ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-900/20 от 01.02.2019 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2019-010117-64 Дело № 2а-900/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 28 февраля 2020 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее по тексту - Управление Росреестра по <адрес>, Управление, регистрирующий орган), о признании действий незаконными. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ознакомился с материалами гражданского дела по иску ФИО2, ФИО3 и ФИО5 к нему и ФИО6 о выделе доли в натуре и его встречному исковому заявлению. При ознакомлении с материалами дела стало известно о произведенных действиях административных ответчиков о внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> как незавершенный реконструкцией офис на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внесены изменения в запись о ЕГРП на недвижимое имущество. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> указывает, что имеются несоответствия в ЕГРП и ГКН, при этом указано, что иные сведения внесены в отношении объекта в ГКН. В соответствии со ст.247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. С заявлением о внесении изменений в ЕГРП и ГКН он не обращался, документов по реконструкции помещения со сносом несущей стены не согласовывал, таким образом, административные ответчики незаконно внесли изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес>, тем самым нарушили права и законные интересы административного истца. Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрены основания для осуществления государственной регистрации прав. Административными ответчиками нарушены положения данной нормы права. Просит признать действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по внесению записи о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости – помещения 61Н в <адрес> – незаконными и обязать устранить нарушения законодательства. Признать действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению ДД.ММ.ГГГГ записи о внесении изменений в отношении объекта недвижимости – помещения 61Н в <адрес> – незаконными и обязать устранить нарушения законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уточнил требования, указывая, что в материалы дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> представлено часть регистрационного дела на объект - помещения 61Н в <адрес> представленных административным ответчиком документов, стало известно, что на основании заявления ФИО5 в ЕГРП были внесены изменения в 2006 году (номер регистрации 19-19-00/019/2006-388) по площади помещения, наименованию объекта и изменению кадастрового номера. Между тем, в письме от ДД.ММ.ГГГГ (с данным письмом ознакомился ДД.ММ.ГГГГ по делу ) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внесены изменения в запись о ЕГРГТ на недвижимое имущество. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федератьная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> указывает, что имеются несоответствия в ЕГРП и ГКН, при этом указано, что иные сведения внесены в отношении объекта в ГКН. Данное письмо ему не направлялось и не вручалось. Им данное письмо было обнаружено в офисе на столе летом 2019 года, когда к нему и ФИО6 был предъявлен иск ФИО2, ФИО3 и ФИО5 о выделе доли в натуре. Из данного письма не ясно, какие действия были осуществлены государственными органами и кем именно были осуществлены. С учетом изложенного, просит признать действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по внесению записи о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> - незаконными и обязать устранить нарушения законодательства; признать действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению записи в 2006 году о внесении изменений в ЕГРП в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> (номер регистрации ) - незаконными и обязать устранить нарушения законодательства; признать действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению ДД.ММ.ГГГГ записи о внесении изменений в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> - незаконными и обязать устранить нарушения законодательства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации».

