Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело № ***
**.**.** года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе
председательствующего Солодухиной Н.Н.,
с участием – ст.помощника
Железногорского межрайонного прокурора Федоренковой Ю.П.,
при секретаре Митиной Г.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Муниципального образования «М» *** Курской области о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «М» *** Курской области, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности, в не осуществлении государственной регистрации права собственности, в не передаче объекта в собственность муниципальному образованию ***,
установил:
Железногорский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Администрации Муниципального образования «***» *** Курской области о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «***» *** Курской области, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности, в не осуществлении государственной регистрации права собственности, в не передаче объекта в собственность муниципальному образованию ***, мотивируя следующим.
Железногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальным образованием «***» *** Курской области законодательства, регулирующего вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, сохранности такого муниципального имущества, в ходе которой в действиях администрации ****** Курской области, выявлены нарушения в указанной сфере законодательства.
Проверкой установлено, что в реестре муниципальной собственности МО «***» состоит ЛЭП-0,4 кВ., расположенная на территории СДТ «***» по адресу: Курская область, ***, ***. К ЛЭП-0,4 Кв. подключены водозаборная скважина и жилые дома, расположенные по *** сл.***. Администрацией МО «***» *** право муниципальной собственности на ЛЭП-0,4 кВ не оформлено, ЛЭП-0,4 кВ на обслуживание специализированной организации не передана. Несмотря на то, что в соответствии с п.3,4 ст.14 Федерального закона от **.**.**№ ***-З «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электроснабжения в границах сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района, администрацией *** объект ЛЭП -0,4 кВ в собственность *** для реализации полномочий, предоставленных в силу закона, не передан. Также проверкой установлено, что за счет объекта электросетевого хозяйства ЛЭП-0,4 кВ, состоящего в реестре муниципальной собственности МО «***», осуществляется передача электрической энергии потребителям, в том числе на водозаборную скважину и собственникам жилых домов по *** сл.*** Курской области. При этом администрация МО «***» не имеет возможности оказывать услуги по передаче электрической энергии и осуществлять в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, в связи с чем, указанные объекты электросетевого хозяйства подлежат передаче в установленном законом порядке муниципальному району и сетевой организации для содержания, обслуживания и выполнения вышеперечисленных обязательств, предусмотренных законодательством. В ходе проверки установлено, что администрацией ****** мер по оформлению права собственности на объект электросетевого хозяйства ЛЭП-0,4 кВ и передаче в собственность муниципального района и на обслуживание специализированным сетевым организациям, принято не было. ЛЭП специализированными сетевыми организациями не обслуживается, что негативно влияет на организацию электроснабжения в границах поселения. Непринятие администрацией *** мер к передаче указанного объекта электросетевого хозяйства в собственность муниципального района и в пользование сетевой организации влечет нарушение прав физических и юридических лиц на получение услуг по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к указанным объектам, а также на получение иных услуг, определенных Приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***, которые обязана оказывать сетевая организация. По фактам выявленных нарушений Железногорской межрайонной прокуратурой главе администрации ********.**.** было внесено представление об устранении нарушений законодательства о распоряжении муниципальным имуществом. **.**.** администрацией ****** направлен ответ о результатах рассмотрения представления межрайонного прокурора, согласно которому администрацией ****** направлено письмо в администрацию *** о выделении денежных средств для оформления муниципального имущества ЛЭП-0,4 кВ в муниципальную собственность с последующей передачей в собственность муниципальному району. По результатам дополнительно проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что по состоянию на **.**.** администрацией муниципального образования *** право муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4кВ не оформлено, государственная регистрация объекта ЛЭП-0,4кВ не осуществлена, указанный объект в *** не передан. Бездействие муниципального образования, выразившееся в непринятии администрацией *** мер к передаче указанного объекта электросетевого хозяйства в собственность муниципального района и в пользование сетевой организации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение услуг по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к указанным объектам, а также на получение иных услуг, определенных Приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***, которые обязана оказывать сетевая организация.
На основании изложенного, Железногорский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «***» *** Курской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4 кВ., расположенную на территории СДТ «***», по адресу: ***, ***, по не осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности муниципальным образованием «***» *** Курской области на объект ЛЭП-0,4 кВ., в не осуществлении передачи объекта ЛЭП-0,4 кВ. в собственность *** Курской области; обязать администрацию муниципального образования «***» *** Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4 кВ., расположенную на территории СДТ «***», по адресу: ***, ***; осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования «***» *** Курской области на объект ЛЭП-0,4 кВ.; осуществить передачу объекта ЛЭП-0,4 кВ. в собственность *** Курской области.
В судебном заседании представитель административного истца – ст.помощник Железногорского межрайонного прокурора Федоренкова Ю.П. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.3 Федерального закона от **.**.** №35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит организацию в границах поселения электроснабжения поселения.
Согласно ст.50 названного Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст.51 Федерального закона №131-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от **.**.**№ *** утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В силу п.2 названных Правил сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (п.3 Правил).
Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с **.**.** - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (п.4 Правил).
Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций утверждены Приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***.
В соответствии с п.3 названного Приказа в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет: а) заключение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; б) внесение изменений в договор об оказании услуг по передаче электрической энергии; в) расторжение договора об оказании услуг по передаче электрической энергии; г) информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии; д) допуск уполномоченных представителей потребителя услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии в порядке и случаях, установленных договором об оказании услуг по передаче электрической энергии; е) согласование места установки прибора учета электрической энергии (мощности), схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета электрической энергии (мощности), а также метрологических характеристик прибора учета; ж) допуск в эксплуатацию прибора учета; з) снятие контрольных показаний приборов учета; и) прием показаний приборов учета от потребителя; к) проверку, в том числе снятие показаний, прибора учета перед его демонтажом для ремонта, поверки или замены; л) расчет объема переданной электрической энергии потребителю; м) контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; н) контроль значений соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств) потребителя; о) проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации; п) полное (частичное) ограничение режима потребления электрической энергии в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**№ ***, Правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***; р)составление и предоставление потребителю актов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии; с)составление актов согласования технологической и (или) аварийной брони; т)выдачу документов, предусмотренных в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, в том числе квитанций, счетов, счетов-фактур.
Пунктом 4 Приказа Минэнерго России от **.**.**№ *** определены процессы и услуги, которые должна оказывать сетевая организация в рамках технологического присоединения. В рамках технологического присоединения сетевая организация при обслуживании потребителей оказывает следующие услуги (осуществляет процессы): а) технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации; б) технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в том числе опосредованное присоединение); в)технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации по индивидуальному проекту; г)временное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно п.5 названного Приказа в рамках обслуживания потребителей сетевая организация по заявлению потребителя также оказывает следующие услуги (осуществляет процессы): а) выдачу справок и документов (их копий), подтверждающих технологическое присоединение к сетям сетевой организации (акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони); б) восстановление ранее выданных документов о технологическом присоединении либо выдачу новых документов о технологическом присоединении при невозможности восстановления ранее выданных технических условий; в) установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета.
В соответствии с п.8 названного Приказа сетевая организация раскрывает в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**№ ***, следующую информацию о паспортах услуг (процессов): круг заявителей; размер платы за оказание услуги (осуществления процесса) и основания ее взимания; условия оказания услуги (осуществления процесса); результат оказания услуги (осуществления процесса); общий срок оказания услуги (осуществления процесса); состав и этапы оказания услуги (осуществления процесса), включая сведения о содержании и (или) условиях этапа, форма оказания услуги (осуществления процесса).
Паспорт услуги (процесса) составляется в отношении каждой услуги (процесса), оказываемой сетевой организацией, по рекомендуемому образцу согласно приложению № *** к настоящим Единым стандартам. Паспорта услуг (процессов) сетевой организации публикуются сетевой организацией в соответствующем разделе на официальном сайте сетевой организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещаются на информационных стендах в офисах сетевой организации, предназначенных для приема потребителей по вопросам оказания услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению и иным вопросам, связанным с деятельностью сетевой организации.
Согласно ст.14 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В судебном заседании установлено, что в реестре муниципальной собственности МО «***» состоит ЛЭП-0,4 кВ., расположенная на территории СДТ «***» по адресу: Курская область, ***, ***
Также установлено, что к ЛЭП- 0,4 Кв., подключены водозаборная скважина и жилые дома, расположенные по *** сл.***.
Администрацией МО «***» *** право муниципальной собственности на ЛЭП-0,4кВ не оформлено, ЛЭП-0,4 кВ на обслуживание специализированной организации не передана.
Администрацией Михайловского сельсовета объект ЛЭП-0,4 кВ в собственность *** для реализации полномочий, предоставленных в силу закона, не передан.
Также проверкой установлено, что за счет объекта электросетевого хозяйства ЛЭП-0,4 кВ, состоящего в реестре муниципальной собственности МО «***», осуществляется передача электрической энергии потребителям, в том числе, на водозаборную скважину и собственникам жилых домов по *** сл.*** Курской области.
Администрация МО «***» не имеет возможности оказывать услуги по передаче электрической энергии и осуществлять в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, в связи с чем, указанные объекты электросетевого хозяйства подлежат передаче в установленном законом порядке муниципальному району и сетевой организации для содержания, обслуживания и выполнения вышеперечисленных обязательств, предусмотренных законодательством.
Кроме того, администрацией ****** мер по оформлению права собственности на объект электросетевого хозяйства ЛЭП-0,4 кВ и передаче в собственность муниципального района и на обслуживание специализированным сетевым организациям, принято не было.
Установлено, что ЛЭП специализированными сетевыми организациями не обслуживается, что негативно влияет на организацию электроснабжения в границах поселения.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией *** мер к передаче указанного объекта электросетевого хозяйства в собственность муниципального района и в пользование сетевой организации влечет нарушение прав физических и юридических лиц на получение услуг по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к указанным объектам, а также на получение иных услуг, определенных Приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***, которые обязана оказывать сетевая организация.
Железногорской межрайонной прокуратурой по фактам выявленных нарушений главе администрации ********.**.** было внесено представление об устранении нарушений законодательства о распоряжении муниципальным имуществом.
**.**.** администрацией *** направлен ответ о результатах рассмотрения представления межрайонного прокурора, согласно которому администрацией ****** направлено письмо в администрацию *** о выделении денежных средств для оформления муниципального имущества ЛЭП-0,4 кВ в муниципальную собственность с последующей передачей в собственность муниципальному району.
Установлено, что по состоянию на **.**.** администрацией муниципального образования *** право муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4кВ не оформлено, государственная регистрация объекта ЛЭП-0,4кВ не осуществлена, указанный объект в *** не передан.
Таким образом, поскольку бездействие муниципального образования, выразившееся в непринятии администрацией *** мер к передаче указанного объекта электросетевого хозяйства в собственность муниципального района и в пользование сетевой организации влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение услуг по передаче электрической энергии, по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к указанным объектам, а также на получение иных услуг, определенных Приказом Минэнерго России от **.**.**№ ***, которые обязана оказывать сетевая организация, суд считает правильным исковые требования Железногорского межрайонного прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 218 КАС РФ, суд
решил:
Иск Железногорского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «***» *** Курской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4 кВ., расположенную на территории СДТ «***», по адресу: ***, ***, по не осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности муниципальным образованием «***» *** Курской области на объект ЛЭП-0,4 кВ., в не осуществлении передачи объекта ЛЭП-0,4 кВ. в собственность *** Курской области.
Обязать администрацию муниципального образования «***» *** Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить право муниципальной собственности на объект ЛЭП-0,4 кВ., расположенную на территории СДТ «***», по адресу: ***, ***; осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования «***» *** Курской области на объект ЛЭП-0,4 кВ.; осуществить передачу объекта ЛЭП-0,4 кВ. в собственность *** Курской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: