ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-89/2021 от 06.05.2021 Большеулуйского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-89/2021

24RS0009-01-2021-000142-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции, д.11

с. Большой Улуй, Красноярский край 6 мая 2021 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края к Новоеловскому сельскому Совету депутатов Большеулуйского района Красноярского края о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

административный истец прокурор Большеулуйского района Красноярского края, действующий в интересах Российской Федерации и муниципального образования Большеулуйский район, обратился в суд с иском к административным ответчикам Новоеловскому сельскому Совету депутатов Большеулуйского района Красноярского края, главе Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края ФИО1 о признании незаконным бездействия, прекращение полномочий главы сельсовета. Требование мотивировано следующим. Прокуратурой Большеулуйского района был выявлен факт конфликта интересов и бездействие со стороны главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, выразившиеся в том, что глава Новоеловского сельсовета ФИО1, замещающая муниципальную должность, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ заключила трудовой договор со своим супругом ФИО2, чем нарушила положения ст.36, пункта 7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), о необходимости соблюдения выборным должностным лицом местного самоуправления ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами, нарушила положения ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ в части необходимости принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, нарушила положения Устава Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края. При заключении трудового договора ФИО1 с заявлением о возможности возникновения конфликта интересов в соответствующую комиссию при Новоеловском сельсовете не обращалась, не приняла мер к урегулированию конфликта интересов путем самоотвода от заключения трудового договора, что повлекло нарушение интересов жителей муниципального образования, желающих занять данную вакансию.

Допущенные ФИО1 нарушения в силу положений ст.36, пункта 10.1 ст.40, ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ влекут за собой меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления; в силу положений ст.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

В силу ч.11 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее, чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее, чем через три месяца со дня появления такого основания.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Большеулуйского района Красноярского края в адрес Новоеловского сельского Совета депутатов внесено представление с требованием рассмотреть его на ближайшей сессии и решить вопрос о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, мер ответственности, предусмотренных п.7.3.1 ст.40 Федерального закона года № 131-ФЗ. Указанное представление председателем представительного органа местного самоуправления направлено для рассмотрения в комиссию по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов. Результаты рассмотрения данного вопроса комиссией были изложены в протоколе заседания комиссии № 1 от ДД.ММ.ГГГГ. Однако при проведении сессии Новоеловского сельского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ вопрос об удалении главы Новоеловского сельсовета в повестку заседания Совета не включался и не рассматривался, что является нарушением требований ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», нарушением требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов. Указанные нарушения противоречат требованиям международного и национального законодательства о противодействии коррупции, влекут нарушения интересов государства и общества, создают условия для коррупционных проявлений. Бездействие представительного органа местного самоуправления влечёт неисполнение государством задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, нарушает интересы государства и муниципального образования Новоеловский сельсовет, неопределённого круга лиц, состоящих в том, чтобы лица, замещающие муниципальные должности, добросовестно исполняли свои публичные обязанности, направленные, в том числе, на предупреждение и борьбу с коррупцией. Административный истец просит признать незаконным бездействие Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края в части невыполнения требований прокурора Большеулуйского района, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района ФИО1, не принявшей мер по предотвращению конфликта интересов; а также прекратить полномочия главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района ФИО1, не принявшей мер по предотвращению конфликта интересов при заключении трудового договора с супругом ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства административный истец от иска в части прекращения полномочий главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района ФИО1, не принявшей мер по предотвращению конфликта интересов при заключении трудового договора с супругом ДД.ММ.ГГГГ, отказался, определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу в этой части прекращено.

В остальной части административный истец на иске настаивал по основаниям, в нём изложенным.

Представитель административного ответчика Новоеловского сельского Совета депутатов, административный ответчик ФИО1 о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, не явились, просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

В силу положений ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ч.2 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч.2 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч.4 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно ч.5 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В силу пункта 1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно п. 4.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно пп. 2.1 п. 6 указанной статьи полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Согласно ч. 1 ст. 74.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно Уставу Новоеловского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края, Новоеловский сельсовет является в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Большеулуйского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края, настоящим Уставом (п.1 ст.2).Настоящий Устав является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории Новоеловского сельсовета в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций (п.1 ст.1). Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты Красноярского края, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах, сходах граждан и иные муниципальные правовые акты (ст.3).

Глава Новоеловского сельсовета избирается Новоеловским сельским Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (п.1 ст.6). Новоеловский сельский Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления, состоящий из 7 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (п.2 ст.6).

Глава сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1 ст.13).

