ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-900/19 от 18.06.2019 Ишимбайского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а- 900/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яскиной Т.А.

при секретаре Григорьевой Н.Н.

с участием административного истца ФИО4

представителя административного ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан"

о признании незаконным отказа в зачете средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с административным иском к Некоммерческой организации Фонд " Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании незаконным отказа в зачете средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме.

В обоснование исковых требований указано, что административные истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> и своевременно уплачивают коммунальные и иные платежи, в т.ч. в фонд капитального ремонта.

В 2011-2012 г. в 20-ти квартирном жилом <адрес> были выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества, инженерных сетей электрооборудования и устройств защитного заземления силами подрядчиков управляющей компании ООО "ЖЭУ-1" на общую сумму 323 077 руб. 67 коп. Оплата выполненных работ жителями многоквартирного жилого дома внесена в полном объеме-31.05.2016 г. Указанные работы были предусмотрены постановлением Правительства РБ №634 от 27.12.2013 г. сроком выполнения 2029- 2033 г.г. По заключению УК ООО "ЖЭУ-1" повторное выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей электрооборудования не требуется до 2039 г. 26.11.2015 г. комиссией НОФ "Региональный оператор капремонта РБ" было принято решение о зачете стоимости выполненных работ по капремонту общего имущества многоквартирного <адрес>. Указанным решением частично зачтена стоимость выполненных работ на сумму 63 632 руб. 25 коп. Оставшиеся денежные средства в сумме 259 445 руб. 42 коп., оплаченные собственниками за выполненный капитальный ремонт общего имущества ответчиком не зачтены.

Доля истцов за работы от общей суммы 323 077 руб. 67 коп. составляет 21 104 руб. 96 коп., не зачтенная ответчиком сумма составляет -16948 руб. 81 коп.

На основании вышеизложенного, административные истцы просили признать незаконным отказ в зачете административным истцам ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 ранее уплаченных денежных средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт; обязать ответчика произвести зачет денежных средств в сумме 16948 руб. 81 коп., потраченных собственниками квартиры №11, расположенной в доме <адрес> на капитальный ремонт общего имущества, инженерных сетей электрооборудования и устройств защитного заземления в счет выполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт; возместить судебные расходы по оплату услуг адвоката в размере 4000 руб., компенсировать моральный вред ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в размере 16 948 руб. 81 коп.

В судебное заседание административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

С учетом вышеизложенного и на основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

В судебном заседании истец ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что капитальный ремонт выполнен, оплата за который произведена собственниками дома. Все условия для зачета всей суммы, потраченной на ремонт, соблюдены и документы представлены ответчику. Переписка с ответчиком длится уже три года. ФИО6 с заявлением о зачете суммы, потраченной на капитальный ремонт собственниками квартиры №11, обращалась к ответчику в сентябре 2018 г. Письмом от 10.09.2018 г. ответчик отказал ФИО6 в проведении зачета ранее выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества. Срок обращения с административным иском считает не пропущенным, в связи с чем, административный иск просит удовлетворить.

Административный ответчик - представитель НОФ " Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ" - ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что нормами действующего законодательства не предусмотрено проведение зачета стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в отношении отдельного помещения. Кроме того, согласно положению ч.1 ст. 21 Закона №694-з для выполнения зачета стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту необходимо подтвердить, что оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств, в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный республиканской программой капитального ремонта, не требуется. Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016 г. №459. Доказательств соблюдения вышеуказанной процедуры истцами не представлено, поэтому у Регионального оператора отсутствуют правовые основания для проведения зачета стоимости ранее проведенных работ по ремонту системы электроснабжения, о котором просят заявители.

Третье лицо- представитель ООО "ЖЭУ №1" - ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в нормативных документах определен порядок зачета стоимости ранее проведенных работ. Этот порядок истцами не соблюден. В иске просит отказать.

ФИО3., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, суду пояснил, что является старшим по <адрес>. Общее собрание собственников помещений МКД по вопросу зачета стоимости ранее проведенных работ не проводилось. К Региональному оператору по вопросу зачета в 2015 году не обращался.

Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

На основании ч.2 ст. 154 ЖК РФ оплата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч.5 ст. 181 Жилищного Кодекса РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Из анализа вышеприведенной нормы права следует, что стоимость работ засчитывается в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт

Частями 1,2,4 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 г. №694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан " установлено, что в случае если до наступления установленного республиканской программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные республиканской программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) выполнение этих работ в срок, установленный республиканской программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.

Зачет средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - зачет средств) осуществляется региональным оператором на основании заявления лица, уполномоченного действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, с приложением следующих документов: решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в таком доме; акт о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ; копия договора подряда на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; копии платежных документов, подтверждающих оплату капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме подрядной организации; решение собственников о сокращении перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме или переносе срока на более поздний период, если в соответствии с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации есть необходимость внесения в республиканскую программу капитального ремонта соответствующих изменений.

С учетом вышеизложенного, нормами действующего законодательства не предусмотрено проведение зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в отношении отдельного помещения на основании заявления его собственника (собственников).