В судебном заседании административный истец ФИО1, поддержал требования по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений, настаивая на их удовлетворении. Кроме того указал, что представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> заявлено о пропуске срока на обжалование. Срок на обжалование им не пропущен по следующим основаниям. О совершенных незаконных действиях административных ответчиков и основаниях, на основании чего были произведены данные действия, ему стали известны только ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с материалами гражданского дела по иску ФИО2. ФИО3 и ФИО5 к ФИО1 и ФИО6 о выделе доли в натуре и встречному исковому заявлению ФИО1, в которое по запросу суда было представлено регистрационное дело объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> ознакомлении с материалами дела стало известно о произведенных действиях административных ответчиков о внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости в отношении объекта недвижимости - помещения 61Н в <адрес> как незавершенный реконструкцией офис на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого, о том, что действия административными ответчиками были произведены в 2006 году ему стал известно при ознакомлении с материалами настоящего дела, а именно представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> частично регистрационным делом на объект - помещения 61Н в <адрес> того стало известно, что на основании заявления ФИО5 в ЕГРП были внесены изменения в 2006 году (номер регистрации ) по площади помещения, наименованию объекта и изменению кадастрового номера. Между тем в письме от ДД.ММ.ГГГГ (с данным письмом ознакомился ДД.ММ.ГГГГ по делу ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отражено, что изменения внесены ДД.ММ.ГГГГ в запись о ЕГРП на недвижимое имущество. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ Филиал федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> указывает, что имеются несоответствия в ЕГРП и ГКН. При этом указано, что иные сведения внесены в отношении объекта в ГКН. Данное письмо ему не направлялось и не вручалось, обнаружено в офисе на столе летом 2019 года. Из данного письма не ясно, какие действия были осуществлены государственными органами и кем именно были осуществлены, в связи с чем он не мог знать о нарушении своих прав из данного письма. Срок обращения в суд не был пропущен, так как о нарушении права узнал ДД.ММ.ГГГГ, тогда как с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ. Если суд придет к мнению, что срок пропущен, ходатайствовал о его восстановлении.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что до ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и внесение записей о государственной регистрации осуществлялись Управлением (органом регистрации прав) в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в порядке и в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч.ч.1,6 ст.12 Закона о регистрации (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав (далее - ЕЕРП) состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая информация. При этом полномочия по осуществлению технического учета объектов недвижимости на территории Республики Хакасия, до начала действия (в этой части с ДД.ММ.ГГГГ) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) осуществляло ГУП РХ УТИ. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕЕРН) ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право общей долевой собственности, в том числе, 1/5 доля в праве общей долевой собственности ФИО1, на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом.61Н. Для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности согласно описи документов от ДД.ММ.ГГГГ, принятых на государственную регистрацию от ФИО4, заявителями с заявлением предоставлена, в том числе, копия из технического паспорта нежилого помещения 61Н на 1 этаже 4х этажного жилого дома, по адресу: <адрес>, пом. 61Н, выданная ГУП РХ УТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (в описи документов указана как выписка из технического паспорта). ДД.ММ.ГГГГ в орган регистрации прав обратилась ФИО5 с заявлениями и о регистрации сделки дарения и права общей долевой собственности на незавершенный реконструкцией офис, расположенный по адресу: <адрес>, пом. 61Н. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 17 Закона о регистрации (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. В связи с отличием характеристик объекта, сведения о котором содержались в ЕГРП (в органе регистрации прав) от характеристик объекта, содержащихся в представленных на регистрацию документах, выданных органом технического учета, заявителем было представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ЕГРП в части указания площади и наименования объекта. В соответствии с требованиями Закона о регистрации (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) заявителем, согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ, были представлены Выписка из технического паспорта объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГУП РХ УТИ ДД.ММ.ГГГГ, а также Заключение проектного отдела ГУП РХ УТИ от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку все представленные на государственную регистрацию и внесение изменений в отношении объекта недвижимости документы соответствовали требованиям действующего законодательства, в том числе, были выданы лицами, уполномоченными на осуществление технического учета и на осуществление в установленных случаях согласования перепланировок, ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов в сведения ЕГРП были внесены следующие изменения: «площадь 158,9 кв.