Дело № 2а-89/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Село Глядянское Притобольного района 30 марта 2018 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
при секретаре Севостьяновой В.В.,
с участием: представителя административного истца – ФИО1,
законного представителя административного ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Березовского сельсовета Притобольного района Курганской области к Контрольно- счетной палате Притобольного района Курганской области об отмене распоряжения Контрольно- счетной палаты от 05.02.2018 № «О проведении проверки»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Березовского сельсовета Притобольного района Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Контрольно-счетной палате Притобольного района Курганской области об отмене распоряжения Контрольно- счетной палаты от 05.02.2018 № «О проведении проверки».
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в декабре 2017 г. по распоряжению административного ответчика в централизованной бухгалтерии Администрации Притобольного района были проведены экспертно- аналитические мероприятия по бухгалтерскому учету Березовского сельсовета. В ходе мероприятий были выявлены ряд нарушений, которые администрация Березовского сельсовета должна была устранить в течение одного календарного месяца после вручения ему заключения по результатам проверки. Заключение по результатам экспертно- аналитического мероприятия от 25.12.2017 № были вручены административному истцу 12.01.2018, о чем имеется запись в журнале регистрации входящих документов Администрации Березовского сельсовета и визы главы, и учета входящих документов на заключении. Окончание срока ответа на заключении наступает 12.02.2018. Несмотря на то, что срок ответа об устранении недостатков не наступил, административным ответчиком в нарушении регламента своим распоряжением назначено проведение экспертно- аналитических мероприятий. Просит суд отменить распоряжение председателя Контрольно- счетной палаты Притобольного района Курганской области от 05.02.2018 № «О проведении проверки».
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду дополнил, что согласно ст. 77 ч.2.3 Федерального закона №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проверки проводятся не чаще одного раза в два года, и не чаще, чем один раз в три года в соответствии со ст. 9 п.2 №294-ФЗ от 26.12.2008. В феврале –марте 2017г. Контрольно- счетной палатой проводилась проверка, недостатки были устранены. В ноябре- декабре 2017 года по распоряжению председателя Контрольно- счетной палаты Притобольного района снова было проведено экспертно- аналитическое мероприятие по бухгалтерскому учету Администрации Березовского сельсовета. Заключение было вручено бухгалтеру ФИО3 в декабре 2017г., ему заключение по результатам экспертно- аналитического мероприятия было вручено 12.01.2018. Бухгалтера в штате администрации Березовского сельсовета не имеется, администрацией Березовского сельсовета заключено соглашение с Администрацией Притобольного района о предоставлении бухгалтерских услуг. Согласно Представлению по результатам экспертно- аналитического мероприятия от 26.12.2017 №, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах ему необходимо было уведомить Контрольно- счётную палату в течение одного месяца со дня получения представления в письменной форме не позднее 29.01.2018. Данное представление он получил 12.01. 2018г. ответчик не выдержав месячный срок, издал оспариваемое распоряжение. Считает, что административным ответчиком нарушены ст. 14, 15, 19 ФЗ № 6 « Об общих принципах организации деятельности контрольно- счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований», ст. 77 ФЗ № 131 « Об общих принципал организации местного самоуправления», ст. 9 ФЗ № 294, главы 10-12 Положения « О Контрольно- счётной палате» Притобольного района, а также Конституция Российской Федерации. Просит отменить распоряжение № от 05.02. 2018г.
Административный ответчик в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что пунктом 2.3 ст. 77 ФЗ от 06.10. 2003г. № 131, указано о проведении плановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления органами государственного надзора, при этом Контрольно –счетная палата не относится к органам государственного контроля ( надзора), а является, в соответствии с п.1 ст. 34 и ст. 38 ФЗ № 131 «Об общих принципал организации местного самоуправления», п.1 положения о Контрольно- счётной палате Притобольного района от 27.03.2013г. с изменениями от 28.08. 2013г., постоянно действующим контрольно- счётным органом внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования Притобольного района. В связи с чем, требования ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, на Контрольно- счетную палату не распространяются. Ст. 2 ФЗ № 294 « О защите прав юридических лиц» указаны полномочия муниципального контроля по проведению проверок соблюдения требований муниципальных актов, федеральных законов, законов субъектов, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Из главы 3 Федерального закона № 131 –ФЗ, следует, что осуществление местного муниципального финансового контроля не относится к вопросам местного значения, в связи с чем, требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12. 2008г. на Контрольно – счётную палату не распространяются. Пунктом 1 ст. 14 № 6- ФЗ « Об общих принципах организации деятельности контрольно- счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» предусмотрено право в пределах своей компетенции направлять запросы. Пункт 3 ст. 16 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно- счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» устанавливает обязанность проверяемой организации в течении одного месяца со дня получения представления уведомить в письменной форме контрольно- счетный орган о принятых мерах. Березовский сельсовет- поселение, входящее в состав Притобольного района, в бюджет Березовского сельсовета в 2017- 2018гг. поступали средства бюджета Притобольного района. В соответствии с пунктами 34, 35 « Положения о Контрольно –счетной палате» контрольно- счетная палата в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов осуществляет контроль в форме контрольных и экспертно- аналитических мероприятий. В соответствии с распоряжением председателя Контрольно- счетной палаты Притобольного района от 05.02. 2018г. №, в срок с 5 по 16 февраля 2018г. было назначено проведение экспертно- аналитического мероприятия « Обследование расходов на оплату труда с 2017- 2018гг. из бюджетов Березовского и Давыдовского сельсоветов». При проведении в ноябре- декабре 2017г. « Обследования расходов на оплату труда в 2015-2017 гг. из бюджета в сельсоветы Притобольного района», были выявлены неправомерные расходы по оплате труда из бюджета Березовского сельсовета за период с 01.01. 2015г. по 31.10. 2017г. Бухгалтеру ФИО3, по вине которой были допущены нарушения, было вручено представление от 26.12. 2017г. с предложением об устранении выявленных нарушений и доложить в месячный срок о результатах. Главе Березовского сельсовета представление от 26.12. 2017г. было вручено 12. 01.2018г. До начало проведения мероприятий от 5.02. 2018г. она сообщила Главе Березовского сельсовете, бухгалтеру ФИО3, о не поступлении от них ответа на представление от 26.12. 2017г. Глава Березовского сельсовета пояснил, что ответ он давать не будет. После чего ею было вынесено обжалуемое распоряжение. Считает распоряжение №, вынесенное 05.02. 2018г. законным и обоснованным.