Глава сельсовета должен соблюдать ограничения и запреты, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (п.7 ст.13). Срок полномочий главы сельсовета – 5 лет (п.1 ст.14). Полномочия главы сельсовета прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст.74.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.2.14 ст.15).

Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, состоящий из 7 депутатов (ст.20). К компетенции Совета депутатов относится, в том числе, принятие решения об удалении главы в отставку (п.1.10 ст.22). Организационно-правовой формой работы Совета является сессия (п.1 ст.23) Совет созывается на свои сессии не реже 1 раза в три месяца председателем Совета депутатов поселения (п.2 ст.23). Сессия признается правомочной, если на ней присутствуют более половины от установленного числа депутатов (ст.п.4 ст.23). Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения. Решения принимаются открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от их общего установленного для Совета количества, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.п.1, 2, 3 ст.26) (л.д.36-59).

В настоящем судебном заседании установлено следующее.

Административный ответчик ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является выборным должностным лицом местного самоуправления – главой Новоеловского сельсовета, возглавляющим исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления администрацию Новоеловского сельсовета, является лицом, обязанным соблюдать ограничения и запреты, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Вопреки требованиям указанных федеральных законов, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, издала приказ и заключила трудовой договор о принятии на работу в администрацию Новоеловского сельсовета в качестве водителя своего супруга ФИО2 При этом о возможности возникновения конфликта интересов при совершении указанных действий не сообщила, мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов не предприняла.

Выявив указанные нарушения требований действующего законодательства прокурор Большеулуйского района внёс в Новоеловский сельский Совет депутатов представление с требованием рассмотреть настоящее представление на ближайшей сессии Новоеловского сельского Совета депутатов, принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений и недопущению подобного впредь; рассмотреть вопрос о прекращении полномочий главы Новоеловского сельсовета и применить к ней меры ответственности, предусмотренные п.7.3.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

До настоящего времени представление прокурора представительным органом местного самоуправления не рассмотрено, требование прокурора не исполнено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно решению Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на должность главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района по результатам конкурса по отбору кандидатов избрана ФИО1 (л.д.30).

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, он заключён между работодателем Новоеловским сельсоветом Большеулуйского района в лице ФИО1 и работником ФИО2. В соответствии с условиями договора работник принимается на работу в качестве водителя на 1 ставку на работу в администрацию Новоеловского сельсовета на неопределённый срок (л.д.31-35).

Согласно представлению прокурора Большеулуйского района Красноярского края оно внесено 31.12.2020 года в адрес председателя Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района ФИО3 В требовании прокурор указывает на выявленные в ходе проведенной по обращению гражданина ФИО4 проверки нарушения действующего законодательства о противодействии коррупции в деятельности главы Новоеловского сельсовета ФИО1, выразившиеся в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при заключении трудового договора ДД.ММ.ГГГГ со своим супругом ФИО2 в качестве водителя администрации, при этом заключение данного трудового договора было обусловлено, по мнению прокурора, не объективной необходимостью, а личными взаимоотношениями, что свидетельствует о наличии конфликта интересов, который глава сельсовета скрыла, не сообщила о нём в соответствующую комиссию, и не урегулировала. Утверждая, что допущенные нарушения являются основанием для прекращения полномочий главы Новоеловского сельсовета в связи с утратой доверия, прокурор потребовал рассмотреть настоящее представление на ближайшей сессии Новоеловского сельского Совета депутатов, принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений и недопущению подобного впредь; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Новоеловского сельсовета Большеулуйского района в связи с несоблюдением ограничений и запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, решить вопрос о применении ответственности, предусмотренной п.7.3.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д.12-14).

Согласно сообщению, направленному прокурору Большеулуйского района ДД.ММ.ГГГГ, председатель Новоеловского сельского Совета депутатов ФИО3 сообщает, что представление прокурора Большеулуйского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции передано в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (л.д.15).

Как следует из информации председателя Новоеловского сельского Совета депутатов ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, прокурору Большеулуйского района направляется копия протокола заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов по рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ. Сообщается, что о месте и дате рассмотрения представления на сессии Совета депутатов прокурору будет сообщено дополнительно (л.д.16). Письмо зарегистрировано в прокуратуре Большеулуйского района ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах трёхмесячный срок обращения прокурора в суд с настоящим административным иском (ДД.ММ.ГГГГ) не пропущен.

Согласно содержанию протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ указанная комиссия в составе 7 человек рассматривала представление прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», признала, что при исполнении должностных обязанностей личная заинтересованность главы Новоеловского сельсовета ФИО1 приводит или может привести к конфликту интересов, рекомендовали главе Новоеловского сельсовета Большеулуйского района ФИО1 уволить ФИО2 в связи с нарушением правил заключения трудового договора пункт 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.17, 18).

Доказательств отсутствия у неё близких отношений с ФИО2, отсутствия личной заинтересованности при заключении трудового договора, административный ответчик ФИО1 суду не представила.

Наличие личных близких отношений свидетельствует о возможности возникновения конфликта интересов при заключении главой Новоеловского сельсовета ФИО1 с ФИО2 трудового договора, о котором глава Новоеловского сельсовета была обязана сообщить в установленном порядке, принять меры по его недопущению и урегулированию.

Судом установлено, что в нарушение требований ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» заключая трудовой договор со своим супругом, административный ответчик ФИО1 о возможности возникновения конфликта интересов (ситуации, при которой личная заинтересованность лица, обязанного предпринимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих должностных обязанностей) в установленном порядке не сообщила, мер к урегулированию конфликта интересов не предприняла. Более того, вопреки требованиям ч.1 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ФИО1, как лицо, замещающее муниципальную должность, обязанное принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, заключением указанного трудового договора способствовала возникновению конфликта интересов, совершив, тем самым, коррупционное правонарушение.

За невыполнение обязанности по недопущению или неурегулированию конфликта интересов действующим законодательством предусмотрен лишь единственный вид ответственности – увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия (п.13.1 Федерального закона № 273-ФЗ), удаление в отставку (п.4 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В нарушение указанных ном действующего законодательства Новоеловский сельский Совет депутатов не дал оценку такому действию и бездействию главы Новоеловского сельсовета, оно не являлось предметом обсуждения на заседаниях сессий, требования прокурора не были рассмотрены.

Депутаты Новоеловского сельского Совета депутатов выявленные прокурором в деятельности главы Новоеловского сельсовета ФИО1 нарушения закона не исследовали, меры по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений не приняли, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку в связи с утратой доверия не рассмотрели.

При этом до настоящего времени представительным органом местного самоуправления Новоеловским сельским Советом депутатов Большеулуйского района представление прокурора Большеулуйского района о необходимости рассмотрения настоящего представления на ближайшей сессии Новоеловского сельского Совета депутатов, принятия мер по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений, о необходимости решения вопроса об ответственности главы муниципального образования в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства о противодействии коррупции не рассмотрен.

Из представленных суду копий протоколов заседания сессии представительного органа муниципального образования Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края состоялись ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-65). Ни на одной из них вопрос о рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен не был.

Оспариваемое административным истцом бездействие не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, статьям 6 и 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Непринятием мер по устранению допущенного коррупционного нарушения нарушены, а непринятием мер по устранению причин, способствующих совершению указанного нарушения продолжают нарушаться права неопределённого круга лиц на осуществление органами местного самоуправления своих полномочий с соблюдением требований действующего законодательства.

Согласно распоряжению 02 ЛС от ДД.ММ.ГГГГ Глава Новоеловского сельсовета ФИО1 распорядилась прекратить действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и уволить ДД.ММ.ГГГГФИО2 (л.д.29).

Согласно решению Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края от 20.04.2021 года № 35 в соответствии с п.п.2 п.6 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.2.2 п.2 статьи 15 Устава Новоеловского сельсовета, представительный орган местного самоуправления принял отставку главы Новоеловского сельсовета ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию на основании личного заявления (л.д.22).

Суд считает установленным, что представительный орган местного самоуправления, незаконно бездействовал, административный иск в этой части подлежит удовлетворению. С целью устранения допущенного нарушения на представительный орган местного самоуправления следует возложить обязанность рассмотреть представление прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ в части принятии мер по устранению причин, способствующих совершению коррупционных нарушений.

Стороны от уплаты государственной пошлины освобождены. Указанные судебные расходы следует принять на счёт федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Большеулуйского района удовлетворить.

Признать бездействие Новеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края в части невыполнения требований прокурора Большеулуйского района Красноярского края, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих совершению указанных нарушений, о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий Главы Новоеловского сельского Совета депутатов Большеулуйского района Красноярского края ФИО1 не принявшей мер по предотвращению конфликта интересов не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Российской Федерации, муниципального образования Новоеловский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края.

Обязать Новеловский сельский Совет депутатов Большеулуйского района Красноярского края выполнить требование прокурора Большеулуйского района Красноярского края, изложенных в представлении от ДД.ММ.ГГГГ в части принятии мер по устранению причин, способствующих совершению коррупционных нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2021 года.

Судья: