ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-89/19 от 29.04.2019 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

дело № 2а-89/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Никоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по невнесению изменений в генеральный план незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по невнесению изменений в генеральный план незаконными.

Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка площадью 168601 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Данный земельный участок расположен в границах <адрес>, который в свою очередь входит в состав <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план муниципального образования.

В частности, в связи с тем, что принадлежащий ему земельный участок находится в разных территориальных зонах, то он просил установить в отношении земельного участка одну территориальную зону, а именно зону дальнейшего развития жилой застройки (Ж-3). Также в заявлении он просил изменить местоположение скотомогильника, поскольку на схеме генерального плана в <адрес> обозначено два скотомогильника, а согласно сведениям из Департамента ветеринарии Ульяновской области на территории <адрес> расположен только один скотомогильник, который расположен в 1,2 км. северо – западнее села и находится в пользовании <адрес>».

Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Из ответа главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области следует, что его заявление будет учтено в 2018 году при корректуре пояснительной записки и картографических материалов, входящих в состав Правил землепользования и застройки МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Вместе с тем, до настоящего времени никаких вышеуказанных действий не произведено.

В связи с этим просит суд признать бездействия администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по не внесению изменений в генеральный план незаконными, устранить данные нарушения, обязав администрацию данного муниципального образования внести изменения в генеральный план в части установления в отношении вышеуказанного земельного участка территориальной зоны - зоны дальнейшего развития жилой застройки (Ж-3), а также внести изменения в схему генерального плана в части местоположении скотомогильника.

Административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 исковые требования своего доверителя поддержала, доводы в целом привела аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебном заседании представитель администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области ФИО3 исковые требования истца не признал, поскольку в границах принадлежащего истцу земельного участка расположены санитарно – защитные зоны, а отводимые для размещения жилых зданий участки должны находится за пределами санитарно – защитных зон.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области по доверенности ФИО4 исковые требования истца также не признала, полагала, что каких – либо нарушений прав истца не имеется.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля ***, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, незаконными могут быть признаны такие решения органов власти, которыми нарушены права и свободы заявителя или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований является генеральные планы поселений.

Порядок утверждения генерального плана поселения и внесение в него изменений установлены статьями 24 и 25 ГрК РФ.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Как следует из частей 3 и 4 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки не относится. Эти вопросы на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, названые нормы наделяет органы местного самоуправления муниципального района полномочиями не только на принятие нового генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, но и на внесение изменений в ранее принятые органами местного самоуправления поселения генеральный план и правила землепользования и застройки поселения.

При этом, согласно части 1, 2 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Как уже было указано выше, порядок внесения изменений в генеральный план установлен ст.ст. 24 и 25 ГрК РФ и предусматривает ряд последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 ГрК РФ).

Следовательно, глава администрации муниципального района уполномочен только на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений), а не на внесений изменений в генеральный план.

Соответствующие изменения в генеральный план могут быт внесены только представительным органом местного самоуправления.

В силу п. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Материалами дела установлено, что решением Совета депутатов МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждён генеральный план МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Истец ФИО1 является собственником земельного участка площадью 168601 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Данный земельный участок расположен в границах <адрес>, который в свою очередь входит в состав МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

В связи с этим, истец вправе оспорить генеральный план МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области в судебном порядке, в случае нарушение его прав и законных интересов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в генеральный план муниципального образования.

В частности, в связи с тем, что принадлежащий истцу земельный участок находится в разных территориальных зонах, то он просил установить в отношении его земельного участка одну территориальную зону, а именно зону дальнейшего развития жилой застройки (Ж-3).

Также в заявлении истец просил изменить местоположение скотомогильника, поскольку на схеме генерального плана в <адрес> обозначено два скотомогильника, а согласно сведениям из Департамента ветеринарии Ульяновской области на территории <адрес> расположен только один скотомогильник, который расположен в 1,2 км. северо – западнее села и находится в пользовании <адрес>

Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Из ответа главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области следует, что его заявление будет учтено в 2018 году при корректуре пояснительной записки и картографических материалов, входящих в состав Правил землепользования и застройки МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

В данном случае суд считает, что администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку как уже было указано выше, изменения в генеральный план утверждаются представительным органом местного самоуправления, к каковым администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не относится.

Глава администрации муниципального района уполномочен только на принятие решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план.

Такой просьбы заявление ФИО1 не содержало.

По - сути, истец не согласен с тем, что принадлежащий ему земельный участок находится в разных территориальных зонах, т.е. фактически истец не согласен с документом градостроительного зонирования.

В данном случае таким документом является Правила землепользования и застройки МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, утвержденные решением Совета депутатов МО «Тушнинское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что принадлежащий ему земельный участок находится в разных территориальных зонах, установленных указанными Правилами землепользования и застройки, что, по его мнению, противоречит ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, поскольку границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Однако, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 ГрК РФ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.

При этом, физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ).

С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).

Поскольку вышеуказанные действия истцом не были совершены и он в установленном законе порядке в соответствующую Комиссию с заявлением о внесений изменений в Правила землепользования и застройки не обращался, то его права и законные интересы обжалуемым ответом главы администрации не были нарушены.

Кроме того, материалами дела установлено и стороной истца не оспаривается, что принадлежащий истцу земельный участок попадает в зоны с особыми режимами использования, а именно: в санитарно – защитную зону кладбища, санитарно - защитную зону производственных объектов, санитарно - защитную зону объектов сельскохозяйственного назначения.

В связи с этим, установить в отношении земельного участка истца одну территориальную зону, а именно зону дальнейшего развития жилой застройки (Ж-3), как того просит истец, не представляется возможным, поскольку в силу требования ст.ст. 11,39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также положений СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (п. 2.2) участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов.

Поэтому в данном случае даже факт отсутствия санитарно - защитной зоны скотомогильника не изменит особый режим использования земельного участка, как того желает истец.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлен факт нарушения прав и законных интересов истца, как собственника земельного участка, именно со стороны администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, то суд приходит к выводу о том, что заявленные требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по невнесению изменений в генеральный план незаконными оставить без удовлетворения в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.И. Шлейкин