В письменных возражениях на административное исковое заявление, административный ответчик указал, что с 15 ноября по 26 декабря 2017 г. Контрольно- счетной палатой было проведено экспертно- аналитическое мероприятие «Обследование расходов на оплату труда в 2015-2017 гг. из бюджета сельсоветов Притобольного района», объектом обследования являлась, в том числе Администрация Березовского сельсовета. 29.12.2017 бухгалтеру ФИО3, осуществлявшей учет в Администрации Березовского сельсовета, было вручено 29.12. 2017г. заключение от 25.12.2017 № и представление от 26.12.2017 № с предложением об устранении выявленных нарушений и приложением уведомить Контрольно- счетную палату о принятых мерах не позднее 29.01.2018. Главе администрации Березовского сельсовета ФИО1 вышеуказанные заключение и представление было вручено 12.01.2018. Уведомления от бухгалтера и главы к ним не поступали. В соответствии с распоряжением председателя Контрольно- счетной палаты от 05.02.2018 №, от 15.02.2018 №, от 16.02.2018 №, с 5 по 16 февраля 2018 г. Контрольно- счетной палатой было проведено экспертно- аналитическое мероприятие «Обследование расходов на оплату труда в 2017-2018 гг. из бюджетов Березовского и Давыдовского сельсоветов». Контрольно- счетная палата действует на основании статьей 20,34, 35 Устава Притобольного районного района Курганской области, председатель Контрольно- счетной палаты назначен решением Притобольного районной Думы от 24.04.2013 №. Указанные экспертно- аналитические мероприятия были проведены в соответствии с полномочиями Контрольно- счетной палаты, определёнными главой 7 Положениями о Контрольно-счетной палате, и в соответствии с порядком проведения вышеуказанных мероприятий, определенных статьей 4.3 Регламента Контрольно- счетной палаты. Распоряжение председателя Контрольно- счетной палаты от 05.02.2018 № не противоречит и не нарушает никаких норм, установленных нормативными правовыми актами.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом и в срок.
Суд в соответствии со ст. 226 ч.6 Кодекса административного судопроизводства, ввиду надлежащего извещения заинтересованного лица о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Выслушав пояснения лиц участвующих в судебном заседании, показания свидетеля ФИО6, пояснившей, что она является директором Березовского культурно- досугового учреждения, в отношении данного юридического лица также проводились контрольно- счетные мероприятия, представление ей не вручалось, она только подписала представление, с представлением она не знакомилась; исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ, установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» ( далее – Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ) установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Так, контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Ее деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования утверждаются Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (части 2,4,6 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ).
В соответствии с Уставом муниципального образования Притобольного района Курганской области Контрольно-счетная палата Притобольного района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, входит в структуру органов местного самоуправления Притобольного района и образуется Притобольной районной Думой (статья 34).
Статус, состав, полномочия и порядок осуществления деятельности Контрольно-счётной палаты Притобольного района Курганской области определены решениями Притобольной районной Думы от 27.03.2013 №236 «О Контрольно- счетной палате Притобольного района», от 28.08.2013 №272 «О внесении изменения в решение Притобольной районном Думы от 27.03.2013 №236.
Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, осуществляется наряду с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, также Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ).
Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 157) определены бюджетные полномочия органов муниципального финансового контроля, в том числе, контрольно-счетных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляются с соблюдением Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, определяет в качестве основных полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования следующие полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Согласно положениям части 4 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Основанием для включения объекта проверки в соответствующий план проверок являются результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также поручения законодательных (представительных) органов, предложения и запросы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что финансирование расходов, предусмотренных на оплату труда работников администрации Березовского сельсовета, осуществляется за счет средств местного бюджета –бюджета муниципального образования Притобольный район Курганская область.
Поскольку расходы на выплату заработной платы работникам администрации Березовского сельсовета являются расходными обязательствами бюджета муниципального образования Притобольный район Курганская область на соответствующий год, законность и результативность (эффективность и экономность) их использования подлежит проверке Контрольно-счетной палатой Притобольного района в рамках реализации предоставленных ей законом бюджетных полномочий.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 5 февраля 2018 года № 82 принято в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты Притобольного района с соблюдением требований действующего федерального законодательства, регулирующего вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, права и законные интересы администрации Притобольного района, Администрации Березовского сельсовета при его принятии не нарушены. Доказательств обратного представителем административного истца в нарушение требований части 9 статьи 226 КАС РФ не представлено. Контрольно-счетная палата Притобольного района наделена в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочиями по проведению в отношении администрации Березовского сельсовета контрольного мероприятия по направлению «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников» за период с 2015-2017 гг.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 15 ноября по 26 декабря 2017 г. Контрольно- счетной палатой Притобольного района, на основании обращения Главы Притобольного района от 14.11. 2017г., распоряжений председателя Контрольно- счетной палаты Притобольного района от 15.11. 2017г. №, 05.12. 2017г. №, было проведено экспертно- аналитическое мероприятие «Обследование расходов на оплату труда в 2015-2017 гг. из бюджетного сельсоветов Притобольного района», объектом обследования являлся в том числе и административный истец.
По результатом экспертно- аналитического мероприятия председателем Контрольно –счетной палатой вынесено заключение № от 25.12.2017, представление № от 26.12.2017, которые направлены административному истцу, директору КДО и бухгалтеру, осуществляющему ведение бухгалтерского учета, направлено представление с предложением устранения выявленных нарушений.
Заключение № от 25.12.2017 административным истцом получено 12.01.2018, что подтверждается записью в журнале регистрации входящих документов Администрации Березовского сельсовета за номером «входящей 138».
С представлением № от 26.12.2017 административный истец ознакомлен, что подтверждается его подписью постановленной на данном документе.
Как следует из представленных доказательств, ФИО3, осуществляющая бухгалтерский учет МО Березовский сельсовет, заключение и представление получила 29.12. 2017г.
Согласно представленным копиям больничных листов, с 06.01.2018г. по настоящее время, что не оспорено сторонами в судебном заседании, ФИО3 находится на больничном, в связи с родами.
Доводы административно истца о том, что он не получал предписания, а получал только заключение 12.01.2018, установленный административным ответчиком в предписании месячный срок истекает 12.02.2018, а обжалуемое распоряжение вынесено ранее месячного срока 05.02.2018, не обоснованы.
В представлении по результатам экспертно -аналитического мероприятия от 26.12. 2017г. № предложено административному истцу в срок до 29.01. 2018г. уведомить Контрольно- счетную палату о принятых мерах, что до настоящего времени административным истцом не сделано.
Как в административном исковом заявлении, так и в судебном заседании представитель административного истца указывал на необходимость применения к отношениям по проведению Контрольно-счетной палатой Притобольного района плановых проверок, положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), а именно в части проведения плановых проверок не чаще, чем один раз в три года, также применения Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту Закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ), а именно в части проведения плановых проверок не чаще одного раза в два года.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, проверка проводится не чаще чем один раз в три года.
Согласно ч.2.3. ст. 77 Закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ, плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
В соответствии с п. 3 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), как контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
В процессе своей деятельности контрольно-счетный орган муниципального образования руководствуется, прежде всего, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ (статья 2 Закона). Применение иных федеральных законов не должно нарушать принципы и задачи деятельности контрольно-счетных органов муниципального образования (законность, объективность, эффективность, независимость и гласность).
Согласно положениям части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ, контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно. Требований по согласованию указанных планов с органами прокуратуры закон не содержит.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 489, утверждён порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры (далее – Порядок).
В соответствии пунктом 2 указанного Порядка, ежегодные планы проверок для последующего согласования с органами прокуратуры разрабатываются органами местного самоуправления, уполномоченными на решение вопросов местного значения и, как следствие, на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Вместе с тем, контрольно-счетный орган муниципального образования, являющийся органом внешнего муниципального финансового контроля, вопросы местного значения не решает, что согласуется с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ.
По вышеуказанным причинам на деятельность Контрольно-счетной палаты Притобольного района не распространяется требование пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, о необходимости установить муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация Березовского сельсовета Притобольного района является объектом внешнего муниципального финансового контроля (создано публичным образованием), а у уполномоченного органа – Контрольно-счетной палаты имеются полномочия на проведение в отношении указанного органа местного самоуправления контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности, административным истцом не представлено доказательств, а судом не добыто- нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца действиями административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным и отмене распоряжения Контрольно-счетной палаты Притобольного района от 05.02.2018 № «О проведении проверки».
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Березовского сельсовета Притобольного района Курганской области к Контрольно- счетной палате Притобольного района Курганской области об отмене распоряжения Контрольно- счетной палаты от 05.02.2018 № «О проведении проверки», отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Притобольный районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: М.Н. Трифонова
Мотивированное решение изготовлено 02.04. 2018г.