м., наименование объекта нежилое помещение на «площадь -, не завершенный реконструкцией офис». Указанные изменения в сведения об объекте недвижимости были внесены органом регистрации прав на основании документов, выданных уполномоченным на ведение технического учета органом (Выписка из технического паспорта объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГУП РХ УТИ ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку орган регистрации прав не был наделен полномочиями на осуществление технического учета, и, соответственно, на какое-либо изменение актуальных сведений об объекте недвижимости, самостоятельно органом регистрации прав никакие характеристики объекта не устанавливались, и были внесены строго в соответствии с данными, отображенными в техническом документе органа технического учета. У органа регистрации прав отсутствовали полномочия проведения правовой экспертизы законности принятия органом технического учета решений о проведении технического учета (в том числе, в связи с изменением объекта недвижимости в результате перепланировки или реконструкции). С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на территории Республики Хакасия были переданы ФКП Росреестра, и до введения в действие с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Филиалом осуществлялось ведение государственного кадастрового учета в Государственном кадастре недвижимости. При этом, до ДД.ММ.ГГГГ ведение ЕГРП и ведение ГКН осуществлялось органом регистрации прав и органом кадастрового учета в различных программных комплексах. Согласно информации, полученной от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, в ГКН сведения о спорном помещении были внесены в результате выполнения работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГД в рамках передачи полномочий по осуществлению кадастрового учета с органов технической инвентаризации и технического учета к ФГБУ «ФКП Росреестра». Поскольку, в результате внесения сведений органом регистрации прав в ЕГРП и органом кадастрового учета в ГКН, сведения о спорном объекте недвижимости частично не совпадали (в частности, в части указания площади объекта (в ЕГРП она отсутствовала), наименования объекта, кадастрового номера (в ЕГРП был внесен номер, присвоенный ранее органом технического учета) в целях сопоставления и повышения качества данных ЕГРП и ГКН в соответствии с Распоряжением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № Р/4 «О повышении качества сопоставимости данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства и помещениях» в рамках мероприятий по гармонизации и верификации данных ЕГРП и ГКН ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП были внесены следующие изменения: в графе кадастровый номер с »; в графе площадь с «-» на «150,4»; в графе наименование с «не завершенный реконструкцией офис» на «помещение не сдано в эксплуатацию после реконструкции»; в графе инвентарный номер с «»; в графе назначение с «конторское» на «нежилое». Указанные изменения внесены на основании технического документа органа кадастрового учета: кадастровый паспорт объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выдавший орган: Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>. Таким образом, запись, внесенная Управлением ДД.ММ.ГГГГ, носит характер не внесения изменений в связи с изменениями объекта недвижимости, а лишь направлена на корректировку уже имеющихся в ЕГРП и ГКН сведений согласно техническому документу - техническому паспорту нежилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГУП РХ УТИ. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, по доверенности ФИО8, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что сведения об объекте недвижимости (вид объекта недвижимости - помещение) внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГД Центром обработки данных. В соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, помещению присвоен кадастровый . С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на территории Республики Хакасия были переданы ФКП Росреестра, и до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Филиалом осуществлялось ведение государственного кадастрового учета в Государственном кадастре недвижимости. Ведение Единого государственного реестра прав осуществлялось Управлением, а ГКН - Филиалом. Включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществлялось в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках и Порядке включения государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах, недвижимости. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, заявлений о кадастровом учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, г Абакан, <адрес> пом. 61Н не поступало. Кадастровый паспорт на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, г Абакан, <адрес> пом. 61Н от ДД.ММ.ГГГГ выдан Филиалом на основании внутриведомственного запроса по ОКС от ДД.ММ.ГГГГ. При выдаче Филиалом кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ нарушений законодательства и нарушений прав административного истца не выявлено, так как технические характеристики объекта недвижимости в кадастровом паспорте отражены в соответствии со сведениями ГКН внесенными из технического паспорта нежилого помещения, подготовленного РГУП «РУТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ГКН. Кроме того указала, на пропуск истцом на обращение в суд. Просит в удовлетворении требований, указанных в административном исковом заявлении ФИО1 отказать.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ возражала протии удовлетворения исковых требований, поясняла, что административный иск ФИО1 необоснован. Оспариваемые действия приняты надлежащими органами, в пределах компетенции, и на законном основании. Для кадастрового учета и внесения изменений в ГКН и ЕЕРН о характеристиках ранее учтенного объекта недвижимости заявления правообладателя не требуется. Указанные действия осуществлены на основании технического паспорта (выписки из технического паспорта), в порядке, предусмотренном законом. Кроме того, указывала на пропуск административным истцом процессуального срока обращения в суд с указанным требованием. Административный ответчик уведомил административного истца и заинтересованных лиц о внесенных изменениях в характеристики помещения письмом от ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим иском ФИО1 обратился только в декабре 2019 года, через 6 лет с момента, когда ему стало известно о внесенных изменениях. Просит в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО6 в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Государственное унитарное предприятие РХ «Управление технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса, как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1,2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Согласно п. 6 ст. 12 названного Закона, единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта. В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

В соответствии с п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 219, подраздел I-3 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I-3 могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 67 Правил ведения ЕГРП, лист записи об изменениях (Приложение N 9) используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

Частью 1 ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Частью 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до ДД.ММ.ГГГГ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 3).

При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер ( ч.4 ст. 45 указанного Федерального закона).

В соответствии с Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости, присваивается кадастровый номер (ч. 2 п. 2 Порядка).

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «АСК «Сибвосток-Саяны» и ФИО2, ФИО9, ФИО1, ФИО6, ФИО10 приобрел 1/5 долю в общей долевой собственности нежилого помещения общей площадью 158,9 кв.м., кадастровый Н, расположенное по адресу: РХ, <адрес> пом. 61Н.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра зарегистрировано право собственности ФИО1 на объект недвижимости с кадастровым номером 19:01:030013:000:2428/1-61Н.

Согласно заключения проектного отдела ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, в принадлежащем заявителю помещении на основании Постановления Мэра <адрес>, в 2000 году начата реконструкция объекта (перепланировка нежилого помещения под офис юридической консультации), расположенного по адресу: РХ, <адрес> пом. 61Н, требующая оформления разрешения на строительство и документов на ввод в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РХ в соответствии ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ЕГРП были внесены изменения сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества (нежилом помещении): в графе кадастровый номер с «»; в графе площадь с «-» на «150,4»; в графе наименование с «не завершенный реконструкцией офис» на «помещение не сдано в эксплуатацию после реконструкции»; в графе назначение с «конторское» на «нежилое». Корректировка уже имеющихся в ЕГРП и ГКН сведений внесена Управлением Росреестра по РХ согласно техническим документам - техническому паспорту нежилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выданному ГУП РХ «УТИ», заключения проектного отдела ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 12, 14, 15 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России ДД.ММ.ГГГГ при внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических и реестровых ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом «погашенные», если иное не предусмотрено Порядком.

При внесении изменений и иных дополнительных сведений в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются:

кадастровый номер объекта недвижимого имущества либо номер регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, в запись о котором вносятся изменения (дополнения);

изменяемая и измененная характеристика объекта недвижимости или изменяемое и измененное содержание записи о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке;

сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (дополнений) в объеме сведений, предусмотренных пунктом 51 Порядка (если изменения вносятся на основании данных базового информационного ресурса, в отношении документов-оснований дополнительно указывается наименование базового государственного информационного ресурса).

Следовательно, действия Управления Росреестра по РХ по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества, произведенные на основании выданного ГУП РХ «УТИ» технического паспорта, заключения проектного отдела ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, являются законными и обоснованными.

Правилами ведения кадастра предусмотрена замена, а не признание недействительными неактуальных сведений. Административный истец вправе обратиться с требованиями о внесении изменений в кадастр, подготовив соответствующий технический план об уточнении характеристик в порядке ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, суд отмечает, что на ФИО1 не был лишен возможности пользоваться объектом недвижимости с учетом внесенных Управлением Росреестра по РХ изменений.

В силу ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании действий незаконным необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: нарушение административным ответчиком своими действиями (бездействием) требований закона и повлекшее данными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов административного истца.

Суд совокупности таких условий не установил. Административным истцом в нарушение п.1 ч.9, ч.10 ст. 226 КАС РФ, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов не представлено.

В связи с указанным, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ответчиком не были нарушены требования Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», нарушения прав ФИО1 не имеется.

Административный ответчик ссылается на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращения в суд, административный истец своевременно уведомлялся о внесении Управлением Росреестра по РХ изменений ЕГРПН в отношении спорного объекта.

В судебном заседании административный истец пояснил, что Управлением Росреестра по РХ письмо от ДД.ММ.ГГГГ ему не вручалось, с данным письмом он ознакомился ДД.ММ.ГГГГ по делу , в суд с настоящим административным иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, ходатайствовал о восстановлении срока.

В силу п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что административным истцом суду не приведены обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению в суд с требованием о признании действий (бездействий) незаконными Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца о признании действий (бездействий) незаконными Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов