ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8/19 от 18.02.2019 Александрово-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-8/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2019 года с. Александровский Завод

Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гарголло А.Ю.,

при секретаре Кошкиной М.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Александрово-Заводского района Капустина Д.В.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО5,

заведующей МДОУ «Детский сад «Теремок» ФИО8.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», МДОУ «Детский сад «Теремок» об оспаривании бездействия, возложении обязанностей по принятию мер к организации теплоснабжения зданий МДОУ «Детский сад «Теремок»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александрово-Заводского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском с требованием о признании незаконным бездействие администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» и МДОУ «Детский сад «Теремок» выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения МДОУ «Детский сад «Теремок», понуждении принять меры к организации теплоснабжения зданий МДОУ «Детский сад «Теремок» в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а так же федерального законодательства о теплоснабжении. В заявлении ссылается на следующее, по обращению граждан прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, об образовании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения соблюдения установленного санитарными нормами и правилами температурного режима в помещениях образовательной организации - МДОУ «Детский сад «Теремок», расположенной по адресу <адрес> (1 и 2 корпус), которой установлено, что начиная с 27 ноября 2018 года в образовательном учреждении требования санитарных правил к температурному режиму в помещениях дошкольной образовательной организации не соблюдаются. В силу п. 20.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения, необходимые условия для соблюдения санитарных правил. Теплоснабжение образовательной организации централизованное и осуществляется МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» сельского поселения «Александрово-Заводское» на основании договора заключенного 11 января 2018 года. Несмотря на то, что температурный режим в образовательной организации не соблюдается, руководством организации не принято мер к понуждению теплоснабжающей организации к надлежащему исполнению условий договора. За период отопительного сезона 2018-2019 г.г. руководством МДОУ детский сад «Теремок» направлялись претензии в адрес МУП «ЖКХ», однако мер по обращению в суд к теплоснабжающей организации, мер к приостановлению образовательной деятельности до стабилизации температурного режима в помещениях и приведения его в соответствие с санитарными нормами и правилами, руководством МДОУ детский сад «Теремок» не принято. Частичное приостановление деятельности образовательной организации в указанных случаях не предусматривается законодательством. Кроме того, проверкой установлен факт, фактического отсутствия угля на котельной МУП «ЖКХ» по состоянию на 30 ноября 2018 года. Температура воды в системе отопления должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику, который разрабатывается специалистами теплотехниками проектных и энергоснабжающих организаций по специальной методике для каждого источника теплоснабжения с учетом конкретных местных условий. Проведенным 04 декабря 2018 года обследованием котельной МУП «ЖКХ» установлено отсутствие в котельной температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское». Кочегарами поддерживается постоянная температура 50 °С на обратном трубопроводе. Со слов кочегаров сотрудников МУП «ЖКХ», указанную температуру им приказало поддерживать руководство МУП «ЖКХ». О наличии температурного графика кочегары не осведомлены, на котельной он отсутствует. Согласно таблице 1.5 Температурный график-95-70 Схемы теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское», утвержденной решением Совета Сельского поселения «Александрово- Заводское» от 24.09.2014 при наружной температуре воздуха -30 °С температура на обратном трубопроводе должна составлять 64,73 °С при наружной температуре -38 °С, температура на обратном трубопроводе котельной должна составлять 70 °С. По данным ЕДДС района расход топлива на котельной с учетом снижения наружной температуры воздуха до 32-38 °С не изменился и по 5 декабря 2018 года составляет примерно 1,8 тонн в сутки. Таким, образом, МУП «ЖКХ» сельского поселения «Александрово-Заводское» не обеспечивалось соблюдение установленной схемы теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское». По состоянию на 9:00 27 декабря 2018 температура во втором корпусе МОУ «Детский сад «Теремок» вновь опустилась, и составляла от 13 до 15 °С, прием детей не велся. По состоянию на 9:00 09 января 2019 температура во втором корпусе МОУ «Детский сад «Теремок» составляла от 11 до 14 °С, при наружной температуре воздуха - 25,6 °С прием детей не велся, из чего следует, что администрацией не приняты конкретные меры по улучшению теплоснабжения здания муниципального образовательного учреждения, что приводит к его необоснованному простою, нарушает непрерывность образовательного процесса, неэффективность расходования бюджетных средств на его содержание. До настоящего времени руководством МДОУ «Детский сад «Теремок» не приняты меры к заключению договора теплоснабжения на 2019 год с ООО «Авангард ПЛЮС». Бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения МДОУ «Детский сад «Теремок», в том числе не принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения при неисполнении теплоснабжающими организациями своих обязательств, создает угрозу здоровью воспитанников детского сада, порождает невозможность стабильной работы образовательного учреждения, нарушает непрерывность образовательного процесса. Решением Совета депутатов сельского поселения «Александрово-Заводское» от 25 сентября 2015 года администрация сельского поселения «Александрово-Заводское» ликвидирована. В соответствии с Уставом муниципального района «Александрово-Заводский район» администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения «Александрово-Заводское». Прокурор Александрово-Заводского района просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», и МДОУ «Детский сад «Теремок» выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения МДОУ «Детский сад «Теремок», в том числе не принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения указанного учреждения при неисполнении теплоснабжающими организациями своих обязательств в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а так же федерального законодательства о теплоснабжении; обязать администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» и МДОУ «Детский сад «Теремок», принять меры к организации теплоснабжения зданий МДОУ «Детский сад «Теремок» в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а так же федерального законодательства о теплоснабжении.