Основанием для отказа в осуществлении зачета средств является наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: подача заявления о зачете средств лицом, не уполномоченным действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме; непредставление в полном объеме документов, указанных в части 2 настоящей статьи.

Таким образом, для выполнения зачета стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту необходимо подтвердить, что:

оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств;

в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный республиканской программой капитального ремонта, не требуется.

При этом, рассмотрение вопроса о возможности проведения зачета стоимости ранее оказанных услуг и ( или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома производится при предоставлении всех указанных документов.

В целях реализации Закона Республики Башкортостан "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан 31.10.2016 утвердило Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно пунктам 4.1,4.2 которого решение по вопросам установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается Администрацией на основании соответствующих решений Комиссии, принятых на ее заседании большинством голосов членов Комиссии. Комиссия рассматривает вопросы установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в следующих случаях:1) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Программой, до наступления установленного Программой срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с оплатой этих работ без использования бюджетных средств и средств Регионального оператора в соответствии с частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса; 2) непроведение в срок, предусмотренный Программой, капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса; 3) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Программой, до наступления установленного Программой срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.

При определении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяются акты осмотра состояния общего имущества в многоквартирном доме и (или) заключения экспертных организаций, технические отчеты о состоянии конструктивных элементов, документы о ранее проведенных ремонтах соответствующих конструктивных элементов и инженерных систем, ведомственные строительные нормы 58-88(р) ; Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения;, утвержденные приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312, и ведомственные строительные нормы 53-86(р) ; Правила оценки физического износа жилых зданий;, утвержденные приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 года N 446.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы З-вы являются собственниками жилого помещения- <адрес>.

Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. №634 "Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" жилой <адрес> внесен в план капитального ремонта под №414, в ходе проведения которого планируется ремонт системы электроснабжения 2029-2033 г.г.

Установлено, что в 2012 г. в жилом доме №28 по ул. Чкалова г. Ишимбай были выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества, инженерных сетей электрооборудования и устройств защитного заземления силами подрядчиков управляющей компании -ООО "ЖЭУ-1" на общую сумму 323 077 руб. 67 коп., что подтверждается отчетом по капитальному ремонту жилого многоквартирного дома №28 по ул. Чкалова г. Ишимбай (л.д.11), из которого также следует, что на 01.08.2015 г. задолженность собственников МКД за ранее проведенный капитальный ремонт составляет 63 632 руб. 25 коп.

01.08.2015 г. ООО "ЖЭУ-1" предоставило ответчику материалы по зачету стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту и просило произвести зачет средств в сумме 63 632 руб. 25 коп. ( л.д.9).

26.11.2015 г. комиссией ответчика принято решение принять документы, представленные собственниками помещений МКД и освободить на период с 01.12.2015 г. до 31.05.2016 г. от уплаты взносов на капитальный ремонт без зачета суммы в размере 63632.25 руб. (задолженность за период с 01.08.2015 г. до 31.05.2016 г.) в счет будущих платежей региональному оператору, поскольку данная сумма оплачивается собственниками помещений указанного дома управляющей компании в счет погашения задолженности, возобновить начисление и доставку платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт по окончании периода зачета, а именно с 01.06.2016 года, что подтверждается протоколом №23 ( л.д.12-15).

По результатам анализа документов, предоставленных суду сторонами, установлено, что представитель собственников дома №28 по ул. Чкалова г. Ишимбай с заявлением о зачете в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме и документами, предусмотренными ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 г. №694-з, к ответчику не обращался.

При этом, административные истцы полномочиями представителя собственников <адрес> не наделены.

А поскольку основанием для отказа в осуществлении зачета средств является наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных вышеуказанной нормой, отказ ответчика в зачете ранее уплаченных денежных средств административными истцами З-выми, признать незаконным нельзя.

В соответствии с частями 1, 5, 8 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Установлено, что 05.09.2018 г. административный истец ФИО6 обращалась к ответчику с заявлением о проведении зачета на сумму, потраченную на капитальный ремонт общего имущества.

10.09.2018 г. в удовлетворении заявления ФИО6 было отказано.

Получение данного отказа административным истцом ФИО4 в судебном заседании не оспаривалось.

В суд с административным исковым заявлением административные истцы обратились 01.03.2019 г., т.е. за пределами срока, установленного ст. 219 КАС РФ. В обоснование причин пропуска срока обращения в суд административными истцами доказательств суду не предоставлено. С заявлением о восстановлении срока обращения административные истцы в суд не обращались.

Вышеизложенное обстоятельство, установленное в судебном заседании, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии со ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и на основании доказательств, представленных сторонами суду.

С учетом вышеизложенного, обстоятельств установленных в ходе судебного разбирательства и доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств соблюдения административными истцами процедуры для зачета стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту МКД, суду не представлено.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований административным истцам отказано, оснований для взыскания с ответчика судебных издержек, компенсации морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Некоммерческой организации Фонд " Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" о признании незаконным отказа в зачете средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 23.06.2019 г.

Судья подпись Яскина Т.А.