административного истца заместитель Охинского городского прокурора Бутенко Е.О., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика –министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской областив судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя в судебное заседание суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовал. Представили отзыв на исковое заявление, согласно которому просят отказать в иске в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – ГКУ «Сахалинские лесничества» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя в судебное заседание суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства дела не ходатайствовал. Представили отзыв на исковое заявление, согласно которому просят отказать в иске в полном объеме.

Поэтому суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание административного ответчика, заинтересованного лица, их представителей.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 Лесного кодекса Российской Федерации одними из основных принципов лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;

В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В судебном заседании установлено, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по соблюдению требований лесного законодательства при проведении лесоустройства лесного фонда, в ходе которой выявлены нарушения, а именно – министерством более 20 лет не проводилось лесоустройство, а соответственно таксация лесов, в том числе Охинское, Рыбновское, Тунгорское лесничества.

11.05.2018 в адрес министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения представления 30.05.2018 в адрес прокуратуры направлен ответ, согласно которому периодичность проведения таксации лесов лесного фонда Сахалинской области составляет 15 лет.Во всех лесничествах Сахалинской области, расположенных на землях лесного фонда, вносятся текущие изменения в лесоустроительную документацию. С 2012 года лесоустройство на землях лесного фонда проводится ежегодно. Вместе с тем, согласно данному ответу в 2018 году заключены государственные контракты на проведение лесоустроительных работ на территории Невельского, Холмского, Корсаковского лесничеств. На проведение лесоустроительных работ на территории Охинского лесничества государственный контракт не заключался. При этом, согласно информации о давности проведения лесоустроительных работ на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества последнее лесоустройство произведено в 1992 году.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 данного кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области является уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в области лесных отношений (п.п. 1.3, 2.2, 3.2.2.11 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного Постановлением правительства Сахалинской области от 17 февраля 2017 года № 72).

Задачами министерства является организация и осуществление эффективного исполнения отдельных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в установленных указанным выше Положением сферах деятельности.

В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

До 03.05.2018 на территории Российской Федерации действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.

Пунктами 5, 150 данной Лесоустроительной инструкции предусматривалось, что таксация лесов обеспечивается органами государственной власти в пределах их полномочий. Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществлялось для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 утверждена новая Лесоустроительная инструкция, положения приказа применяются с 04.05.2018.

Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктами 29 -30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что периодичность проведения таксации лесов составляет:а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;в) для резервных лесов - 20 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

В соответствии с п. 33 Лесоустроительной инструкции в первый год проводятся подготовительные работы, включающие: аэросъемку или космическую съемку в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксацией лесов; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; проверку качества подготовительных работ; приемку-сдачу подготовительных работ.

Во второй год в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности проводятся полевые работы включающие: выявление, учет и оценку количественных и качественных характеристик лесных ресурсов в соответствии с таксационными разрядами лесов и способами таксации лесов, предусмотренными настоящей Инструкцией; заполнение карточек таксации; обследование лесных культур, молодняков естественного происхождения; проведение проверок качества таксации лесов; проведение технических совещаний; приемку-сдачу полевых работ. Лесоустроительная документация составляется при проведении камеральных работ по результатам подготовительных и полевых работ.

Таким образом, судом установлено, что на министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области возложена обязанность по проведению таксации лесов лесного фонда и данная обязанность административным ответчиком не исполняется.

На территории Охинского городского округа создано Охинское лесничество, включающее в себя, в том числе, Охинское, Рыбновское, Тунгорское участковые лесничества, площадью 1 117703 га. Последнее лесоустройство данного лесничества проведено в 1992 году, то есть более 20 лет назад. Указанное подтверждается объяснениями начальника отдела организации воспроизводства лесов министерстваКосицкого Ю.Н., информацией о давности проведения лесоустроительных работ на территории лесного фонда Сахалинской области (л.д.24-25, 11 (оборотная сторона)-12).

При этом, денежные средства на проведение таксации лесов Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества не запланированы, дополнительные средства из федерального бюджета на проведение таксации лесов, данных участковых лесничествне запрашивались.

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации в Охинском лесничестве невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Бездействие административного ответчика по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей района и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде их охраны, защиты и таксации. Отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения органа исполнительной власти от возложенных на него законом обязанностей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по проведению лесоустройства путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участкового лесничества Охинского лесничества (площадью – 1 117 703 га), возложении обязанности на министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участкового лесничества Охинского лесничества (площадью – 1 117 703 га), подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к министерству лестного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным бездействия в части не проведения лесоустройства путем таксации лесов, на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по проведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества (площадью – 1 171 703 га).

Возложить обязанность на министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Охинского, Рыбновского, Тунгорского участковых лесничеств Охинского лесничества (площадью – 1 171 703 га).

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.М. Гончарова

Решение принято в окончательной форме 23.10.2018 года.

Судья Ю.М. Гончарова

Копия верна: судья Ю.М. Гончарова