Представитель административного истца помощник прокурора Александрово-Заводского района Капустин Д.В. в судебном заседании требования указанные в административном исковом заявлении поддержал, ссылаясь на доводы указанные в нем, настаивал на удовлетворении требований, уточнив срок для добровольного исполнения решения суда, а также для проведения контроля за надлежащим его исполнением, до 01 декабря 2019 года.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО5 исковые требования не признала, поддержала доводы, указанные в возражениях на административное исковое заявление, дополнительно пояснила, что согласно концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на территории с. Александровский Завод осуществляет деятельность по теплоснабжению и водоснабжению ООО «Авангард плюс». МУП ЖКХ с. Александровский Завод находится на стадии ликвидации, и за теплоснабжение на территории с. Александровский Завод не отвечает, в связи с передачей полномочий частному лицу. Администрация принимает меры по организации теплоснабжения на территории с. Александровский Завод в пределах своих полномочий, определяемых законодательством, регулирующим данные правоотношения. В настоящее время закупка угля и доставка его на территорию котельной производится ООО «Авангард плюс» надлежащим образом. В МДОУ детский сад «Теремок» на сегодняшний день температура нормализована, сотрудники ООО «Авангард плюс» осуществляют контроль за соблюдением надлежащих температур. Кроме того, администрацией района, как учредителем учреждения, выделены денежные средства в сумме 10000 рублей на приобретение и установку в систему отопления насоса для поддержания надлежащей циркуляции горячей воды в системе. После окончания отопительного сезона насос будет установлен. Схема теплоснабжения в сельском поселении «Александрово- Заводское» утверждена. Проводить инструктаж кочегаров, следить за температурой на обратном трубопроводе, администрация не может. Считает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, в качестве ответчика должен быть привлечен ООО «Авангард плюс». В дополнение пояснила, что на день рассмотрения дела концессионное соглашение не прошло государственную регистрацию. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Александрово-Заводского района отказать.

Заведующая МДОУ детский сад «Теремок» ФИО7, поддержала доводы, указанные в административном исковом заявлении, дополнительно пояснила, что заведующая сада, неоднократно обращалась в администрацию «Александрово-Заводского района», а также к руководству МУП ЖКХ сельского поселения Александрово-Заводское с претензией о том, что в детском саду температура воздуха не соответствует СанПин, в связи с чем, невозможно нахождение детей в саду. В настоящее время в связи с повышением температуры воздуха на улице, температура воздуха в детском саду повысилась, но также не соответствует СанПин, до сих пор детский садик работает с перебоями. Когда в феврале на улице температура понижалась, пришлось закрыть полностью весь детский сад, так как и в первом и во втором корпусе температура воздуха в помещениях была предельно минимальная, и не соответствовала ни каким требованиям. Данная проблема существует не первый год и как только наступают сильные холода, температура в детском саду также понижается до минимальных отметок.

Представитель ООО «Авангард плюс», привлеченного судом в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Как следует из телефонограммы, исковые требования прокурора ООО «Авангард плюс» не признает, общество будет являться ненадлежащим ответчиком, в случае его привлечения судом таковым, так как концессионное соглашение в настоящее время с администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» не зарегистрировано в регистрирующем органе, как и документы о передаче объектов недвиджимости, договор с МДОУ детский сад «Теремок» на предоставление услуг по теплоснабжению, не заключен.

Заслушав объяснения процессуального административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 -ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 -Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными " и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Санитарные правила, согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов - среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона №52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона №52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 28 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п. 8.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13) значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение т3).

Согласно Приложению 3 к СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, устанавливаются следующие требования к температуре воздуха в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах- приемные, игровые ясельных групповых ячеек не ниже 22 - 24°С, приемные игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек 21 - 23 °С спальни всех групповых ячеек не ниже 19-20°С, туалетные ясельных групп не ниже ?2 - 24°С, Туалетные дошкольных групп не ниже 19 - 20°С, помещения медицинского назначения не ниже 22 - 24°С, залы для муз. и гимнастических занятий не ниже 19 - 20°С, Прогулочные веранды не менее 12°С, зал с ванной бассейна не менее 29°С, раздевалка с душевой бассейна не ниже 25 - 26°С отапливаемые переходы не менее 15°С.

Установлено, что начиная с 27 ноября 2018 в МДОУ детский сад «Теремок» указанные требования санитарных правил к температурному режиму в помещениях дошкольной образовательной организации не соблюдаются. Так согласно тетради соблюдения температурного режима МДОУ детский сад «Теремок» с. Александровский Завод, ведении которой осуществляется медицинским работником образовательной организации - по состоянию на 27.11.2017 (вторник) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 18 °С, в спальне этой же группы 16 °С, в помещениях игровой и спальни 1 младшей группы 18 °С, в спальне 2 младшей группы 18 °С, в помещении игровой средней группы температура воздуха составляла 17 °С, в спальне этой же группы 15 °С; - по состоянию на 28.11.2018 (среда) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 18 °С, в спальне этой же группы 16 °С, в помещениях игровой и спальни 1 младшей группы 18 °С, в спальне 2 младшей группы 16 °С, в помещениях игровой и спальни средней группы температура воздуха составляла 16 °С; - по состоянию на 29.11.2018 (четверг) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 18 °С, в спальне этой же группы 16 °С, в помещении игровой 1 младшей группы 18 °С, в спальне этой же группы 15 °С, в спальне 2 младшей группы 15°С, в помещении игровой средней группы температура воздуха составляла 17 °С, в спальне этой же группы 14 °С.; - по состоянию на 30.11.2018 (пятница) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 15 °С, в спальне этой же группы 13°С, в помещении игровой 1 младшей группы 14 °С, в спальне этой же группы 12 °С, в помещении игровой 2 младшей группы 12 °С, в спальне этой же группы 13 °С, в помещениях игровой и в спальне средней группы 13 °С; - по состоянию на 03.12.2018 (понедельник) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 18 °С, в спальне этой же группы 15°С, в помещении игровой 1 младшей группы 16 °С, в спальне этой же группы 15 °С, в помещении игровой 2 младшей группы 18 °С, в спальне этой же группы 16 °С, в помещении игровой средней группы 17 °С, в спальне этой же группы 15 °С; - по состоянию на 04.12.2018 (вторник) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 18 °С, в спальне этой же группы 18°С, в помещении игровой 1 младшей группы 16 °С, в спальне этой же группы 15 °С, в помещениях игровой и в спальне 2 младшей группы 15 °С, в помещении игровой средней группы 17 °С, в спальне этой же группы 15 °С; - по состоянию на 05.12.2018 (среда) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 17 °С, в спальне этой же группы 17°С, в помещении игровой 1 младшей группы 15 °С, в спальне этой же группы 13 °С, в помещениях игровой и в спальне 2 младшей группы 15 °С, в помещении игровой средней группы 13°С, в спальне этой же группы 14 °С; -по состоянию на 06.12.2018 (четверг) в помещении игровой подготовительной группы температура воздуха составляла 16 °С, в спальне этой же группы 16°С, в помещении игровой 1 младшей группы 16 °С, в спальне этой же группы 15 °С, в помещениях игровой 2 младшей группы 15 °С, в спальне 13°С, в помещении игровой средней группы 12°С, в спальне этой же группы 12 °С; - по состоянию на 07.12.2018 (пятница) в помещении игровой 1 младшей группы 17°С, в спальне этой же группы 16 °С, в помещениях игровой 2 младшей группы 13 °С, в спальне 11°С, в помещении игровой средней группы 17°С, в спальне этой же группы 15 °С. указанные показания стронами не оспариваются.

Теплоснабжение образовательной организации централизованное и осуществлялось на момент проведения проверки МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» сельского поселения «Александрово-Заводское» на основании договора заключенного 11 января 2018 года (л.д.10-11,12). 10 декабря 2018 года администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» вынесено постановление о ликвидации МУП «ЖКХ сельского поселения «Александрово-Заводское», со сроком ликвидации до 01 марта 2019 года (л.д. ). В настоящее время, как следует из пояснений представителя административного ответчика администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», теплоснабжение поселения, в том числе детского сада, осуществляет ООО «Авангард плюс», однако, юридически это ни чем не подтверждается, кроме концессионного соглашения от 01 декабря 2018 года, не прошедшего регистрацию, а также акта приема-передачи без указания даты его подписания, даты концессионного соглашения.

В силу п. 20.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 руководитель дошкольной образовательной организации является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения, необходимые условия для соблюдения санитарных правил. Несмотря на то, что температурный режим в образовательной организации не соблюдается, руководством организации не принято мер к понуждению теплоснабжающей организации к надлежащему исполнению условий договора. За период отопительного сезона 2018-2019 г.г. руководством МДОУ детский сад «Теремок» направлялись претензии в адрес МУП «ЖКХ», однако мер по обращению в суд к теплоснабжающей организации, мер к приостановлению образовательной деятельности до стабилизации температурного режима в помещениях и приведения его в соответствие с санитарными нормами и правилами руководством МДОУ детский сад «Теремок» не принято. В связи с рассмотрением представления прокурора Александрово-Заводского района от 07 декабря 2018 года администрацией муниципального района «Александрово-Заводский район» заведующей МДОУ детский сад «Теремок» было указано, на необходимость в случае снижения температуры в зданиях детского сада, согласно приложению 3 к СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, приостанавливать работу учреждения и прекращать прием детей. (л.д.25), однако, частичное приостановление деятельности образовательной организации в указанных случаях не предусматривается законодательством.

Температура воды в системе отопления должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику, который разрабатывается специалистами теплотехниками проектных и энергоснабжающих организаций по специальной методике для каждого источника теплоснабжения с учетом конкретных местных условий.

По результатам проведенной прокуратурой проверки, кроме того, по состоянию на 30 ноября 2018 года установлен факт, фактического отсутствия угля на котельной МУП «ЖКХ».

В соответствии с п. 1, 6 4.1, ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а так же утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Решением Совета депутатов сельского поселения «Александрово- Заводское» от 25.09.2015 администрация сельского поселения «Александрово-Заводское» ликвидирована. В соответствии с Уставом муниципального района «Александрово-Заводский район» администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения «Александрово-Заводское».

Частью 3 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ, установлено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

В силу ч.5 ст.20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях проверки готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.

В результате обследования котельной МУП «ЖКХ» установлено отсутствие в котельной температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское», кочегарами поддерживается постоянная температура 50 °С на обратном трубопроводе», указанную температуру им приказало поддерживать руководство МУП «ЖКХ».

Согласно таблицы 1.5 Температурный график-95-70 Схемы теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское», утвержденной решением Совета Сельского поселения «Александрово- Заводское» от 24.09.2014 при наружной температуре воздуха -30 °С температура на обратном трубопроводе должна составлять оч, /э при наружной температуре -38 °С, температура на обратном трубопроводе котельной должна составлять 70 °С.

По данным ЕДДС района расход топлива на котельной с учетом снижения наружной температуры воздуха до 32-38 °С не изменился и по 5 декабря 2018 года составляет примерно 1,8 тонн в сутки. Таким, образом, МУП «ЖКХ» сельского поселения «Александрово-Заводское» не обеспечивалось соблюдение установленной схемы теплоснабжения сельского поселения «Александрово-Заводское».

По состоянию на 9:00 27.12.2018 температура во втором корпусе МОУ «Детский сад «Теремок» вновь отпустилась, и составляла от 13 до 15 °С, прием детей не велся.

По состоянию на 9:00 09.01.2019 температура во втором корпусе МОУ «Детский сад «Теремок» составляла от 11 до 14 °С, при наружной температуре воздуха - 25,6 °С прием детей не велся, из чего следует, что администрацией не приняты конкретные меры по улучшению теплоснабжения здания муниципального образовательного учреждения, что приводит к его необоснованному простою, нарушает непрерывность образовательного процесса, неэффективность расходования бюджетных средств на его содержание.

Согласно концессионному соглашению от 01 декабря 2018 года на территории с. Александровский Завод осуществляет деятельность по теплоснабжения и водоснабжения ООО «Авангард плюс». Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента. Государственная регистрация прав владения и пользования концессионера таким недвижимым имуществом может осуществляться одновременно с государственной регистрацией права собственности концедента на такое недвижимое имущество. Однако, представленное административным ответчиком соглашение на день рассмотрения дела не зарегистрировано в регистрирующем органе, сведения о передаче объектов концессионного соглашения концессионеру от концедента отсутствуют, представленные акт приема-передачи состав и описание объектов концессионного соглашения, мероприятия по реконструкции объекта концессионного соглашения, а также перечень земельных участков, на которых располагается объект Соглашения, не содержат сведений о дате их подписания, а также ссылку на дату заключения концессионного соглашения, то есть, представленные документы не отвечают требованиям действующего законодательства, регулирующим договорные отношения и не могут быть приняты судом как доказательства перехода прав от концедента к концессионеру.

В настоящее время договор теплоснабжения между МДОУ «Детский сад «Теремок» и ООО «Авангард плюс» не заключен.

Бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения МДОУ «Детский сад «Теремок», в том числе не принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения при неисполнении теплоснабжающими организациями своих обязательств либо, создает угрозу создает угрозу здоровью воспитанников детского сада, порождает невозможность стабильной работы образовательного учреждения, нарушает непрерывность образовательного процесса.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александрово-Заводского района, в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», МДОУ «Детский сад «Теремок», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» и МДОУ «Детский сад «Теремок» выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения МДОУ «Детский сад «Теремок».

Обязать администрацию муниципального района «Александрово-Заводский район» и МДОУ «Детский сад «Теремок» в срок до 01 декабря 2019 года, принять меры к организации теплоснабжения зданий МДОУ «Детский сад «Теремок» в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а так же федерального законодательства о теплоснабжении.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Ю. Гарголло